Труды Бобловского профессора

Валентин Стариков
Исполняется  180  лет со дня рождения замечательного русского ученого-химика Николая Павловича Ильина (1832 – 1892), которого мы смело можем назвать нашим земляком.
     Иначе нельзя, потому что его имя много лет связано с усадьбой в Боблове, где он жил и работал в летние месяцы после долгой, сырой и холодной Петербургской зимы. Притом много лет почти одновременно в Д.И. Менделеевым.
     Родился Николай Павлович Ильин 20 марта (1 апреля) 1832 года.
Так получилось, что имя Н.П. Ильина неизбежно связывают с именем Д.И. Менделеева.
И это неслучайно. В их судьбах очень много общего. Знакомы оба ученых были еще со студенческой скамьи. 
     Николай Павлович, будучи на два года старше, раньше поступил в Санкт-Петербургский Главный педагогический институт, который позднее окончил и Дмитрий Иванович Менделеев. (Тогда курс в Институте составлял два года).
     Ильин  по возрасту чуть  выше поднимался по служебной лестнице.
Оба они выбрали путь научной деятельности в области химии и физики.
Главный Педагогический институт был закрыт в 1859 году, но оба наших бобловских земляка, учившиеся у одних и тех же учителей, успели его окончить, и в последующие годы потом у них было много общих воспоминаний.
     Окончив физико-математическое отделение института, Николай Ильин служил учителем математики и физики в Литве, в Поневежском училище для дворян, а потом в Одесской 2-й гимназии. (Напомним, что и Д.И. Менделеев в 1855 - 1856 годах служил учителем в Одесском Ришельевском лицее, - еще одна тема для общих воспоминаний двух молодых ученых).
В 1858 году Н.П. Ильин переведен из Одессы в Петербург, где он стал репетитором по предмету химии во Втором Кадетском корпусе.
     (Заметим, что Д.И.Менделеев как раз в это время, в 1857 – 1859 годах (а затем и позднее)читал лекции во Втором Кадетском корпусе, - третья тема для общих бесед и воспоминаний).
     Ильин в 1861 г. был назначен преподавателем Санкт-Петербургского технологического института по химической технологии (здесь, на Московском проспекте, вскоре будет читать лекции и Д.И. Менделеев - с 1864 года он – профессор Технологического, а с 1904 года почетный член этого высшего, в то время (как, кстати, и сейчас) весьма престижного учебного заведения).
     О значительной близости обоих ученых говорит тот факт, что Н.П. Ильин с Менделеевым состояли в переписке. Так, Менделеев, находясь на стажировке в германском городе Гейдельберге, через Ильина хлопотал перед начальством о продлении командировки еще на год. В записной книжке 11 января 1861 года он помечает: «Хорошо так утром шло с определением расширения гликоля, как принесли письмо от Ильина – не оставляют еще на год…». Отказ означал: в Петербурге остро нуждаются в молодых преподавателях.
     А тем временем и сам Ильин был послан на два года в заграничную командировку для совершенствования в химической технологии, в этой новой еще для России отрасли знаний. Очевидно, что отказ Менделееву как раз и был связан с необходимостью командировки для Ильина.
     Вообще отношения Ильина и Менделеева за их почти сорокалетнее знакомство на взгляд со стороны представляли собой как бы дружбу ученых-соревнователей, взаимно дополняющих друг друга в русской науке и промышленной практике.
     Возвратившись из-за границы, Ильин с 1864 года читал в Технологическом курс технологии питательных, красильных и волокнистых веществ. И так много лет, пока не вышел в отставку. Его курс имел очень серьезное значение для России, где в эти годы бурно развивалась промышленность.
     Д.И. Менделеев в том же вузе читал химию. Поэтому неудивительно, что Ильин и Менделеев вместе ехали в июне 1865 года в Москву, на Международную мануфактурную выставку. Ильин был командирован от Технологического, а Менделеев от Петербургского университета, где он был штатным доцентом.
     Именно в эти дни в жизни обоих ученых произошло событие, которое сыграло значительную роль в их жизни и в жизни их семей.
 Как рассказывали родственники Менделеева, в вагоне поезда Петербург – Москва Ильин и Менделеев узнали о том, что в Клинском уезде продается помещичье имение – Боблово. Рассказывали, что Ильин поехал в Москву, а Менделеев не выдержал, утром 10 июня сошел с поезда в Клину, отправился в Боблово и осмотрел имение, таким образом выполнив и товарищеское поручение Ильина.
Дело откладывать в долгий ящик не стали, и понравившееся Менделееву Боблово через три дня было оформлено покупкой.
Боблово на первые профессорские сбережения купили на двоих – большую часть взял Менделеев, а меньшую Ильин.
На много лет Боблово для Ильина и Менделеева стало надежным пристанищем в летние дни…
     Следует упомянуть ещё об одном моменте, сближающем имена Ильина и Менделеева.
Если заглянем в старый справочник « Всеобщая адресная книга С.-Петербурга…», изданный в 1867 – 1868 году, то увидим, что и  надворный советник Николай Павлович Ильин, состоящий на государственной службе, и титулярный советник Дмитрий Иванович Менделеев, также состоящий на госслужбе, проживают в одном и том же доме №10 на Царскосельском проспекте.
