За руль китайцы держатся крепко

Владимир Бахмутов
 
  Мой знакомый, соседский мальчишка в Горно-Алтайске, освоил столь необходимую для российских  автомобилистов специальность «костоправа». Первоклассником ещё помогал мне штукатурить дом и получалось у него хорошо. С годами желание заниматься строительными работами у мальчишки пропало, а наловчился он «штукатурить» побывавшие в ДТП автомобили, да так наловчился, что к восемнадцати годам самостоятельно смог «откупиться» от армии.
  Хорошую выбрал сосед специальность – в наших сибирских краях она ещё долго будет востребована.

  А вот если бы он попал в Пекин, то уж точно остался бы со своей специальностью без работы. За семь дней беспрестанной езды по городу с населением восемнадцать миллионов нам не удалось увидеть ни одного ДТП, ни одной старой или помятой автомашины. Более того, даже царапин на кузовах машин и трещин на лобовых стеклах и фарах, как я не присматривался, обнаружить не удалось. И всё это притом, что легковым транспортом Пекин забит очень плотно.
   
  Покорил меня древний город современным видом, порядком и общей культурой населения. А уровень культуры, как известно, повышается, если для этого есть соответствующая обстановка - ведь не станет же курильщик бросать окурок на чистый асфальт, если рядом стоит урна для мусора. Улицы, проезды, газоны в Пекине чистые, ухоженные и какие-то уютные – не пугают шумом, не заставляют постоянно оглядываться по сторонам в ожидании милицейского свистка или автомобильного сигнала, не давят массой  мчащихся автомобилей. Рассказывать о китайской столице можно много, но я ограничусь организацией транспортного движения. Как водителя с 35 летним стажем и проехавшего за рулём по дорогам Сибири почти миллион километров, меня это удивило больше всего.

  За семь дней проведённых в Пекине мы очень много ездили. Четыре дня, как и обещала Горно-Алтайская фирма «Алтай-Инфо», были плановые экскурсии и нас возили по городу и за его пределы на легковых автомобилях. Ещё три дня, предоставленные нам для самостоятельного знакомства с китайской столицей и её окрестностями, мы тоже провели на колёсах, так как стоимость проезда по городу на такси равна двум юаням за километр, в переводе на наши деньги – около десяти рублей (бензин, кстати, у них стоит в два раза дороже, чем в России). Конечно, вначале было страшновато влезать в такси в незнакомом городе, но после двух, трёх поездок, когда таксисты подвозили к указанному на плане месту (русскоязычных таксистов встретить не удалось, поэтому единственная возможность отыскания нужного места был план) и строго по счётчику отсчитывали сдачу, мы успокоились. Дальнейшее наше знакомство с городом продолжалось только на такси.
И в этой связи я заметил одну характерную деталь. При езде на пассажирском сидении я всегда начинаю непроизвольно двигать ногами, в большей степени «тормозить» - состояние это понятно каждому нашему водителю со стажем, попавшему на запасное место. Да оно и понятно – у нас в Сибири всё ещё остаётся в силе основное правило поведения на дороге: «Дай дорогу дураку». Маневры наших водителей непредсказуемы и часто выходят за пределы разумных. А вот при езде по Пекину, ноги мои «чувствовали» себя спокойно. Было понятно, что установленные правила водителями соблюдаются беспрекословно.

  Движение транспорта в городе организовано так, что даже на сложнейших транспортных развязках, порой в двух, трех уровнях, сомнений в выборе полосы движения не возникает. Не обижены в Пекине и велосипедисты – на крайние правые полосы на любых улицах автомобили не заезжают. Грузового транспорта в городе нет. Нет и автомобилей с правым рулём, которые заполонили наши сибирские города и являются дополнительным источником аварийности. К техническому состоянию автомобилей китайцы вообще относятся щепетильно – больше десяти лет легковые автомобили на улицах города не эксплуатируются. После этого срока на приёмных пунктах выдаётся денежная компенсация за сданный автомобиль и возможность приобретения нового по льготным ценам. Ничего удивительного в этом нет, это мировая практика. И только Россия со времён начала перестройки принялась копаться на свалках развитых государств и «подбирать оказавшиеся ненужными ни кому крохи», не гнушаясь при этом ни правым рулём, ни сроком эксплуатации автомобиля. Главное – дёшево. Стыдно только немного, да что уж там: «Стыд не дым, глаза не ест».

  Дорожное покрытие центральных улиц Пекина до того идеальное, что  вмонтированный в подголовник пассажирского сидения такси телевизор можно смотреть как в своей квартире. Скоростной режим по полосам разный и в черте города достигает 80 км/час. На выезде из города можно разогнаться до 120. И ни каких «лежачих полицейских». При перестройке из ряда в ряд, стоит водителю дать сигнал поворота и машина, следующая чуть позднее, не пытается вырваться вперед, а спокойно пропускает решивший занять другую полосу автомобиль. Перед светофорами все останавливаются именно там где положено, никто из соседнего ряда вперёд не вылезает, не стремится обогнать всех сразу.

