Пётр Кузьмич Бондаренко. Луганские художники

Сергей Викторов
     Когда вспоминаю своего отца (а он всегда для меня был папа, только на людях - отец), то вижу прежде всего свет. Свет его человеческого духа, который является самым главным ориентиром в моей жизни.
     Говорить о нём только как о художнике – значит наполовину обеднять его человеческий образ, личностное содержание. И сейчас сказать правду о нём – моя главная обязанность. Ведь мы, возможно, когда-то встретимся, и он посмотрит на меня своим пронзительным взглядом голубых глаз, под которым ничего нельзя скрыть. Если скажу неправду, всё увидит, даже не читая написанного.
     Папа для меня – не просто родной человек, который материально обеспечивал семью, не только прекрасный художник. Прежде всего он Человек с большой буквы. Самое главное в нём было и есть – его огромное сердце, содержащее в себе все главные человеческие ценности – порядочность, честность, достоинство, благородство, гуманизм по отношению к ближнему, оптимизм как мировоззренческий принцип, неспособность на предательство и дар великой любви к своим близким. Это всегда была основа его человеческой личности, неизменная, как и он сам. Его выдающимися произведениями можно считать не только художественные творения, но и его жизнь. Он сам всегда являлся произведением высоких человеческих качеств.
Личность отца – один из тех «предметов» в моей жизни, которые составляют её смысл.  В тяжкие минуты раздумий либо страданий, моральных или физических, вспоминаю его наставления, мудрые советы, чего бы это ни касалось. Представляю, что бы он сказал в той или иной ситуации. И это является надёжным ориентиром в выборе решения. У него была нелёгкая жизнь, которая и дала ему мудрость и нравственную чистоту. Его нельзя назвать наивным, но при  всём своём жизненном опыте он сумел сохранить благословенную простоту открытой к людям натуры.
     Понятия внутренняя «культура» и «интеллигентность» - то, что ему  было органически присуще. Он никогда не мог унизить человеческое достоинство. Даже если приходилось защищаться.
     Теперь о нём в его профессии.
     Прежде нужно сказать, что папа обладал не только даром художника. В молодости он писал стихи, у него были артистические способности, хорошо пел, имел слух.  Путешествовал с иллюзионистом по городам в качестве ассистента, овладел гипнозом, умел показывать фокусы. Любимыми поэтами были – Есенин, Евтушенко. Любимыми певцами - Леонид Утёсов, Марк Бернес с их репертуаром и все, в чьём исполнении присутствует душа, а не только голос. В юности раздумывал о выборе творческой специальности и остановился на изобразительном искусстве.
     Окончил Ленинградское художественно-педагогическое училище им. В.А. Серова, мастерскую Н.А. Тырсы. С особым благоговением вспоминал отец об этой учёбе, о ленинградском периоде своей жизни. В то время увлекался поэзией и готовил для издательства сборник стихов «Молодая кровь». Распределён был после училища в Москву, но прежде надо было отслужить в армии. Потом вдруг – неожиданная война, плен, побег из плена и защита Родины в партизанском отряде. Жизнь после Победы пошла по иному сценарию. Рукопись поэтического сборника была утеряна. Всем бывшим военнопленным нельзя было жить и работать в столицах и крупных городах страны. Так отец попал на Донбасс, в Луганск. Много пришлось помытарствовать, жили с мамой на квартирах, пока не появился свой маленький уголок.
     Папа был человек целеустремлённый. С детского времени помнятся все события его творческого и личного становления. Стояла задача перед ним поступить в Союз художников СССР. Произошло это после участия в республиканской выставке, где он представил картину «Годы молодые». Это - первая его крупная победа в социальном статусе, которая нужна была не формально, а как признание определённого уровня его профессионального мастерства, и это было важно. Повышение в связи с этим расценок на его работы тоже было необходимым событием, т.к. давало больший доход в семью в то материально тяжёлое время.  И кроме того – появилась возможность уделять больше времени творчеству, не поглощаясь постоянно мыслью о заработке.
     Творческая жизнь отца пришлась на тот период в жизни нашей страны, который принято называть словом «тоталитарный». Т.е период, когда идеология доминировала и во всём определяла действия всех, в т.ч. и людей творческих профессий. Предпочтительно было писать и создавать образы классовых вождей, ударников социалистического труда, героических представителей этой самой идеологии. Многие на пути соцреализма загубили свой талант и творческую личность, превратившись в автомат по выработке штампованных – «социально-общественных» – образов, мало имеющих общего с простыми живыми людьми.