     Все эти моменты предполагают, что отношения между двумя учёными были не только служебными,  но и дружественными, даже семейными…
     Николай Павлович постепенно стал одним из наиболее авторитетных в России специалистов по вопросам фабричной и промышленной технологии.
 Ему приходилось участвовать почти во всех комиссиях, создаваемых для решения вопросов фабрично-заводского дела в России.
Его курсы лекций «Беление», «Красильное производство», «Окрашивание и ситцепечатание», над которыми он много работал в Боблове, постоянно переиздавались, студентам и инженерам без них было как без рук, последнее издание вышло в 1886-1887 годах. Эти курсы долгое время специалисты считали лучшими, они представляют интерес и в наше время.
     Курсы Ильина давали тогда молодым, жаждущим деятельности людям то, о чем очень выразительно говорил Д.И. Менделеев: «В стране с неразвитою правительственною машиною и промышленностью нет спроса для истинного образования… Истинно образованный человек найдет себе место только тогда, когда в нем, с его самостоятельными суждениями, будут нуждаться или правительство, или промышленность, или, говоря вообще, образованное общество; иначе он лишний и про него писано "Горе от ума"»…
     В то время Россия становилась именно такой страной, где востребованными в промышленности и обществе становились высококвалифицированные специалисты, и бывшие студенты Ильина и Менделеева пользовались очень высокой репутацией.
     В 1870-х годах Ильин несколько лет, одновременно с лекциями, состоял секретарем учебного комитета института, заведовал механическими мастерскими института. А в 1879 году именно ему выпала честь сменить Ивана Алексеевича Вышнеградского (1831 – 1895) на посту директора Технологического института. Здесь он постарался совершенствовать учебную и научную деятельность своего учебного заведения. Так, он сократил практические занятия в мастерских и, идя навстречу требованиям дня, вместо них вел ряд дополнительных проектов по машиностроению.
     В 1882 году Технологический институт перевели из ведомства министерства финансов, где он состоял, в ведомство министерства народного просвещения. Николай Павлович, будучи членом совета этого министерства, деятельно участвовал в выработке проекта общего промышленного и профессионального образования в России.
     Помимо педагогического направления, Ильин углубленно и постоянно продолжал заниматься практическими вопросами фабрично-заводской промышленности. Также глубоко он изучал тарифное дело, став одним из лучших его знатоков в России. И тут интересы Ильина и Менделеева совершенно сближались. Известно, как много тарифным делом занимался Менделеев, какое значение имел его объемный труд «Толковый тариф», изданный в 1892 году.
Между тем педагогическая деятельность Ильина простиралась и за пределами Технологического института.
     Долгое время он заведовал Ремесленным училищем цесаревича Николая в Санкт-Петербурге и Мариинской рукодельной школой. И эти образовательные учреждения были много обязаны ему своим процветанием и популярностью.
     Николай Павлович Ильин вышел в отставку в 1891 году. Последний год жизни его был омрачён студенческими волнениями  в Институте, которые  и послужили фактической причиной не только отставки, но и смертельной болезни...
     Он скончался вскоре, в 1892 году.
     Директор Музея Технологического института Ольга Викторовна Щербинина (Санкт-Петербург) сообщила мне, что в Центральном историческом Госархиве Санкт-Петербурга находится  дело №2570(фонд 492, опись 2), где имеется формулярный список Н.П.Ильина. В деле находится также  письмо нового директора Технологического института Харлампия Сергеевича Головина (1844-1904), в котором  он   оповещает  Министра Народного Просвещения, что в ночь с 13 на 14 сентября 1892 года умер Н.П.Ильин. В следующем письме он сообщает, что отпевание состоится 16 сентября в церкви Технологического института.
     Николай Павлович Ильин был похоронен на кладбище Петербургского Новодевичьего монастыря.
     Его супруга Елизавета  Юльевна Ильина, которая четверть века была хозяйкой  Бобловской усадьбы «Ильино», пережила мужа на двенадцать лет. Она умерла 12 апреля 1904 года на 62 году и похоронена рядом с ним…
     После кончины Николая Павловича его Бобловскую усадьбу, которую уже называли «Ильино», Елизавета Юльевна продала, усадьба  стала летним прибежищем родственников Д.И. Менделеева.
     В каменном доме Ильина  с 1920-х годов располагалась Бобловская начальная школа, работавшая до августа 1969 года.
 Она воспитала много поколений  жителей здешней местности – деревень Боблово, Чумичёво, Мишнево.

Несколько лет прекрасное  каменное здание  стояло в запустении.
    
С ноября 1987 года здесь теперь работает Музей-усадьба  Д.И.Менделеева "Боблово"…
Жизнь и научно-практическое творчество Николая Павловича Ильина требуют дальнейшего глубокого изучения и исследования.
     Личность и труды этого забытого ныне ученого требуют большего внимания.
     История его жизни и деятельности – это одна из интереснейших страниц истории русской промышленности и науки, которая, по нашему мнению,должна обязательно найти свое отражение при дальнейшем развитии Бобловского музея.