Моя семья или генеалогические поиски гл. 36

Владимир Смысловский
Следующим   ребенком  Алексея Константиновича и Елены Николаевны ( по старшинству) был Игорь Алексеевич.
    Родился д.Игорь  30 августа 1905 года.   Благодаря воспоминаниям, оставленным нам Игорем Алексеевичем, мы знаем о его жизни очень много. Эти воспоминания опубликованы мной на моей странице (http://www.proza.ru/avtor/smisl1944) и поэтому здесь я вновь остановлюсь лишь на фрагментах из его жизни.

  Первичные знания и воспитание он получил в семье. В 1915 году, как и все Смысловские, он поступает в 1-й Московский кадетский корпус, но,  в отличие от старшего брата – Бориса, он не пошел по стопам отца.  Свершившаяся революция 1917 года не дала возможность  закончить образование в кадетском корпусе,  и  Игорь Алексеевич продолжает получать среднее образование в школе № 9 МОНО. Заканчивает он ее в 1924 году.  Кроме этого, он , по настоянию д.Севы, берет уроки рисования у художника Озерова (там же брал уроки и будущие знаменитые актеры Плятт и Марков). Вскоре, опять же по настоянию дяди, он стал брать уроки у художника-графика Кардовского Д.Н.   Вообще, в развитии  Игоря Алексеевича,  Всеволод Константинович сыграл значительную роль.
                Но страсть к театру перевесила!
                Обладая соответствующими способностями, в 1925 году Игорь Алексеевич поступает в театральный техникум им. Луначарского, который и заканчивает в 1927г. Его педагогами, в то время,  были Завадский, Лебединцев,  Ефремов, Щукин и Симонов. Еще обучаясь в техникуме, Игорь Алексеевич принимает участи в спектаклях.
   Получив образование в вышеуказанном техникуме по специальности – артист,  Игорь Алексеевич  получает возможность  претворять свои мечты в реальность.   В период между 1928 и 1931 годами он работает в «Театр чтеца», «Молодой театр» (передвижной), театр «Затейник» и «Историко-революционный» театр. С 1931 года по 1938 – «Камерный» театр.  Поскольку нагрузка была не большая, а доходы от театральной деятельности были не большие, Игорь Алексеевич вынужден был браться за любую работу. В частности он работал на з-де «Серп и Молот» в механической лаборатории, где также участвовал в самодеятельном театре.

  Там же на заводе и в самодеятельном театре он познакомился со своей будущей супругой – Ошри  Марией  Ильиничной (6.08.1910-6.02.1978). Официально брак был зарегистрирован в декабре 1929 года.  От этого брака в 1931 году родился сын – Алексей. Уже после рождения ребенка,  Мария Ильинична также перешла работать в Камерный театр. Жили они рядом с театром – на Тверском бульваре занимая одну комнатушку в 11-ти комнатной квартире. Воспоминания об этой квартире достаточно красочно описал сын Игоря Алексеевича в своем рассказе – «Воронья  слободка», опубликованная мной на сайте   http://www.proza.ru/2010/07/08/172.
                Руководил театром,  в то время, известный режиссер – Таиров.  Вскоре произошло слияние Камерного театра с Реалистичным театром, которым руководил так же известный актер и режиссер – Охлопков.
   Вскоре Игоря Алексеевича судьба свела с известной актрисой – Еленой Юнгер, которая была супругой известнейшего режиссера Ленинградского театра Комедии – Николая Павловича Акимова.
 
   Это знакомство привело к тому, что Акимов предложил Игорю Алексеевичу работать у него в театре. В 1938 году Игорь Алексеевич принимает это предложение и переезжает в Ленинград. На первых порах, он поселяется в гостинице «Европейской», которая находилась в двух шагах от театра. Жена и сын жили, по-прежнему,  в Москве, эпизодически навещая Игоря Алексеевича.

  Именно, в одно из таких посещений, грянула  война. С трудом, ему удалось отправить семью в Москву. Сам же он оставался в Ленинграде. Многие артисты театра пытались уйти на фронт. Многие театры эвакуировали, но театр Комедии оставался в городе и давал спектакли.
22 августа 1941 года из Ленинграда ушел последний поезд, и, замкнулось кольцо блокады.  Постепенно накатывался голод. Очень здорово, Игорь Алексеевич описывает это время в своих воспоминаниях.  В начале декабря месяца поступил приказ об эвакуации. На пяти самолетах театр «прорвался»  через блокадное кольцо в сопровождении нескольких истребителей.  Вначале  театр «выгрузился» где-то в деревушке, близко от ж/д. Затем всех погрузили в поезд и направили в Магнитогорск, но потом перенаправили в г. Копейск. Пару месяцев театр был в этом городе, но затем переехал в Сочи.

