Неземная любовь к лошадям

Олег Гонозов
Москвичка Татьяна Константиновна Ливанова (на снимке) променяла столицу на деревню. Шестой год вместе с дочерью Машей и внуком-дошкольником Мишей она живет в деревне Стрелы Ростовского района Ярославской области. Чтобы выбраться в райцентр или областную столицу, они эксплуатируют «железных коней». А для души холят и лелеют трех кобылиц - Мануэллу, Медею и Мишаню. Три лошадки хобби-класса в одном месте уже событие. Поблизости коней держат только в Василькове, Угодичах и Сулости, да и то для вспашки огородов и перевозки грузов.

ДВА ПОЛДОМИКА В ДЕРЕВНЕ
Половину старинного дома Татьяна Константиновна купила в Стрелах в ноябре 2005 года. По документам ему стукнуло свыше 100 лет. За свою долгую жизнь бревенчатый старожил настолько врос в землю, что,  не поклонившись ему, пригнув голову, в крыльцо не войдешь. Никаких удобств, кроме электричества и баллонного газа, в избе нет, но для Ливановых дом ценен хозяйственной частью, где можно держать лошадок. В принципе ради Мануэллы и ее дочек его и приобретали. Чтобы им здесь было хорошо да удобно. Чтобы каждый день был выгул. Места под крышей хватило. И не проходит дня, чтобы полюбоваться лошадками к стойлу не заглянула местная детвора. Да и взрослые не преминут придти с гостинцами: морковку, сухари, сахар любят все кони на свете.
А потом так сложилось, что рядом с их полдомом хозяева соседнего дома стали искать покупателя на свою половину. От предложения, как говорится, было трудно отказаться. В итоге вместо привычного домика в деревне у Ливановых в Стрелах два стоящих рядом полдома. В одном расположилась Татьяна Константиновна, в другом — ее дочь Маша с Мишей, в честь которого, кстати, и кобылицу назвали Мишаней.
А еще в их хозяйстве есть две собаки. Рыжая игрунья такса по кличке Тася и черный сторожевой пес Барон -- помесь водолаза с алабаем. 
Встает Татьяна Константиновна в шесть утра. Седлает Мануэллу и мчит на ней верхом по утопающим в зелени берегам Которосли и окрестностей. После прогулки лошадка должна в течение двух часов остыть. А у хозяйки дел невпроворот. Лошадь не кошка, ее колбасой или рыбой не накормишь. Ей в сутки надо 4 - 5 килограммов овса да раза в два больше - сена. И не как-нибудь, а строго по распорядку: утром, днем и вечером. И перед каждым кормлением напоить.  Не лишними будут морковь, свекла, капуста, огурцы, яблоки. Летом — трава. Так что приходится женщинам и косить, и навоз каждый день выгребать. А он - ценность для огородников: хорошо идет по бартеру на овощи для лошадей.
И только ближе к ночи, приделав все дела, Татьяна Константиновна  садится за компьютер, выходит в Интернет и переписывается с разбросанными по всей стране одноклассниками. Вместе их собирает сообщество «Родные Кужеры», где они делятся своими воспоминаниями о детстве и юности. С каждым годом тем для обсуждения у них становится все больше и больше: «Кужеры моего детства», «Кужерские фразы и словечки», «Мгновение куцжерским почерком», «Наши питомцы» и другие.