     Удивительное дело, но в «идеологических» работах отцу как-то удавалось избегать штампов, «установленных черт строителей коммунизма». Люди в его произведениях имеют человеческую основу, не затенённую необходимым отблеском псевдогероизма. Человек всегда был для него несравненно выше надуманных символов. И он старался больше работать на «общечеловеческие» темы, чтобы как можно меньше прикасаться к обезличенно-идеологическому.
     Отец тяготел к монументальному искусству, хотя с удовольствием занимался живописью, чувствовал её, а также графикой. За всю жизнь им было создано много самых разнообразных монументальных произведений (хотя и не все из-за отсутствия финансирования получили воплощение в материале). Ещё до поступления в Союз (что можно считать вехой, точкой отсчёта в его творческой биографии) он расписал совместно с И.В.Паничем и Е.П.Полонским плафон в Доме Техники г. Луганска. Монументальное искусство, конечно, обречено быть идеологичным – просто по своей природе. Оно к этому призвано. А советское монументальное искусство должно было выражать исключительно только общегосударственную идеологию, и места для выражения идеологии личной художник совершенно не имел. Плафон в Доме Техники – яркое тому подтверждение. Для этой работы отец предварительно писал этюды с натуры, а поскольку там фигурируют дети, то рисовал меня и сестричку. Ракурс был снизу (как это бывает на плафонах), и поэтому ставил нас, детей, на крышу дома и писал стоя внизу с этюдником. Ярки и свежи эти воспоминания. 
    Сам папа не придавал большого значения этой работе, считая её архаичной, данью политическим потребностям времени. Но относился к ней в период выполнения очень добросовестно. (Впрочем, он всегда относился добросовестно к любой работе.)
     Вторая большая монументальная работа, способствовавшая его утверждению в ипостаси монументалиста – настенная роспись в Доме Строителей, которую он также выполнил в соавторстве с И.В.Паничем и Е.П.Полонским.
     Параллельно создавались живописные полотна и графические произведения: многочисленные портреты, пейзажи, жанровые картины, зарисовки, наброски, этюды. Отец писал с натуры с удовольствием, самозабвенно. Любил находить красоту в жизни и передавать её на холсте. Его восхищала красота цветов, природы, красота человека и его духовного мира. Всё это он стремился запечатлеть углём, красками, пастелью, использовал любой материал, который способствовал передаче образа изображаемого предмета. Часто во время работы пел – и это была характерная его черта: он любил жизнь, её радость, наслаждался фиксацией её прекрасных проявлений.
     Хоть отец носил украинскую фамилию, ему свойствен был русский дух. Наверное, поэтому любовь к Есенину – особая страница его мироощущения. Во многом они схожи – обострённое, часто одушевлённое восприятие русской природы, её красоты; способность по-настоящему любить другого человека, женщину; глубочайшее чувство любви к русской, славянской земле. Во многом эту общность душ его и Есенина определило то, что  родились и выросли они оба в схожих природных, географических и семейных условиях, только с некоторой разницей во времени. Вскоре после войны папа купил маленький томик стихов поэта, и эта книжица была у него в мастерской настольной долгие годы и десятилетия. Портрет Есенина он писал несколько раз, с небольшими изменениями в колорите и композиции.  Холст долгое время стоял на мольберте, настолько важной эта фигура была в его жизни. Посещая иногда  его мастерскую, родные дома делились впечатлениями: «А, папа опять Есенина пишет». Любил известные песни на стихи поэта – «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая».
     Особые воспоминания у отца были – о войне. Это святая тема. Когда он рассказывал о тех временах, чувствовалось, какую огромную тяжесть он вынес,  насколько понимал ужас события, знал цену, которая заплачена, как уважал людей, которые прошли через это. Многих чужих людей, участвовавших в войне, он в некотором смысле воспринимал как родных.
