Забытые земляки... Белоэмигрант Бородин

Николай Бичехвост
             Бородин
 Сысой  Капитонович,
 генерал-майор, белоэмигрант

           В малоизвестных страницах  истории донского  края  С.К. Бородин  -  это командир восставших белоказаков  1918 года  в обширной  Области Войска Донского.

        Бородин родился 6 июля 1883 года и происходил из казаков станицы Нижне-Курмоярской.   
    В Новочеркасске, центре казачества, окончил гимназию и военное училище. Служил хорунжим в 6-м Донском казачьем полку. Проявил способности и  был принят в Академию Генерального штаба, которую закончил в 1913 году. 
      Годы Первой Мировой войны он встретил подполковником. Обладая   аналитическим умом и способностями организатора,  состоял начальником штаба. Вначале в 183-й пехотной дивизии, а затем  во 2-й Туркестанской казачьей дивизии.
         В конце смутного 1917 года Сысой Капитонович возвращается в Нижне-Курмоярскую станицу. 

       Наступает боевой 1918 год. Заполыхали  мятежи казаков супротив власти    большевиков.
         Весной восстали   казаки  Усть-Хоперской станицы под руководством    Георгиевского кавалера, полковника А.В. Голубинцева, будущего писателя.

       24 марта подполковник Бородин возглавил восставших казаков станиц Нижне и Верхне-Курмоярской, Есауловской, Нагавской и Потемкинской. С марта по апрель он является командиром боевого Нижнее-Курмоярского полка.            
     В мае Круг спасения Дона избирает генерал-майора П.Н. Краснова атаманом Всевеликого Войска Донского. Офицер Бородин, преданный идеалам казачества, встает под знамена Краснова. Он возводится в чин полковника Донской армии.

         С июня 1918 года и по октябрь 1920 года Бородин умело руководит штабами  донских  корпусов и бригад, в т.ч. у известного генерала Мамантова. Одновременно  выполняет обязанности председателя Военной комиссии Войскового Круга Войска Донского. На нем выступает  как делегат от станицы Нижне-Курмоярской.
           В ожесточенных сражениях наступает поражение Белого движения.

        Вместе с отступающими частями  Врангеля Бородин  уходит в пределы Крыма. Здесь  руководит   штабом у генерала Гусельщикова. После захвата Крыма красными войсками он эмигрирует через Черное море и попадает  на пустынный остров  Лемнос.

      В тяжелых  условиях беженских лагерей  на острове   Бородин, будучи командиром Георгиевского полка и начальником штаба  2-ой Донской казачьей дивизии, налаживает сносное проживание и быт подчиненных. В 1921 году ему присваивается чин генерал-майора. Но Турция вытесняет эмигрантов с острова.

       И Бородин с подразделениями Врангеля перебазируется в Болгарию, в столицу Софию. Как и многие изгнанники, обитал   в казармах, заброшенных товарных вагонах. Мастерил на строительных работах с  плотниками. Затем  перебрался в 1922 году во Францию, работал в шахтах.
     В   Париже Сысой Капитонович занимался извозом. «Гонял» таксистом по 10-12 часов в день. Эта работа давала ему свободу общения с французами  и соотечественниками
          1 января 1934 года Бородин встречает как член эмигрантского Общества офицеров Генерального штаба.

        С 1941 года он выезжает в Германию.  В исследовании   «Русские солдаты Вермахта. Герои или предатели» (Москва, 2005) указано:
     «К лету 1941 года не менее 100 русских офицеров в эмиграции по своим знаниям и опыту соответствовали должностям командиров и начальников штабов дивизионного и корпусного звена. Среди них: В.В. Бальцар, С.К. Бородин…».

         С 1944 года Бородин состоит  в казачьих частях германской армии, в Русской Освободительной Армии (РОА).
 
      Находясь на службе в фашистском вермахте, генерал-майор А.В. Туркул, (тоже из эмигрантов-белогвардейцев), весной 1945 года формировал два полка из   белогвардейцев. Полки насчитывали около трех тысяч чинов.
         Руководили  полками участники Белого движения  генерал-майор Бородин и полковник Кржижановский.  Они, по их мнению, продолжали вести неоконченную войну против большевиков, в надежде взять реванш в рядах Гитлеровской Германии.

          3 марта 1945 года Бородин был арестован по приказу походного атамана казачьих войск генерал-майора Доманова за попытку переворота в «Казачьем  стане» с целью подчинения его РОА. На следующий день  он был вывезен казачьей полевой жандармерией за границу расположения «Казачьего стана».

      В мае 1945 года тысячи власовцев, в том числе и Бородин, в связи с капитуляцией Германии, сдались в плен американским оккупационным войскам. В августе   власовские офицеры были этапированы  в разные лагеря.

       Бородина 7 августа  отправили в лагерь  немецкого города Регенсбурга.
  14 ноября его в числе шести власовских генералов перевели в лагерь в городе Ландехуте, где содержались  власовцы.

       К январю 1946 года  эти генералы  находилась под строгой охраной в лагере для военнопленных. Затем были помещены в одиночные камеры. Несколько месяцев они находились в ожидании  «между жизнью и смертью».
 
       14 февраля 1946 года американский комендант в Ландсхуте вручил чинам контрразведки «СМЕРШ» группы советских оккупационных войск в Германии нескольких  власовских генералов. Переданных «СМЕРШУ» генералов расстреляли.  Бородина среди них не было.

        После окончания Второй Мировой войны Бородин очутился во Франции.
      Свой век он завершил  20 февраля 1961 года  и был погребен на кладбище в  местечке Ганьи во Франции.   
 
         Забытые земляки были разные, красные и белые, зеленые и коричневые...