РОДОМ ИЗ ПОСЕЛКА КРАСНЫЙ СТЕКЛОВАР
Родилась Татьяна в янтарно-сосновой глуши Марийской АССР, в поселке со странным, словно сошедшим со страниц рассказов Андрея Платонова названием - Красный Стекловар.
Правда, в старину, как неофициально и теперь, поселок назывался Кужеры, по расположенному рядом озеру Куж-ер, что в переводе с языка мари - «длинное озеро». Благодаря несметным залежам желтовато-белого песка в XIX веке на берегу озера купец первой гильдии Местников построил стекольный заводик по изготовлению оконного стекла и разной посуды. В 1939 году Кужеры превратились в Красный Стекловар. На заводе производили бутылки под уксус, были  такие треугольные, из зеленого стекла. Горячий цех работал безостановочно, в три смены - страна остро нуждалась в стеклянной таре под уксус. А бракованные бутылки попадали ребятне, которая, надев на горлышки резиновые соски, играли ими в дочки-матери.
На заводе главным инженером работал дедушка Татьяны Константиновны, Михаил Андреевич Паршин. А бабушка, Мария Александровна, трудилась учительницей в Кужерской средней школе.  
Однажды через поселок проезжал цыганский табор, три дня цыганские кибитки стояли за озером, а холеные вороные и гнедые лошадки были в центре внимания поселковой детворы. К тому времени Таня уже «болела» лошадьми. Разыскивала в библиотеке о них книжки, с замиранием сердца смотрела о них кинофильмы. О конях сочиняла стихи, рисовала акварельными красками.

ДЕВОЧКА-ЛОШАДКА
В Кужерской средней школе было много разных кружков: юных кролиководов, гимнастики, баскетбольный. Зимой все школьники вставали на лыжи и коньки, катались с горки на санках. Таня была капитаном баскетбольной команды, вела гимнастический кружок для дошколят. И все же ее главным увлечением оставались конюшни.
Она знала все поселковые конюшни до одной, знала, сколько в каждой  коней, знала всех лошадей по кличкам и до сих пор хранит в конвертиках пряди из грив любимых лошадок.
На конюшне стеклозавода было 25 лошадок, на промкомбинате - 18, в районном отделе милиции - 5. По три лошадки в лесничестве и райпотребсоюзе, по одной - в больнице, школе, райисполкоме - нигде после войны не обходились без гужевого транспорта.
А самым любимым коньком на конюшне стекольного завода у Тани был белоснежный Герой, 1952 года рождения. Очень добрый, небольшой и крутобокий. Девочка набивала карманы сухарями и шла к стойлу, чтобы покормить любимца хлебом. В своих детских мечтах она рисовала, как выкупит Геройку! Вот только закончит школу, накопит денег - и заберет конька. Но не получилось - в 60-е годы большинство лошадей пустили под нож.
Еще одной любимой забавой у кужерских школяров была игра «в лошадей». Подражая конским повадкам, они носились по дворам-огородам. Каждый участник игры получал свою «драгоценную» кличку: Рубин, Изумруд, Янтарь, Яхонт. А Таня всегда была Алмазом. Летом девочка усаживала малышню в двухколесную тележку, впрягалась в «оглобли» - и ну фырчать, бить ногой и гонять вприпрыжку по двору. А зимой она впрягалась в большие санки и, как лошадка, носилась по сугробам.

ОСЕДЛАЮ Я ГОРЯЧЕГО КОНЯ  
С десяти лет Таня писала стихи, и большинство из них были о конях. Достаточно перечислить только одни названия: «Кони», «Коням», «Конь», «О конях», «Герой».
Герой - это тоже конь:

Он дивно красив, смел и ретив.
Он смирный на редкость и умный...

Хотя и другие стихи тоже о конях. В «Дороге по Родине» она пишет:

Оседлаю я горячего коня,
Но не скинет он меня с седла.
Поскачу по дороге прямой,
По своей отчизне родной...

В стихотворении «Летней порой»:

По дороге, по степной,
Кони шли на водопой.
Среди них шел конь ретивый,
Был он игривый и красивый...

