Неизвестный Израиль 8. 2. Праздники света

Нина Рождественская
Как я уже говорила, праздников  в Израиле много, так что я попытаюсь их как-то систематизировать, потому что тема эта очень большая, можно сказать, необъятная. Почти все еврейские праздники и памятные даты, кроме Рош а-Шана и Йом Кипура, связаны с определенными историческими событиями, о которых будет рассказано ниже.
Все еврейские праздники связаны также со временами года, поэтому в Израиле целых четыре Новых года:
Весна: 1 нисана (обычно, это апрель) – Исход, выход из Египта.
Лето: 1 элуля (десятина скота).
Осень: 1 тишри – счет лет, Божественный суд.
Зима: 15 швата – Новый год деревьев
Летний Новый год (его еще называют Новым годом животных) широко не отмечается и праздничным днем не является, так как само понятие «десятина скота» для современного человека не актуально. Поэтому основные праздники приходятся на остальные времена года.
Осенние праздники: Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот и Симхат-Тора. Они идут друг за другом и, как бы перетекают друг в друга.
Зимние праздники: Ханука, Ту – Бишват, Пурим.
Весенне-летние праздники: Песах, Йом а-Зикарон, Йом Азмаут, Лаг ба-Омер, Шавуот.

Так как официальный еврейский Новый год – это Рош а-Шана, то я начну с осенних праздников.

ОСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ

В современных представлениях об осенних праздниках существует определенная путаница. Йом Кипур, который называют «Судным днем», на самом деле день прощения, когда Всевышний «стирает» наши грехи. Днем суда является Рош а-Шана. Говорится, что в этот день все люди похожи на стадо овец, сгрудившихся у входа в загон. Овец много, а вход узкий, и войти можно только поодиночке. Решается судьба каждого человека, живущего на земле. Как сказано в молитве: «Этому меч, а этому мир».
О празднике Рош а-Шана я уже немного писала в главе «Начало», поэтому постараюсь не повторяться. Мы уже выяснили, что седьмому дню творения соответствует суббота. А какому из шести дней Сотворения мира соответствует Рош а-Шана? Оказывается, совсем не Первому дню, когда были сотворены небо и земля, а Шестому дню, в который был создан человек. В этот день Сотворение было завершено, мир был запущен, и начался первый год его существования. Здесь требуются некоторые цитаты из Торы и их пояснения.
«И сказал Бог: сделаем человека…» (Книга Бытия 1:26). Почему глагол «сделаем» употребляется во множественном числе? Бог обращается к самому человеку, он как бы говорит ему: если ты хочешь, если ты приложишь усилия, то мы вместе – ты и Я – сделаем из тебя человека. Здесь намек на то, что человек сам по себе еще человеком не является, и дальнейшее пояснение мы опять же находим в Торе.
«И сотворил Бог человека, в образе Бога и по подобию Бога сотворил Он его» (1:27). «Образ Бога» - это возможность прямого контакта с Творцом, благодаря маленькой божественной искорке, которая есть только у человека (в каббале ее называют «точка в сердце»), а «подобие Творцу», как говорят мудрецы, это свобода воли и свобода выбора, которые, опять же, даются только человеку. Эта свобода выбора заключается в том, какой путь человек выберет: путь зла или добра. Именно свобода воли делает человека ответственным за свои поступки (нельзя судить животных, так как у них нет свободы выбора, у них все определяется инстинктами).

Первый Божественный суд происходит в Рош а-Шана, а второй – в Йом Кипур. Однако здесь существует два аспекта: Божий суд и Божественное милосердие. Творец всегда дает человеку шанс исправить себя. С этим связано понятие тшувы (раскаяния). Празднику Рош а-Шана предшествует месяц Элул, и весь месяц длится подготовка к Рош а-Шана. Именно в это время необходимо вспомнить всех, кто обидел тебя, и простить их, а также попросить прощения у тех, кого ты обидел. Необходимо совершить тшуву и искренне попросить у Творца прощения за все дурные поступки. Неслучайно месяц Элул называется еще и месяцем милосердия. Несмотря на то, что Рош а-Шана – это Божий суд, мы верим в милосердие и справедливость Творца. Поэтому в этот день не принято поститься, а, напротив, надевают новую одежду и устраивают праздничную трапезу, на которой обязательно нужно макать яблоки в мед, что символизирует сладкий и счастливый Новый год.
Второй шанс для исправления дается человеку с первого дня Рош а-Шана и до Йом Кипура – это  десять дней раскаяния. В Рош а-Шана происходит Божественный суд и о нас выносится решение, но многое еще можно исправить и до Йом Кипура, когда нам предоставляется «время для апелляции». Мудрецы говорят: «В Рош а-Шана происходит Суд, а в Йом Кипур Божественное решение скрепляется печатью». Поэтому принято в это время желать друг другу: Гмар хатима това!» - хорошей тебе записи в Книге Судеб». Перед Йом Кипуром, вечером, зажигается свеча в память об ушедших родственниках, а в положенное время зажигаются свечи в честь Йом Кипура.