     Какое счастье было – работать с ним вместе в его мастерской. Заниматься живописью, помогать в выполнении монументальных работ, делать картон на мозаику.  Обсуждали ход работы, философствовали, говорили о вещах мировоззренческих, системе моральных ценностей, критериях прекрасного. О чём только мы не беседовали. Сколько было такого общения! В нём он представал предо мной и в человеческой, и в профессиональной ипостасях. Были поездки в Москву, Ленинград, походы по художественным музеям. Дискуссии прямо в музейных залах с людьми ищущими. Духовно насыщенная, творческая жизнь.
     Будучи признанным и уважаемым мастером, отец, тем не менее, в отличие от некоторых «мэтров», всегда относился так же уважительно к творческой молодёжи и поддерживал её, где мог. Давал ей «зелёный свет», путёвку в жизнь. Нисколько не испытывая при этом амбициозности и «ущемлённости» собственного профессионального достоинства.
     В своё время о нём был снят фильм Киевской студией документальных фильмов.
     Больно и горько, что мало сохранилось его работ: практически все мозаики в природных условиях уже осыпались (потому что исполнители не очень соблюдали технологию выкладки, да и просто от времени), а многие живописные полотна были проданы, о чём сейчас приходится жалеть. Теперь эти картины продаются на аукционах неведомых людей за большие деньги.

     Сердце отца, его жизнь оставили яркую траекторию в окружающем пространстве. В душах ближних и тех, кто с ним встречался на жизненном пути. Уверен, пример его личности, принципы, воплощённые в поступках, сделали многих людей лучше, нравственней, выше.



     Вот неполный перечень выполненных им монументальных и станковых работ в различной технике – на полотне, картоне, бумаге.

Мозаики и росписи «Плодородие» (1965 г.), «Ворошиловградщина» (1965 г.), «Нептун» (1965 г.), «Мелиорация» (1967 г.), «Земля донецкая» (1969 г.), «Двое» (1970 г.), «Солнышко» (1970 г.), «Кузнецы» (1970 г.), «Наше знамя» (1972 г.), «Аврора» (1973 г.),  «Чайки» (1973 г.), «Земля» (1973 г.), «Химия» (1974 г.), «Дружба» (1975 г.), «Начало» (1975 г.), «Сёстры» (1976 г.), «Рабочий» (1977 г.),  «Наука» (1977 г.), «Дождик» (1978 г.), «Танец» (1978 г.), «За землю, за волю» (в соавторстве с Черенковым В.И.) (1978 г.), «Учёный» (1979 г.), «Живительное солнце» (1980 г.), «Крылья» (1982 г.), «Отдых» (1984 г.), - и это ещё не полный перечень.

Живописные работы: «Автопортрет» (1946 г.), «Мать» (1950 г.), «Портрет И.Б.Кабрамова», «Последние цыгане» (1956 г.), «Блондинка», «Лутугин» (1957 г.), «Вечером», «Осенняя распутица», «Красные цветы», «У пирса», «Грачи», «Глинистая земля», «Магистраль» (1958 г.), «Аллея сквера вечером», «Иней», «Школьница», «В городе», «Годы молодые» (1960 г.), «Валентина» (1961 г.), «Дюны», «Среди цветов», «Вид могили Тараса» (1962 г.), «Яблоня цветёт», «Крестовое», «На полянке», «Ёлка на площади Героев», «Осенняя синь»(1963 г.), «Гамалия», «Портрет ткачихи Лисицкой», «Весёленькое», «Ромашки», «Натюрморт «Бульдонеж», «Весна», «Сирень», «Лесная дорога», «Полевые цветы» , «Молодые сосенки», «Портрет Полонской-Акимовой»,»Красная ветка», «Пляж, «Девушка в красном» (1964 г.), «За чтением», «Шлагбаум», «Вербы», «Сопротивление» (1965 г.), «Старый Луганск», «14-я линия осенью», «Юные», «Из моего окна», «Силуэт Ворошиловграда», «Жаркий день», «Нависло», «Девочка из Кременной», «Кременской мотив», «Сосновая чаща», «Река Красненькая», «Девчонки», «Под солнцем», «Пейзаж с терриконом», «Дорога», «Одна», «Этюд с конём», «Рассвет», «Гать», «Огороды», «Вид на шахту», «Село», «Сосенки», «Домики», «Ставок», «Утром», «Окраина», «Ольховка» (1966 г.), «Пролетарский Гимн (Эжен Потье и Пьер Дегейтер), «Песня», «Портрет М.