Он взорвал глину изнутри

Анна Петросян
В арт-медиа центре «Родина» открылась выставка керамики Юрия НОВИКОВА, приуроченная к 40-летию его творческой деятельности
В залитой светом галерее – декоративные панно, скульптуры, вазы, фотографии. До официального открытия еще полчаса, и можно вдоволь насмотреться на рукотворную красоту и поговорить с автором.
- В этом году у меня двойной юбилей, - рассказывает Юрий Новиков. – В августе исполняется 65, и 40 лет творческой деятельности. Вот и открываем две выставки в Сочи – в центре «Родина» и через неделю в Художественном музее. Недавно о моей мастерской вышел очередной телефильм, его перевели на несколько языков и показали в десятке стран, в том числе и в Америке. После этого мне позвонил старый знакомый, который уже много лет живет в Калифорнии и говорит: «Юра, мы видели тебя по телевизору, и вазочку, что ты нам подарил на свадьбу, сразу вытащили из кладовки и поставили на видное место». Работы на этой выставке, сделаны приблизительно в один и тот же период – с 2005-го по 2010-й год. Мне очень нравится изображать северный пейзаж. Одни из самых свежих работ – панно «Голландия» - русские изразцы.
- Однажды, лет пять назад, побывала в вашей мастерской на улице Леселидзе. Вы говорили, что очень важен состав глины. За эти годы технология как-то изменилась?
- Да, разумеется. У меня много находок. Не боюсь раскрывать секретов, потому что вряд ли кто-то сможет создать у себя такую же мастерскую. У меня побывала искусствовед из Москвы, она писала книгу «Энциклопедия русской художественной керамики с VIII-го по XX-й век».  Она приехала в Сочи, увидела мою мастерскую и сказала, что я «последний магиканин». Таких мастерских в стране больше нет. Недавно я окончил работу в Москве над самым большим камином в мире. Делал его два года – 1200 изразцов. На выставке в Художественном музее покажу фотографии этого камина. Камин – это больше декоративная вещь, чем утилитарная, тепло он не держит. В московском климате и в сыром сочинском нужны печи. Мои печи и камины все топятся, кроме одного в Сестрорецке. Когда приезжали эксперты из книги ректоров Гиннеса в России, они попросили меня ее топить. Топил два дня. Они померили печь в высоту – 6 метров 2,5 сантиметра. А заявленная высота 6 метров и 1 сантиметр: от нагревания изразцы увеличились. А если о глине говорить, то делаю ее сам – в ней 28 компонентов: четыре разных глины, каолин, полевой шпат, мел, жидкое стекло, сода, поваренная соль и многие другие.
- Вы преподаете на кафедре дизайна в Сочинском государственном университете туризма и курортного дела. Помню, что у вас в мастерской были ученики. Сейчас знания кому-нибудь передаете?
- Кстати, СГУТиКД с августа будет переименован в СГУ. Да, есть и ученики, и помощники. На кафедре у меня три дипломника и дома в мастерской есть. С одних учеников денег не беру, с других беру, а некоторым плачу деньги. Все зависит от их материального положения. Они у меня все делают: и гончарят, и обжигают, и расписывают.
- А экскурсии вы по-прежнему проводите дома – в мастерской и галерее?
- Провожу. Ко мне регулярно приходят участники клубов «Анастасия», «Славянка», «Аватара», клуб юных журналистов «Пестрая сорока». Для школьников, студентов, пенсионеров вход бесплатный. Новым русским – три цены. А вот что-то толковое сделать с местными художниками не очень-то получалось. Я предлагал устраивать выставки, но им, кажется, это было неинтересно. Для своей галереи я покупаю у них работы, дарят крайне редко.
- Сейчас вы известный мастер своего дела, о вас уже двадцать фильмов сняли, не считая новостных сюжетов и материалов в печатных СМИ. Люди в разных странах узнали, что в России, в Сочи живет человек, который делает изразцовые печи, камины, панно и вазы из глины. Как и почему вы решили стать художником-керамистом?
- Я еще и паять люблю. Как-никак чемпион Ленинграда по радиоспорту. Отслужил в армии в радиовойсках, участвовал в чешских событиях, получил контузию. Сначала я поступил в Западный технический институт на отделение радиоэлектроники. Два года отучился, сбежал: не интересно стало. И затем с первого раза поступил в Муху (Санкт-Петербургская Государственная Художественно-промышленная Академия им. А. Л. Штиглица, с 1953-го по 1994-й год институт назывался Ленинградским Высшим Художественно-промышленным Училищем имени Веры Игнатьевны Мухиной, поэтому и сейчас, по традиции, в средствах массовой информации и быту его часто называют «Мухинским училищем» или «Мухой» - прим. ред.) Мой брат Виталий – известный скульптор-анималист. У меня есть работы, форму которых создал он, а расписал я, - «Медведь», «Мамонтенок», например. Одним из главных своих учителей считаю Илью Сергеевича Глазунова. Мы вместе проработали над объектами семь лет.
- Вот говорят, что вы нетипичный художник: и творите много, и деньги зарабатываете. Почему это до сих пор воспринимается в нашем обществе как взаимоисключающие понятия?
- А назовите мне художников, у которых всегда были деньги? Их, и правда, немного. У меня своё ИП. Через него и работаю. И есть правило: любая выставка – это еще и продажа, как у Айвазовского. Хотел в музее Николая Островского устроить такую выставку с возможностью продавать работы. А они мне говорят: мы, мол, муниципальное учреждение культуры, нам нельзя. Ну, тогда извините.
Вот такой он, юбиляр Юрий Новиков. А работы его – очень разные, характерные, «живые». До многих хочется дотронуться. Мне очень понравились бело-голубые композиции – заснеженные деревья и абстракция. Наверное, потому что они в жару так освежают и успокаивают. Есть теплые панно – в красках осени, огня, одни с сюжетом – другие дают фантазии зрителя полную свободу. Сам автор говорит, что больше всего любит писать сюжеты русских просторов – с речками, холмами, лесами и бескрайним небом. И такие есть на выставке. А какие поэтичные названия: «Светилась синяя звезда», «В этом мире я только прохожий», «Малиновый звон», «Уже заря снимает звезды и фонари на Невском тушит», «Дыша духами и туманами», «Мело весь месяц в феврале». Тут же, помимо линий и красок, возникают параллели и вспоминаются мотивы, смыслы и настроения этих стихотворений.  И еще советую – вглядитесь в скульптуру «Медведь. Спящая Россия». Мне кажется, произойдет что-то интересное.
С открытием выставки, приуроченной к двум юбилеям, Юрия Новикова поздравили друзья, коллеги, представители администрации города Сочи: директор арт-медиа центра «Родина» Марина Жуганова, заместитель мэра Сочи по социальным вопросам Ирина Романец, председатель Сочинского отделения Союза художников России Юрий Прокатов. От городского Собрания Сочи и администрации города художнику вручили почетные грамоты. Он же, в свою очередь всех поблагодарил за теплые слова и хорошее отношение и особенно куратора выставки и свою супругу, заведующую кафедрой дизайна СГУТиКД  Наталью Ивановну Барсукову.
- Он взорвал глину изнутри, - заметил Юрий Прокатов.