Моя семья или генеалогические поиски гл. 35

Владимир Смысловский
     Вера Алексеевна Смысловская!  Родилась Вера Алексеевна  в Москве 16.06 1903 года.   Как прошло ее детство мне не известно. Видимо, среднее  образование она получила в одной из московских гимназий. После революции, начиная с 1919 года, Вера Алексеевна работает в  должности ст.перписчика  Управления тяжелой артиллерии особого назначения (1919-1920), секретарем штатного тарифного отдела  Реввоенсовета Республики (1920-1921, заведующей архивом Совнаркома Центрального архива РСФСР (1921-1927)
  Предполагаю, что в этот же период, она заканчивает  Государственный  музыкальный  техникум им. Гнесиных по классу – сольное пение. С этого времени вся ее жизнь будет связана  с вокалом.
  Вначале (1921-1929) она работает в качестве певицы в Радиокомитете, а затем (1929-1931) является солисткой Областной оперы. Не знаю, по какой причине, но в 1934 году она переходит на работу в качестве редактора-референта в Государственное музыкальное издательство, где проработала до ноября 1934 года. Возможно, это связано с обучением в Центральном техникуме театрального искусства (это старое название ГИТИСа).
С 1934 года Вера Алексеевна окончательно посвящает себя педагогической деятельности. Она возглавляет оперное отделение Государственного театрального училища им. Глазунова и одновременно работает в качестве педагога-вокалиста.
   Имея за плечами два высших образование и участие во втором всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1935г) дало Вере Алексеевне возможность в 1939 году перейти на работу в качестве педагога-вокалиста в Государственный Академический ордена Ленина Большой театр Союза ССР, где она и проработала до 1942 года, до эвакуации в Казахстан.
     С 1942 и по 1945 годы, находясь в Алма-Ате, она продолжает работу по специальности.  В  Государственном Академическом  театре оперы и балета Казахской ССР Вера Алексеевна работает педагогом-вокалистом, одновременно являясь директором оперной студии при этом театре.
 Вот что пишет в своих воспоминаниях «Жизнь-явление полосатое» известная актриса Наталья Ильинична Сац:
«…. Помню, говорила и о женщинах Востока, о счастье силами совсем молодого Казахского театра по новому раскрыть оперу Пуччини, получившую признание во всем мире; о том, что эта опера очень трудна вокально, требует развития итальянского бельканто, но затраченные певцами усилия обогатят их для всех дальнейших работ, и, к счастью, им помогут и такой мастер вокальной педагогики, как находящаяся сейчас в Алма-Ате Вера Алексеевна Смысловская, и Е.С.Павлова, сам В.И.Пирадов…..»
   Находясь в Алма-Ате, Вера Алексеевна  вступает в  КПСС.  По возвращении из эвакуации в Москву, она продолжает работу в  Государственном театре киноактеров. Правда, ее работа уже больше связана не со специальностью педагога-вокалиста, а руководителя учебно-воспитательной работой и секретаря партийной организации.  Здесь приведу еще одно воспоминание известной актрисы – Лидии Смирновой:
« … --- При такой активной личной жизни все же я ухитрилась стать членом партии. У нас была очень милая секретарь парторганизации  -  преподавательница вокала Смысловская.   Замечательный педагог – добрая, скромная…  Она меня и Бернеса уговаривала вступить в партию.  Она не обещала легкой жизни.  И глядя на нее, я думала, что все коммунисты  -  идеальные люди. Другое дело, что подонков больше было все-таки партийных……»
    В мае 1952 года Вера Алексеевна становиться секретарем парторганизации Союза Советских Композиторов, но уже в 1953 году получает выговор по партийной линии «за нечестность перед партией, выразившуюся с скрытии от парторганизации автобиографических данных»  Выговор объявлен Свердловским РК КПСС г. Москвы 2.05.1953г.
   Чем же она провинилась перед партией? Оказывается, согласно партийных документов, она при заполнении последней анкеты не указала следующие сведения об отце: «1. Что он был в империалистическую вону в Германском плену с 1914 по 1919 г. В 1919 году был возвращен на родину в Москву в связи с обменом военнопленными.
2.что в 1927 году он был на три года репрессирован».
   Я считаю, ей еще повезло, что не всплыли данные о ее брате, генерале Вермахта – Борисе Алексеевиче. Это ей «аукнется» позже!
Вера Алексеевна продолжает работать, но уже в качестве музыкального редактора, отдела пропаганды музыкального отдела Союза Советских композиторов СССР .   Когда имеется работа, в качестве педагога – вокалиста подрабатывает в Государственном театре-студии киноактера.  Заканчивает Вера Алексеевна и аспирантуру при Московской Государственной Консерватории.
   В марте 1955 года Вера Алексеевна обращается с заявлением в Свердловский РК КПСС, о снятии с нее наложенного партийного взыскания, но решения по этому заявлению у меня не имеется.
 К моему глубокому сожалению, о личной жизни Веры Алексеевны мне ничего не известно. Официально замужем она не была и естественно, наследников не было. Всю свою жизнь она прожила с матерью.  Анализируя отрывочные сведения, полученные от моего двоюродного брата и паре писем, сохранившихся в архивных документах, могу предположить, что она питала огромную симпатию к известному актеру и режиссёру -  Юрию Александровичу Завадскому. Возможно, именно его, видел в доме Веры Алексеевны мой двоюродный брат. 
Огромную помощь  оказывала мне Вера Алексеевна в моих занятиях музыкой и в подготовке к поступлению в консерваторию. Но видимо не судьба! Музыкантом я не стал!
  Не сложившаяся личная жизнь Веры Алексеевны привела к тому, что она посвятила себя полностью общественному служению и, до последнего дня, ухаживала за престарелой матерью.
 Умерла она 7.05.1967 г. в Москве и похоронена на Востряковском кладбище.  Сразу после смерти дочери Елена Николаевна резко сдала и уже через пол года умерла. Даже после смерти  их могилы  оказались рядом.