  Маленькие внутриквартальные улочки, как и во всех городах мира узкие и скорость передвижения по ним не превышает скорости велосипедистов. И в тесноте, в постоянной опасности столкнуться с другим автомобилем из окон машин грозные окрики не раздаются, пальцами у виска китайские водители не крутят. В ход идёт только изредка звуковой сигнал, да дружеская улыбка с пониманием ситуации. Отчего-то пекинские водители понимают друг друга, терпеливо пропускают «правую помеху», не становятся посреди улицы, загородив тем самым проезд всем остальным, не подрезают на поворотах, а если есть необходимость припарковаться в тесном месте, те, кто едут сзади не станут надрывно сигналить и показывать кулаки. Словом ведут себя так, что действительно хочется улыбаться в ответ. Смотрел я на такие чудеса и с содроганием вспоминал езду по нашим сибирским городам, когда после нескольких часов едва заметного продвижения в «пробках» по вдрызг расхлёстанным дорогам, пропадает желание не только улыбаться, в морду хочется дать какому-нибудь особо обнаглевшему водителю.

  Застройка Пекина, как и Москвы, кольцевая. Эти кольцевые магистрали и принимают основной поток городского транспорта. Помех в движении транспорта практически нет. Перекрёстки в большинстве своём устроены в нескольких уровнях и это позволяет двигаться по ним с большой скоростью. Для пешеходов устроены наземные и реже подземные переходы.
И ещё одна характерная деталь, за семь дней езды по Пекину, мне не удалось увидеть ни одного полицейского с радаром, даже к кустам и прочим, удобным для этих целей заграждениям присматривался – не увидел. По всем улицам и проспектам, где двигаются автомобили, установлены камеры видеонаблюдений, причём все они хорошо просматриваются и водителю нет смысла увёртываться от них и нарушать правила. Если всё же кто-то нарушил правила, квитанция на штраф, вместе с фотографией обстоятельств нарушения приходит по почте.

  Паркуют машины в Пекине преимущественно в подземных гаражах, которые, практически есть под каждым административным зданием и жилым домом. Часть машин оставляется на ночь вдоль улиц и во дворах. Но сигнализация на автомобилях по ночам не «воет». У меня сложилось впечатление, что китайцы вообще машины не закрывают. Как сказал наш гид, молодой парень: «Нас с детства воспитывают не брать чужого, если даже какая-то вещь лежит на земле, то никто её не возьмёт, все будут идти мимо». У русских тоже есть пословица: «Не тобой положено, не тебе и брать», да только забывать мы многое начали из старых-то заповедей, а на систему противоугонок, теперь даже спутниковых, тратим бешеные деньги.
И конечно культура поведения водителей. Уступить дорогу, пропустить велосипедистов и пешеходов,  подождать пока передняя машина закончит парковку, китайские водители считают прямой обязанностью. Китайские водители уважают друг друга, это видно невооружённым глазом. Да и пешеходы как-то под машины не кидаются, ведут себя спокойно и улицы переходят только там где положено и на зелёный свет.

  Экономика Китая за последние двадцать – тридцать лет сделала грандиозный скачок, в стране не осталось голодающих. В настоящее время Китай практически полностью обеспечивают себя основными продуктами питания. И в этом отношении им может быть и проще, ведь к югу от Пекина простираются огромные пойменные земли с субтропическим климатом. С земель этих они снимают по три урожая в год. Китайцы и стену-то великую строили больше тысячи лет для того, чтобы защитить благородные земли от северных соседей. А в нашей республике народ что-то волноваться начал, что если построить дорогу на Китай, то они по ней двинутся как саранча и не оставят живого клочка на земле алтайской. После поездки по Китаю у меня на этот счёт возникли большие сомнения – им и дома хорошо. Был у них недавно период неорганизованного руководства и культурной революции, когда истребили всех воробьёв, кстати, выполнили они эту задачу очень тщательно – сколько я ни присматривался, воробья встретить даже в зоопарке так и не удалось, и после этого периода нелепых потрясений народ крепко взялся «за руль». У страны большое будущее, тем более что сейчас уже разрешено иметь в семье по два ребёнка.

  И всё же, не будем гневить бога, будет и у нас в Сибири хорошо. Ведь не даром же народ наш перевалил через Урал и, оторвавшись от Европы, сроднился с местным населением и обжил необъятные просторы Сибири. Народ при этом образовался особого толка, слегка бунтарский, нахрапистый и свободолюбивый. Возможно, от этого не может он ни как унять свою удаль пересев с лошадей на автомашины, грубит на дорогах. Да и нет у нас ещё дорог-то – одни направления, жидко помазанные асфальтом. Когда-нибудь и у нас будут хорошие автомобили и дороги, когда-нибудь и нам не понадобятся лежачие полицейские. Только не стоит заниматься самоуничижением, не стоит погибать от зависти да кидаться на «заморскую халяву». Всему своё время.

22.04.2009