Последняя радость

Альфира Зайнутдинова
               

По деревне прошел слух, что всех женщин, работавших во время Великой Отечественной войны в тылу, награждают юбилейной медалью. А сегодня бабушку Галию тоже пригласили в сельсовет. Она начала собираться в дорогу с большим волнением. Сельсовет находится на другом конце деревни, а она давно уже так далеко не ходила.

Младший  сын с семьей живет через несколько домов, внуки часто прибегают. Если что надо, то они и сходят, и принесут.  Галия радовалась тому, что сын наконец-то построил свой собственный дом и зажил там. А она осталась жить одна в доме, построенном её мужем Юсупом, мастером на все руки. Там ей было спокойно, уютно.

Как только сын с семьей переехал, свой любимый сундук из чулана попросила внести в дом. Он полон всякой всячины. И все вещи – все дорогие её сердцу: вышивки старшей дочери Амины, бантики, заколки младшенькой, несколько платков – подарки сыновей близнецов из армии, молитвы, написанные рукой мужа, сережки матери, монеты, которые в молодости вплетались в косы и ещё множество  узелков разной величины.

Ключ от сундука у неё всегда собой, в кармане фартука, завернут в носовой платок.
Среди всего этого богатства она отыскала свое любимое платье, алый платок. Не спеша, переоделась.
- Загляну к подруге, давно её не видела, - говорила она сама с собой, кладя в карман кусок мыла.
Её подруга Карима  живет на другой улице, как раз по пути в сельсовет. Всю свою долгую жизнь свои секреты, тайны души она доверяла только ей. Никогда Галия не делилась сокровенным с кем попало,  не сплетничала с соседками.

Собравшись, она взяла в руки палку своего мужа, который уже двенадцать как ушел в мир иной. И вышла в путь, опершись на неё.  Тяжелая жизнь согнула её кода-то стройную фигуру к земле, лицо избороздили многочисленные морщины. Не спеша, закинув свободную руку за спину, она прошла с одного конца деревни до другого, останавливаясь лишь затем, чтобы поприветствовать идущих навстречу односельчан.

В сельсовете ей вручили красивую бархатную коробку с медалью, сказали добрые слова, поблагодарили за труд. Она так обрадовалась этой награде, как будто получила дорогой подарок. Тут же отправилась в обратный путь, даже к любимой подруге заходить не стала.
Ей хотелось поделиться своей радостью с детьми.  « Выходные дни, возможно, кто-то из детей приедет, сын зайдет, внуки забегут», - размышляла Галия.

А на улице властвует май, щедро освещая холодную землю своими теплыми лучами.
Птицы заливаются на деревьях, прославляя весну и солнце. Лицо бабушки просветлело, в глазах отразилось яркое синее небо. Она словно помолодела на несколько лет.  « Кажется, крылья вырастают из горбатой спины», - подумала Галия, улыбнувшись.

Вернувшись домой, прибралась, вытащила из закромов припрятанные пряники, конфеты, налила воды в чайник. Красивый платок и платье не стала снимать, то и дело подходила к окошку, чтобы взглянуть на улицу, не подходит ли кто к калитке, а потом и вовсе вышла за калитку, уселась на скамеечку.

-  Ай, какая ты сегодня красивая, соседка, кого ждешь? – спросила ее Танзиля,  подойдя к ней.
- Так ведь праздники, детей жду. Сын давно из города не был, может, дочки надумают приехать. На утренний автобус, наверное, не успели. Может, в обед  подъедут или вечерним автобусом кто надумает…
- Автобус в два часа уже был, а до вечернего еще много времени. Идем ко мне, чай попьем вместе.
- Спасибо, Танзиля, а вдруг они на машине приедут, а дом будет закрытым. Спасибо, к тебе я завтра зайду.

Но все легковые машины проезжали мимо, и никого на улице тоже не было. А она все сидела, вглядываясь вдаль.
- Ты все еще сидишь? Нет никого? – крикнула через забор соседка.
- Нет, наверное, не смогли сегодня приехать. Все работают, а в выходные дела у всех. Сын на заводе посменно работает, может, он и не отдыхает вовсе сегодня. Ладно, пойду я…

Тяжело поднявшись со скамьи, согнувшись сильнее обычного, она скрылась за калиткой.
Дома он взяла со стола коробку с медалью, убрала ее в сундук, где уже лежали медали
 « Материнская Слава» и « Мать- героиня». Любимое платье и платок тоже заняли свои места, лакомства тоже снова припрятала, а вдруг на следующей неделе приедут. 

Сын, сноха и внуки тоже сегодня почему-то не приходили. А Галие так хотелось поделиться своей радостью с кем-нибудь из близких. Ночь показалась ей очень долгой, очень болело сердце. Утром она вышла в сад, думала, на свежем воздухе ей станет легче.

Когда в калитку влетел мальчуган, внук Галии, он удивился тому, что их бабушка почему-то легла отдохнуть на крыльце.
- Бабушка,  ты что дверь не можешь открыть?- звонко крикнул он, но ответа не было. Глаза у бабушки были  уставлены в одну точку, нижняя губа прикушена, от боли.

На следующий день во дворе у Галии было  много народа: шестеро детей, зятья, снохи, внуки, соседи. Они передавали из рук в руки медаль, полученную их матерью и бабушкой. Последнюю радость бабушки Галии…