Заветная записная книжечка в зеленом переплете размером 8 х 12,5 см с детскими стихами и акварельные рисунки лошадок у Татьяны Константиновны сохранились до сих пор.
«Я посвящу свою жизнь лошадям, пусть меня помнят и знают», - написала шестиклассница в стихотворении «О конях». И оно стало программным в ее жизни.
А еще ей нравилось изучать в школе немецкий язык. И очень хотелось стать стюардессой, чтобы побывать в разных странах мира, - одно из своих стихотворений «Стюардессы» она даже написала на немецком языке.
В первый класс их поступило тридцать учеников, к третьему перевалило за сорок, а в выпускном осталось всего 13. Школу Татьяна окончила с золотой медалью.

С ДИПЛОМОМ ФИЛОЛОГА В КОНЮХИ
После школы Татьяна поступила на историко-филологический факультет Казанского государственного университета, того самого, в котором учился Ленин. Но про лошадок не забывала. Занималась на Казанском ипподроме в тренероотделении мастера-наездника Завдата Хабибуллина, выступала в призовой езде и добивалась неплохих результатов. В скачках на празднике Сабантуе в 1967 году она заняла третье место на темно-сером Спеце, а в 1970-м - первое на сером Факире, выиграв скачку в честь 50-летия Татарской Республики.
В 1968 году во время реконструкции призовой дорожки казанский ипподром перебазировался в Тбилиси. Татьяна тогда училась на четвертом курсе университета, готовилась к летней сессии. Но расстаться со своими любимцами не смогла и отправилась вслед за ними в Тбилиси. На летний сезон туда съехались наездники не только из Казани, но и из Москвы, Харькова, Куйбышева. Собралось много молодежи, и к концу бегового сезона девушка встретила там свою судьбу, благодаря замужеству стала москвичкой. Университет пришлось заканчивать заочно. Зато не надо было ехать по распределению в сельскую школу и преподавать русский язык. С дипломом филолога она пошла работать конюхом и наездником на Центральный Московский ипподром.
Правда, в начале 80-х при подготовке буклетов и брошюр о Центральном Московском ипподроме и Московском конном заводе наезднице 3-й категории пришлось вспомнить о полученном образовании. Постепенно журналистика стала ее второй профессией, и в 1982 году Татьяна стала  членом Союза журналистов СССР.