В.Фрунзе», Сергей Есенин», «Женщина в платке», «У Донца» (1967 г.), «Весенний этюд», «Натура», «Штукатур-маляр», «За Айдаром» (1968 г.), «Женщина в синем». «Мужской портрет» (1969 г.), «Осенний мотив», «Тепломагистраль», «Натюрморт» (1970 г.), «Пойма у Счастья», «Пельменщица», «Весёленькое», «Портрет врача Корчемного Я.И.» (участник обороны Луганска 1919-1920 гг.), «Памятник архитектуры», этюд «Коровий загон» (1971 г.), «Вера Домбровская», «Натюрморт «Тюльпаны», «В кузнечно-прессовом» (1972 г.), «Индустриальный пейзаж», «Река Айдар», «Лодки» (1973 г.), «Этюд» (1974 г.), «Сирень», «Дворик», «Победа» (1975 г.), «Хайло А.П. – инженер СКБ завода «ОР», «Жажда, «Тревога» (1976 г.), «Этюд к портрету Постовой Н.Г.», «Портрет Оселедько Г.С., ударника коммунистического труда завода автоклапанов», «Голубой берет», «Весенний сад», «Портрет милиционера» (1977 г.), «Этюд к портрету», «Шаманство», «Рентгенолог» (1978 г.), «Сентябринки», «Село Чертовитское», «Праздник» (1979 г.), «Натюрморт», «Этюд к портрету ткачихи», «Голова женщины» «Весёлая гора», «Старое село», «Портрет кузнеца Ходакова» (1980 г.), «Портрет шахтёра Скрыпникова Н.Н.» (1981 г.), «Мой сад», этюд «Строительство магистрали», «портрет Колесникова А.Я.», «Яблоневый цвет» (1982 г.), «Белая сирень», «Самовар (этюд)», «Сопки (этюд)», «Портрет В.И.Ленина (полуфигура)», «портрет К.Маркса (полуфигура)», «Портрет Курило Ф.Л. (кузнец Герой Социалистического Труда)», «Сирень» (1983 г.), «Встреча друзей (Петров и Стаханов – зачинатели стахановского движения)», «В моём городе» (1984 г.), «Солдатский хлеб», натюрморт «Цветы», «Прядильщица», «Портрет Гадияка А.Д. (монтажник, Герой Социалистического Труда, наставник молодёжи, г. Северодонецк)», «В мастерской у дедушки» (1985 г.), «Реквием. Памяти Чернобыля».
     В последние годы папа работал над серией картин, посвящённых истории Руси, был увлечён этим замыслом. Появились работы: «Ярославна», триптих «Слово о земле русской».
Графические работы: «Одуванчики», «Мордовцев Г.А., шахтёр, Герой Социалистического Труда», «Жизнь моя (На розовом коне)», «Валет В.Я. (шахтёр РОЗ, шахта им. Менжинского)», «Обнажённая (набросок)», «Голова женщины  (набросок)», «Студийный набросок», «Мечта», «Художник (набросок)», «Портрет журналиста Б.Бланк», «Зорге (эскиз к портрету)», «Туалет» (1960 г.), «В полевом стане», «Пономарёв – учётчик колхоза «Украина», «Омшанник (набросок)», «Вера Поколодная (рис. к картине «Пельменщица»)», «Сидящая», «Вера Домбровская – электросварщик» (1971 г.), «Комар Р.М., свинарка» (набросок к портрету), «Молодая женщина» (набросок) (1972 г.), «Портрет Манукяна» (1973 г.), «Неклюенко Н. – художник», «Боярка», «Лесничество (Боярка)» (1974 г.), «Женский портрет», «Оселедько Г.» (рис. к портрету) (1976 г.), «Белые розы» (1978 г.), «Женская головка», «Яблоня», «Натюрморт», «Модель (набросок)», «Голова мужчины», «Натура», «Таинственность», «Белозерцева Г. (рис.), «Рисунок к портрету», «Розы» (1979 г.), «Календула», «Урок», «Озерцо» (1980 г.),»Зимний сад» (1982 г.), «Антоша» (1983 г.), «Уборка», «На кухне» (1984 г.), «Старое Ирмино», «Теплогорск», «Во дворе» (1985 г.)

                Сергей Бондаренко