Вспыльчивость и неистовство

Гадаев Алексей Вениаминович
 Тревога, печаль и вспыльчивость (или крайняя его форма - ярость) рассматриваются как "три великие" негативные эмоции человека, доминирующие в теневой стороне эмоциональной жизни.

 В норме вспыльчивость является быстро проходящей эмоцией(Scherer,1986).
 Она становится проблемой только тогда, когда возникает часто и достаточно интенсивно ("приступы вспыльчивости"), а также тогда, когда она  - чаще всего в ослабленном виде - стабилизируется в течение достаточно продолжительного отрезка времени (например, в качестве компонента депрессии).
Эмоциональная возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость и раздражимость.
 Именно в отношении вспыльчивости К Изард считает целесообразным ввести понятие "эмоциональный порог".
 Человек с низким порогом эмоций гнева более вспыльчив  и чаще находится в этом состоянии.
 Лица со слабой нервной системой в большей степени чувствительны к отрицательным эмоциональным раздражителям, чем лица с сильной нервной системой[1,с.224].
 Иногда педагог в школе наблюдает, что ребенок сильно возбуждается, когда злится,то начинает нападать, царапается и щипается -и учителю становится "ясно": ребенок вспыльчивый и раздраженный. Такой ребенок потерял контроль над собой и он привык решать проблемы с помощью агрессии.
   Проблема ребенка, может искажаться как учителями, так и родителями  под влиянием страха, который они могут испытывать при попытках справиться с юнцом, когда  он кажется неуправляемым.
   Поэтому педагогам-психологам важно разъяснять родителям и учителям то,какие имеются  различия между вспыльчивостью и угрозами применить насилие ребёнком с одной стороны, и фактическим выполнением своих угроз - с другой.
  Говоря о вспыльчивости, нельзя не упомянуть книгу "Психотерапия детей и подростков",в которой приведены релевантные параметры вспыльчивости, гнева, агрессии и насилия с описанием их проявления на различных уровнях (шесть уровней).

Уровень 1.:
-----------
* нетерпеливый/надоедливый/раздражающий ребенок.
Дети уровня 1 ноют, жалуются и впадают в ярость всякий раз, когда им говорят "нет", не позволяют настоять на своём или отчитывают.
Они повышают голос, задерживают дыхание, у них краснеет лицо.
 Такая вспыльчивость является "контролируемой", и они даже могут обратить вспыльчивость на себя и сказать:"Я себя ненавижу, я всё делаю не так, я глуп и т.п."

Уровень 2.:
-----------
* упрямый/аффектный ребёнок.
Дети и подростки уровня 2 упорно отказываются следовать указаниям или подчиняться требованиям.
Они приходят в ярость и выражают вербальную агрессию - бранятся, обзываются, сыплют оскорблениями и т.д.
 Учителя и родители могут интерпретировать такое вербальное оскорбительное поведение как указание на то, что ребенок стоит на грани применения насилия.
 Подобного аффектного поведения детей  (особенно если оно интенсивно и/или часто) обычно достаточно, чтобы убедить взрослых в "неуправляемости" этих детей, а на самом деле речь идёт только о вербальном выражении гнева.

Уровень 3.:
-----------
* угрожающий ребенок и возникновение ущерба.
На 3-м уровне дети приходят в состояние всё большей вспыльчивости (с точки зрения частоты и/или интенсивности), а в диапазон их словесной и невербальной активности выходят угрозы избить или убить сверстников, родителей, учителей, родственников и/или животных; однако на практике дети  данного уровня никогда этого не делают.
Они ограничиваются вербальной или невербальной агрессией (языком телодвижений) и, изредка, причиняют незначительный ущерб неодушевленным предметам.
 Ребенок пинает стул, и тот, ударяясь о стену, оставляет выбоину в штукатурке, но то обстоятельство, что ребенок избегает швыряться ножами, стаканами или бросать предметы в телевизор, показывает, что он всё ещё сознает, сколь серьёзной может быть агрессия по отношению к неодушевленным предметам в её более тяжелых формах.
 Очевидно, что он оценивает своё поведение и стремится не заходить слишком далеко, хотя родители и учителя нередко интерпретируют такое поведение как совершенно "неуправляемое".

