Воспоминания о чтице. Фрагмент 1

Наталья Шилова
       

                "З В У Ч А Щ А Я  К Н И Г А"



        ...Родные и близкие до сих пор зовут ее РИТОЙ, мне же она представилась как РИММА ПЕТРОВНА*. Это было в начале 80-х годов. Мы познакомились во время совместного посещения занятий в театре-студии "Звучащая книга".
        Что привело нас друг к другу? Она была старше меня на СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ. В 80-м году, когда я (по рекомендации одного приятеля) стала ходить в  студию художественного чтения, мне было ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ. Может быть, тогда разница в возрасте была НЕ ОСОБЕННО ОЩУТИМА? Жизнь была относительно спокойной, для меня -- даже слишком "благополучной": при определенной скудости быта ЧУВСТВОВАЛОСЬ НЕЧТО ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ -- именно "уверенность в завтрашнем дне", а МЕЧТАТЬ И ИСКАТЬ СЕБЯ можно было сколько угодно.
        Мы обе работали по своим основным профессиям, выполняя свой долг перед обществом. Но ей, наверное, как и мне, хотелось украсить жизнь постижением искусства, реализовать скрытые способности, получить новые сильные впечатления -- ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ПРЕДЕЛОВ ПОВСЕДНЕВНОСТИ...
        Судьба свела нас в обществе людей, увлеченных художественным словом. Тогда она была яркой, энергичной, цветущей женщиной.
        Мы обе пришли в студию с большими надеждами. К тому времени она и я -- каждая со своей стороны -- уже имели некоторый ОПЫТ УЧАСТИЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

        Наша студия располагалась поочередно в нескольких местах: при Обществе книголюбов недалеко от метро "Новокузнецкая"; в помещении детского сада-яслей на улице Кибальчича; и, наконец, в принадлежащем некогда заводу "Салют" роскошном Дворце Культуры имени Чкалова -- в здании на улице Правды, построенном в ДЕВЯТНАДЦАТОМ ВЕКЕ и поражающем еще в конце восьмидесятых богатством интерьера, в частности -- ВЕЛИКОЛЕПНЫМ ТЕАТРАЛЬНЫМ ЗАЛОМ, разрушенным В НАЧАЛЕ ДЕВЯНОСТЫХ с целью превращения любимого москвичами клуба в КАЗИНО... В этих помещениях мы репетировали два раза в неделю; кроме того, мы  ходили на разные концертные программы ПО РЕКОМЕНДАЦИЯМ НАШЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
        Надо отдать ему должное: он был ЭНТУЗИАСТОМ своего дела, обладал художественным вкусом; и БЛАГОДАРЯ ЕМУ я узнала многих не известных мне прежде поэтов "серебряного века", а также -- много интересных и красивых мест старой Москвы, где можно было самозабвенно предаваться впечатлениям от замечательных литературных композиций, исполняемых актерами-чтецами высокого уровня. Но этим не ограничивалась деятельность нашего режиссера. Он сумел СОБРАТЬ ВОКРУГ СЕБЯ И ПРИВЛЕЧЬ К НАШЕЙ СТУДИИ очень достойных, а порой и прославленных представителей литературно-артистической Москвы.
        Нашими гостями в студии были такие известные актеры чтецкого жанра, как Журавлев, Клейнер, Кутепов, Кузнецова; был также молодой театральный актер Кондрашов (тогда выступавший в Театре Советской Армии) -- недавний ученик нашего руководителя...
        Еще у нас был содержательный вечер с писателем Порудоминским; последнему показались интересными мои вопросы (на ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ темы), с которыми я подошла к нему в конце вечера, и он сказал об этом руководителю студии; и мне как автору этих мемуаров приятно вспомнить такой волнующий для меня момент.
        Несколько впечатляющих вечеров провела с нами научный консультант Пушкинского музея Ольга Михайловна Итина. Я была ОЧЕНЬ АКТИВНЫМ ЗРИТЕЛЕМ И СЛУШАТЕЛЕМ, и мое стремление ПРОДОЛЖИТЬ ДИАЛОГ  по той или иной теме вызывало ко мне со стороны Ольги Михайловны открытую симпатию и желание полемизировать со мной дальше.
        И такое СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ с известным культурным деятелем тоже составляет одно из моих САМЫХ ЯРКИХ студийских воспоминаний...
        И, безусловно, всеми этими впечатлениями я обязана прежде всего РУКОВОДИТЕЛЮ СТУДИИ -- ОЛЕГУ СЕРАФИМОВИЧУ ЛЕБЕДЕВУ.
        В старинных Московских дворцах, концертных залах(ВТО на улице Горького; Большом зале Библиотеки имени Ленина; в зале Чайковского, Литературном, Пушкинском музеях) я получала эстетическое и умственное удовольствия, углубляясь в неизведанную мною ранее сферу искусства -- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ; слушая оригинальные литературные композиции, наполненные высоким философским смыслом (например, "Апология Сократа" или эссе об Эйнштейне -- в исполнении Р. Клейнера; этюды о жизни и творчестве Бомарше -- А. Кузнецовой), испытывала ни с чем не сравнимую РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ... Но все это не было ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ студии, хотя и представляло собой несомненно важное средство в ПОДГОТОВКЕ к этой цели -- к нашим ВЫСТУПЛЕНИЯМ.
        Какова же была сущность нашего участия -- моего и Риммы Петровны -- в ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Звучащей книги"?


        *На снимке: поэтесса и чтица Римма Петровна Докторович в начале 90-х годов.
Фотография режиссера Михаила Копылова.