  В Сочи приходилось все создавать собственными руками, т.к. весь реквизит остался где-то по пути. Возобновились спектакли. Мария Ильинична с сыном в это же время эвакуировалась в Коми-Пермяцкую область.
  Через некоторое время театр переехал в Тбилиси, но и там задержались не на долго. Дальнейший путь лежал через Баку на Красноводск и затем в Сталинобад.
   Спектакли шли в помещении Оперного театра. Одновременно Игорь Алексеевич занимался поисками своей семьи. Удалось установить, что Мария Ильинична с сыном и двумя сестрами живут в Свердловске. С большим трудом, через руководство Таджикистана, ему удалось добиться вызова семьи. В обще сложности он не виделся с семьей целый год. Леша стал ходить в школу. Именно там Алексей подружился с будущей своей женой –Анютой, дочерью  Николая Акимова и Елены Юнгер. Это был 1943 год.

 Наконец блокада Ленинграда была прорвана. Появилась возможность вернуться домой. Но театр вернулся не в Ленинград, а в Москву. Игорь Алексеевич вместе с труппой стал проживать в гостинице «Москва». Квартира на Тверском бульваре была занята другими людьми.  Спектакли театр давал на сцене Центрального ДК железнодорожников. Вскоре семья Игоря Алексеевича вернулась в свою комнату.

   Вскоре, Игорь Алексеевич получает предложение перейти работать  в театр Транспорта. Немного подумав, дал согласие, хотя и понимал, что своим поступком обижает Акимова. В этом же театре стала работать и Мария Ильинична.  Но она постоянно была на «вторых» ролях и вскоре вынуждена была уйти из театра.  Знакомые порекомендовали ей перейти  на другую работу, что она и сделала. Стала работать руководителем театрального коллектива в г. Фрязино (подмосковье). Работа эта стала доставлять ей удовольствие. Она приобрела опыт руководства коллективом и режиссуры.  Игорь Алексеевич продолжал работать в театре и , как мог, помогал супруге в руководстве самодеятельном коллективе.

 Жизнь шла своим чередом, спектакли, гастроли, режессирование. Вскоре Мария Ильинична перешла на аналогичную работу в  Бауманский институт.

  Помимо работы в театре, Игорь Алексеевич вел работу и в самодеятельности (театральный коллектив Промбанка СССР), которая давала возможность проявить себя не только как актера, но и режиссера, педагога. К большому сожалению, у него  проявилась такая болезнь, как глаукома. Болезнь прогрессировала и бывали случаи, что он ничего не видел правым глазом. Однажды он вообще, практически потерял зрение. После этого он был вынужден лечь в больницу. Операция прошла успешно и зрение стало восстанавливаться.
 Продолжая работать в театре, который к этому времени приобрел название – «им. Гоголя», Игорь Алексеевич уделял много внимания и самодеятельному коллективу МВТУ им. Баумана.
Вскоре Игорь Алексеевич получил звание народного артиста!

  Так проходила в заботах жизнь Игоря Алексеевича. За это время его сын Алексей (Лешенька) успел закончить физ-мат., жениться на Майе Ионовне Кеймах, родить дочь Елену (по мужу Елена Алексеевна Прусова), развестись, снова жениться на Анечке Юнгер. От этого брака  родились дочери: Екатерина (20.05.1958-1972) и Мария (4.11.1973).  От брака Марии Игоревны Юнгер и Алексея Богословского (6.02.1971) родилось четверо детей – Екатерина (1995), Петр (1998), Максим (2002) и Александр (2010)

   7 февраля 1976 года скоропостижно скончалась супруга Игоря Алексеевича. Это была большая душевная травма. Именно этими словами заканчиваются его воспоминания.
Последний раз я его видел на 80-летнем юбилее Кирилла Алексеевича, его брата и моего отца.
Умер Игорь Алексеевич 30.08.2000 года в Санкт-Петербурге, но похоронен рядом с супругой на Востряковском кладбище в Москве.
Прожил он достойнейшую жизнь, как и все его поколение, пережил многое. Как и все его предки, внес посильную лепту  в духовное воспитание  потомков. Надеюсь, что многие, еще очень долго, будут помнить его!