Йом Кипур считается самым святым днем в году, поэтому в этот день принято одеваться во все белое. В Йом Кипур длится большой пост, который начинается после вечерней трапезы, незадолго до захода солнца, и длится до появления первых звезд следующего дня. Трапеза, предшествующая посту, должна быть сытной, но не обильной. Вместо мяса едят рыбу, запрещен алкоголь. Хотя в Йом Кипур соблюдается строгий пост, но не траурный, так как это праздник, один из самых больших праздников в году, и с этим связаны две трапезы: перед постом и по его завершению. Тора называет Йом Кипур «субботой суббот», поэтому в этот день действуют те же ограничения, что и в субботу, но, кроме того, нельзя есть и пить, умываться и носить кожаную обувь, запрещена половые отношения. Все эти запреты связаны с тем, что в этот день необходимо отвлечься от всего мирского, сосредоточившись на духовном.
В Йом Кипур все синагоги переполнены, и служба идет без перерыва. Кроме обычных молитв, читаемых в этот день, читается и так называемая «чистая молитва», которая, по сути, представляет задушевный разговор с Творцом о том, что произошло с нами в прошлом и выражаются надежды на доброе будущее: «А Ты ведь сотворил человека для того, чтобы дать ему в конце концов добро, и создал в его душе два влечения: влечение к добру и влечение ко злу – чтобы была у него свобода выбора между добром и злом, чтобы вознаградить его за добрый выбор. Ибо так повелела мудрость Твоя, так написано в Торе: «Смотри, пред тобою сегодня жизнь и добро, смерть и зло – так выбери жизнь!» И вот я, Бог мой, не слушался Тебя и шел вслед за своими дурными влечениями, вслед за сердцем своим, я презрел добро и выбрал зло… И вот, Господь, Бог мой, Тебе хорошо известно, что во всех моих грехах и проступках не было намерения рассердить Тебя, восстать против Тебя – я просто шел по советам моего дурного начала, которое всегда, каждый день расставляет тенета на моем пути… И поскольку Тебе хорошо известно, что «нет человека праведного на земле, который не согрешит», - в своем великом милосердии Ты дал нам один день в году, великий и святой день, этот Йом Кипур, наступающий для нас ради блага, чтобы мы вернулись к Тебе, чтобы искупить все наши проступки и очистить нас от нашей скверны…»
Я помню, что во второй год своего проживания в Израиле (я жила тогда в Рамат-Гане и еще плохо представляла, что такое Йом Кипур), я выглянула в окно и поразилась: улицы были абсолютно пустынны, и не ходил никакой транспорт. Рамат-Ган достаточно светский город, здесь по субботам и в праздники ездят монитки (маршрутные такси), но на этот раз и их не было видно. Я вышла на улицу Жаботинского, самую шумную и полную разного транспорта, но на этот раз и она была пустынна. Но именно здесь я увидела интересную картину. На улице было много… детей, которые гоняли на велосипедах и были абсолютно счастливы, так как все свободное пространство принадлежало им. Для детей Израиля Йом Кипур, наверное, самый замечательный праздник, и это прекрасно. Ведь дети пока еще безгрешны, им не в чем каяться перед Творцом. Перед Йом Кипуром начинается активная продажа велосипедов, на которые делаются большие скидки…