Уровень 4.:
-----------
* ребенок переходящий все границы.
Дети 4-го уровня целенаправленно и преднамеренно обращают вспыльчивость на неодушевленные предметы, нанося им серьёзный ущерб или уничтожая. Они впадают в такую ярость и демонстрируют настолько агрессивное поведение, что способны пробить дыру в стене или вышвырнуть какой-либо предмет в окно.
Подростки нередко угрожают членам семьи оружием -бейсбольной битой, молотком, ножом.
 Но необходимо отметить, что реального вреда окружающим дети этого уровня не причиняют: вовремя вспыльчивости они часто угрожают насилием, но сохраняют дистанцию между собой и лицом, которое считают противником, а стоит к ним приблизиться, как они отступают или убегают. Большинство родителей и педагогов считают, что в такие минуты ребёнок опасен.
Тем не менее такие несовершеннолетние вызывают известный когнитивный и поведенческий контроль,зная, что их словесная и невербальная агрессия по отношению к другим не перерастает в подлинное физическое насилие.

* Когнитивные искажения:
- трудности с поддержанием и фокусированием внимания;
- сильное предчувствие вражеских намерений;
- недостаточная ответственность.

* Когнитивная недостаточность:
- недостаточное умение решать проблемы;
- глубоко импульсивные решения с ориентацией на действие;
- недостаточное обдумывание последствий.

* Физиологическое возбуждение:
- учащенное сердцебиение;
- учащенное дыхание и потоотделение;
- напряжение мышц.

Уровень 5.:
-----------
*нападающий ребёнок.
На 5-м уровне ребенок успешно переходит от выражения вербального гнева и физической агрессии, направленной на неодушевлённые предметы, к физической агрессии, подразумевающей действия, которые причиняют физический ущерб другим людям.
 Таким образом, словесные и невербальные угрозы часто сопровождаются реальной физической агрессией.
 Однако агрессия на этом уровне не предполагает жестокости или серьёзных телесных повреждений.
 К такому поведению относятся толкание, пинки, тычки, задевание плечом и бросание в людей различных предметов, которые не должны причинить серьёзного вреда (например, теннисный мяч, карандаш, пластиковая чашка, плюшевая игрушка).
 Реальные физические повреждения на этом уровне минимальны и чаще возникают случайно, чем в результате обдуманного намерении.
 В подобных случаях учителя и родители, как правило, серьёзно и обосновано опасаются, что ребёнок может по-настоящему утратить контроль над собой и в своём неистовстве нанести кому-нибудь физический вред.

Уровень 6.:
-----------
* ребёнок применяющий насилие.
Подростки и дети 6-го уровня демонстрируют насильственное поведение, которое причиняет серьёзный ущерб и опасно для окружающих.
 Они умышленно бросают в людей опасные предметы или нападают на окружающих с кулаками, собираясь нанести травму.
 Может иметь место преднамеренное применение оружия.
 На этой стадии и родители и воспитатели запуганы,они ощущают безнадежность ситуации и даже забиты.
 Они могут оказаться "пришибленными" или "опустошенными" из-за годами длящихся унижений и издевательств.
 Они могут даже чувствовать, что сдались перед насилием, которое постепенно вырастало из словесной или невербальной агрессии, сменяющейся агрессией по отношению к неодушевленным предметам, потом - агрессией с непреднамеренным и минимальным физическим ущербом и, наконец, настоящим насилием над другими людьми.
 Родители и учителя часто считают своё положение настолько ужасным, что у них опускаются руки и они оставляют всякие попытки установить какой-то контроль над ребенком.
 Прайс(Price,1996) называет таких родителей и воспитателей "эмоционально и физически изувеченными" детьми[2.c.139-145].
Литература:
1. Е.П.Ильин. Эмоции и чувства. СПб.:Питер, 2008.
2. Психотерапия детей и подростков (/Под ред. Ф.Кендалла/). СПб.: Питер. 2002