КНИЖКА ЗА КНИЖКОЙ
Первые зарисовки и рассказы нашей героини были опубликованы в газете «Передовик» Звениговского района Марийской АССР в конце 60-х годов. А ее неземная любовь к лошадям со всей силой проявилась в журналистском творчестве. Публикации Татьяны Константиновны появлялись более чем в полусотне разных СМИ, семь лет она проработала в старейшем отечественном журнале «Коневодство и конный спорт».
С 1984-го по июнь 1992 года жила в Латвии. Как корреспондент крупного московского издательства «Колос» объездила соседние Литву и Эстонию. Часто бывала в городах Шауляе, Паневежисе, Аникщяе. Последний известен «Музеем лошади и конного инвентаря» под открытым небом.
Еще в далеком  1960 году в Тарту, во время тренировки в конно-спортивной школе в Тяхтверском парке, известная спортсменка Малле Кирсипуу позволила школьнице Тане  «отшагать» в седле ее гнедую лошадку по кличке Галя – и это было счастьем. До этого никогда в жизни ей не приходилось сидеть на настоящей спортивной лошади с выездным оголовьем! Зато – после…
В 1990 году издательство ДОСААФ заказало Татьяне Ливановой написать большую книгу про лошадей. Пока столь объемный текст, в 1000 машинописных страниц, был написан,  редактировался и готовился к печати, издательство отказалось своих планов.
Но интерес к лошадям у людей не пропал. Скорее наоборот, многие состоятельные россияне стали обзаводиться не только загородными конюшнями, но и собственными ипподромами. Потребность в иппологической литературе возобновилась, и, начиная с 1994 года, стали одна за другой выходить научно-популярные книги Ливановой. На сегодняшний день их, о лошадях, восемь.
Надо сказать, что подготовка спортивного коня - удовольствие не из дешевых. Чтобы обучить его выездке - высшей школе верховой езды - или для конкура умению прыгать со всадником через препятствия высотой 140 - 160 см, владельцу питомца придется выложить сумму, сравнимую со стоимостью дорогого автомобиля.
Советы коневода-профессионала оказались востребованными. В 1994 году в издательстве «Колос» трехтысячным тиражом выходит первая книга Татьяны Ливановой «Своя лошадь: советы коневладельцам». Спрос на нее оказался настолько непредсказуемым, что на следующий год книга была переиздана.
Книгу «Ветеринарные консультации для владельцев лошадей», кстати, тоже выдержавшую несколько переизданий, Татьяна Константиновна посвятила «...дочери Машеньке - моей помощнице и надежде в династии конников». И это посвящение оказалось пророческим - Маша стала ветеринарным врачом и сейчас трудится в ветеринарной клинике «Барбос» в Ростове. А книга, доходчиво информирующая владельцев лошадей о том, как правильно реагировать на заболевания своих любимцев и оказывать им первую помощь, превратилась в бестселлер.
В 2000 году в Казани вышла книга Татьяны Ливановой «Рядом с лошадью», а в Москве тиражом 10 тысяч экземпляров - совместная с дочерью книга «Уроки верховой езды», где доступно и понятно рассказывается о том, как понять лошадиный язык, как правильно ухаживать за конем, а самое главное, как научиться ездить верхом.
Книги Татьяны Ливановой «Лошади» выходят в 2001 и 2004 годах в издательстве «АСТ», «Мир лошадей» - в 2004 году в издательстве «ОЛМА-ПРЕСС». А совместная книга Татьяны и Марии Ливановых «Все о лошади» с 2004 года выдержала уже четыре издания. Значит, есть спрос. И в самом деле, интересно узнать, что же заставляет людей из века в век столько времени проводить с лошадьми.
В 2011 году Татьяна Константиновна издала совсем необычную книжку «Зимняя радуга» - книжку, где она охватила четыре поколения своей семьи, рассказывает о родных и друзьях, о своих увлечениях. Сюда же вошли ее первые детские стихи, рисунки, юношеские рассказы, невыдуманные истории и сегодняшние размышления о жизни.
Переехав из Москвы, из 17-этажки в Крылатском, в деревенский дом, Татьяна Константиновна оказалась в своей стихии, и снова ее творчество побежало весенним ручейком. В свободное время она пишет стихи и рисует вместе с внуком-дошкольником Мишей: «Сочинили с Мишей восемь мы двустиший!» И вот уже второй год работает корреспондентом в местной газете «Провинция».

НЕ ГОНИ КОНЯ КНУТОМ, А ГОНИ ЕГО ОВСОМ
Купить себе соловую - светло-желтую кобылку с белой гривой Татьяне Ливановой хотелось с детства. Но удалось осуществить эту заветную мечту только в 1995 году. И этой лошадкой стала Мануэлла, Маша, Манечка, Мася. Хозяйка села на покупку верхом и поехала. А потом узнала, что лошадка жеребая. И так случилось, что когда Татьяна Константиновна отлучилась, то четырнадцатилетней дочке Маше пришлось принимать жеребенка. Но она справилась: сама перевязала, перерезала, обработала пуповину. Жеребенка назвали Мактум.
За свою 19-летнюю жизнь Мануэлла повидала много конюшен как в пригороде столицы, так и почти в центре, возле станции метро «Динамо». Но в Ростовском районе кобылке вольготней всего. Обычно  лошадей в деревнях держат для тяжелой работы. Но Мануэлла, Мишаня и Медея, как говорится, ни к хомуту, ни к телеге, а своей статью и красотой согревают души любующихся ими людей. В альбомах многих из них — фотографии на память. А сколько маленьких детей получили удовольствие от азов верховой езды!

Фото Виктора ОРЛОВА (Ярославль).

PS. Перепечатка текста только по согласованию с автором!