После дней размышлений, дней Суда и Всепрощения, приходит радость праздника Суккот. Сразу же после окончания поста и праздничной трапезы начинается построение Сукки (шалаша). С чем вообще связан этот праздник, и причем здесь шалаши? Когда еврейский народ вышел из Египта и двигался по страшной пустыне, чтобы прийти в страну Израиль, Всевышний окружил его со всех сторон чудесными облаками. Днем они защищали от палящих лучей солнца, а ночью – от стужи. В память об этом семь дней празднуют Суккот. Он напоминает об этих чудесных облаках и о шалашах, в которых жили евреи в пустыне. Как сказано в Торе: «В шалашах живите семь дней… чтобы знать всем поколениям вашим, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, выведя их из страны Египетской» (Ваикра 23:42:43).
Шалаш – временное жилище. У него три стены, а вместо крыши – ветки деревьев, стволы бамбука, камыши и т.п. Бог сделал евреям шалаши. Но почему бы Ему не сделать для них «нормальные» дома? Разве для Него это трудно? Но в том-то и дело, что Всевышний специально поселил евреев в ненадежных жилищах, чтобы знало поколение Исхода, что только присутствие Бога делает жилище надежным, как сказано в Псалмах: «Если Бог не созидает дома, напрасно трудятся строители» (Псалмы 127:1). По своему усмотрению переворачивает Он дома нечестивых – Содом и Гоморру – и по своему усмотрению создает безопасную жизнь в шалашах. Кроме того, Суккот – это еще и праздник урожая, десятую часть от которого надо отдавать тем, кто служит в Храме, и беднякам. Закон о десятине очень важен, ибо человек, собравший богатый урожай, может решить, что богатство – это и есть самое важное в жизни. Поэтому семь дней полагается жить в ненадежном жилище – шалаше, и помнить о том, что умирая, человек ничего не может забрать с собой, кроме духовных знаний. Именно в праздник Суккот читается Экклезиаст, написанный мудрым царем Соломоном, самым богатым человеком в Израиле: «Собрал я себе и серебра, и золота, и сокровищ царей и государств; завел я себе певцов и певиц, и услады сынов человеческих, роскошные колесницы. И возвысился я более всех, кто был до меня в Иерусалиме, и мудрость моя помогала мне. И ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им, ни от какой радости не удерживал сердца своего, ибо радовалось сердце мое от трудов моих, и это была моя доля от трудов моих. Но оглянулся я на все труды свои, что сделали руки мои, на труды, что я совершил, и вот, все суета и погоня за ветром, и нет в том преимущества перед солнцем» (Экклезиаст 2:8:11). В соответствии с еврейской традиционной системой ассоциаций под словом «солнце» Соломон подразумевает Тору.
Все израильские праздники имеют и большое воспитательное значение. В подготовке к празднику Суккот дети принимают самое активное участие: они собирают необходимые материалы для крыши, помогают мужчинам устанавливать шалаш. Стены шалаша можно сделать из любого материала, но в последнее время используются специальные конструкции из алюминиевых стоек, между которых натягиваются матерчатые «стены». Принято украшать шалаш, и этим тоже занимаются дети. Используются и готовые украшения, что продаются в магазине, и те, что сделаны  руками детей. Кроме того, само пребывание в шалаше для детей очень интересно. Когда я жила в Ганей-Авиве, «на крыше», то на соседней крыше стоял в Суккот такой шалаш, и дети проводили там гораздо больше времени, чем взрослые. Они вели  важные деловые разговоры и, похоже, чувствовали себя очень комфортно в этом своем маленьком домике. Суккот – это также время осенних школьных каникул.
В шалаше ставится стол и стулья для проведения праздничных трапез, а если еще пол покрыть ковриками, то все это, в сочетании с украшениями, создает уютную, домашнюю и праздничную атмосферу. Как правило, обычные шалаши небольшого размера, но если вы захотите прийти в гости в президенту страны или главе правительства, то увидите большие шалаши, настоящие залы. Одна стена обычно остается открытой, чтобы каждый мог прийти на праздничную трапезу.
С этим праздником связан один очень красивый обычай: соединение четырех видов растений. Сказано в Торе: «И возьмете себе в первый день праздника плод великолепного дерева (этрог), побеги финиковых пальм (лулав), ветки дерева густолистого (мирт) и ив речных» (Ваикра, 23:40).
Этрог – плод цитрусового дерева, который имеет приятный вкус и запах. Он символизирует евреев, которые отличаются знаниями Торы и добрыми делами.
Лулав – побег финиковой пальмы, не имеет запаха, но плоды его вкусны. Это знатоки Торы, отстающие в добрых делах.
Адас – ветка миртового дерева. Адас имеет чудесный аромат, но лишен вкуса. Это евреи, совершающие добрые дела, но не изучающие Тору.
Арава – ветвь ивы, не имеет ни запаха, ни вкуса. Это евреи, которые не занимаются Торой и не делают добрых дел.
Лулав, мирт и иву крепко перевязывают, но не нитками, а лулавом – берут их, соединяя вместе с этрогом, и совершают действие, которому нет синонима в русском языке. Это некое волновое движение от сердца к миру – «нетилат лулав» - возношение лулава.
О чем говорит этот обычай? Все мы разные, но, соединяясь вместе, мы образуем единство, общий народ. Во время возношения лулава следует делать движения в четыре стороны света и вверх и вниз. Это движение – символ: как четыре вида растений символизируют единство евреев всего мира, так и на весь мир распространяется власть Бога и наша связь с Ним. Возношение лулава делают все семь дней праздника.
Народ Израиля – это не только сегодняшний день, это прошлые и будущие поколения. Эта связь поколений находит себя в образе ушпизен – «высокие гости». В книге «Зоар» сказано: «Когда народ Израиля покидает свои дома и, во имя Бога, уходит в шалаши, они удостаиваются Шехины – Божественного присутствия, и семь праведников спускаются в наш мир и проходят в шалаши». Это праотец Авраам, Ицхак и Иаков, Иосиф праведный, наш учитель Моисей,  Аарон первосвященник и царь Давид. Они живут в шалашах со всем Израилем все семь дней праздника. Каждый из них олицетворяет один из аспектов взаимоотношений с миром: Авраам – это милосердие, свойство отдачи; Ицхак – аспект «гвура», то есть – сила, мужество и т.д. Все эти аспекты в целом отражают еврейский опыт постижения мира. Кроме того, каждый из этих праведников как бы канал, по которому перетекают силы из высших сфер.
Праздник Суккот – это не только единство между Израилем и Богом. Это также вопросы, которые касаются единства всего человечества, взаимоотношений Израиля с другими народами. У Израиля есть особые функции и задачи в этом мире. Входя в шалаш, мы должны осознавать, что существуем не ради нас самих, но ради «исправления под властью Бога» всего мира.
И еще так говорит Мидраш: «Если бы народы мира знали, сколь важно для их собственной жизни существование Храма, то не только не стали бы разрушать его, но поставили бы вокруг него стражу, охраняющую Богослужение» (Банидбар Раба 1). Царь Соломон, строя Храм, просил Бога: «Если повернется к Тебе и придет к Твоему Храму человек чужой, который не из народа Твоего… - то сделай ему по его просьбе» (Цари 1, 8:41-43). А о сынах Израиля просил: «Сделай ему по справедливости, в соответствие с тем, что Ты видишь в его сердце: если заслужил, то дай ему, а если же нет, то не давай» (Хроники 2, 6:39).
Итак, в Суккот происходит переселение Израиля из постоянных жилищ во временные шалаши – то есть признание над собой власти Бога – ради привнесения Божественного начала в мир.

Восьмой день после начала Суккот – это особый праздник: Шмини-Ацерет, или Симхат-Тора. После семи дней праздника Суккот Всевышний как бы обращается к еврейскому народу и говорит: «Позади великий праздник, в течение которого вы исполняли Мою волю. А теперь, пожалуйста, задержитесь еще на день, побудьте со мной еще день». Вот поэтому этот праздник так и называется «Шмини-Ацерот», то есть «задержка на восьмой день». С течением времени этот праздник приобрел еще один смысл. Каждую субботу в синагогах читают определенный отрывок из Торы, так что через год прочитывается вся Тора. Последний такой отрывок читается именно в этот праздник, поэтому он называется также Симхат-Тора – «Веселье Торы». В этот день принято вызывать всех мужчин и мальчиков к чтению Торы, чтобы каждый удостоился этой чести. Закончился годовой цикл чтения Торы, и тут же начинается новый, потому что Тора бесконечна, она, как кольцо, у которого нет ни начала, ни конца. Радость этого дня окрашена особым светом. Она словно спускается свыше, и поэтому евреи пляшут и поют вокруг свитков Торы, не ощущая ни времени, ни пространства…


Продолжение следует