Земляки-забытые и неизвестные... Генерал Астахов

Николай Бичехвост
 Астахов
 Иван Петрович,
  Георгиевский кавалер, генерал-майор,
  участник Белого движения
 
     Боевые дворяне Астаховы    корнями  своими уходит в  старину   степного  Дона.
      Происходящий из этого рода Иван Астахов родился летом 1863 года в семье офицера.  В служебных списках    числился   казаком станицы Раздорской       Усть-Медведицкого округа. 
      Отменное  образование юноша  получил в Воронежской военной гимназии и Александровском военном училище. В 1883 году вышел хорунжим и   служил в 5-ой Донской батарее. Совершенствовался в офицерской артиллерийской школе.       В 1907 году он  полковником командует 7-ой Донской  казачьей батареей.
    Жизнь свою  Астахов связал с артиллерийскими войсками, достигнув карьеры на избранном поприще.       
      В Первую мировую войну с августа 1914 года и по декабрь 1916 года    он       участвует во фронтовых сражениях. Успешно     командует в боях 6-м Донским казачьим артиллерийским  дивизионом в составе 5-й донской казачьей дивизии.
        В апреле 1915 года   Астахов удостаивается ордена  святого Георгия 4-ой степени.   Выписка из приказа о его награждении гласит.
     «За бой в районе Сито 18-го августа 1914 года, во время которого благодаря умелому руководству огнем казачьих батарей была разгромлена австрийская дивизия и взяты многочисленные пленные и трофеи».
     В сентябре 1916 года  Иван Петрович за верную и  беспорочную службу  произведен в генерал-майоры. Ему была вверена   38-я  боевая артиллерийская бригада.
    18 июня  тревожного 1917 года   Большой Войсковой круг на Дону   избрал его начальником Донской артиллерии.
     Как  и  многие царские генералы, Астахов  отказался стать на сторону   новоявленной власти большевиков.
    В конце 1917 года он, под руководством Донского Войскового атамана А.М. Каледина, объявившего войну   новоявленным Советам,   приступил к формированию добровольческих артиллерийских частей на  Дону. 
        При отступлении Добровольческой армии в феврале 1918 года  из Новороссийска,        Астахов  отправился сквозь пургу и стужу  в     Степной поход.   Их было  с безусыми юнкерами  1100 человек пехоты и 617  всадников при 39 пулеметах. Шли  волонтеры в сторону Сальских степей.
     У Астахова в подчинении было  пять  орудий и   минимум снарядов (в этих суровых условиях  он не расстается с женой и сыном). Были  бои,  схватки, лишения.
      Астахов сумел   сберечь в огненной коловерти  основу Донской артиллерии и ее опытные кадры.          Во время Общедонского восстания он формировал партизанские артиллерийские части.
      До мая 1918 года   состоял на должности начальника Артиллерии Войска Донского.
      Однако вследствие недоброжелательного отношения войскового атамана  П.Н. Краснова  к офицерам Степного похода, Астахов    был уволен в отставку.   Он перешел на гражданскую службу. С марта 1919 года  работал в управлении внутренних дел Черкасского округа Всевеликого Войска Донского.
        Сын его Астахов Петр Иванович,    участник  Белого движения,     командует крупным бронепоездом  «Генерал Богаевский»,  оснащенным    пушками  и пулеметами на бронеплощадках.
          Весной 1920 года  Астахов-старший    с   остатками белых войск Врангеля      эвакуируется из Новороссийска в Турцию, в   Константинополь.  Его  минул        захлестнувший   Республику  Советов    красный террор  по уничтожению оставшегося   белого  казачества.
      О  боевых делах и жизни   Астахова   писала до 1917 года  газета «Русский инвалид»,    в 1935 и 1936 году     о нем помещали статьи    зарубежные издания   «Возрождение» в Париже и   «Станица».
       В Российском Государственном  Историческом Архиве хранятся   документы о   Георгиевском кавалере И.П. Астахове. 
     Иван Петрович Астахов последние дни своей жизни в эмиграции   провел в    Италии. В 1935 году    свой  путь   русского   офицера  он  завершил в      Риме.
          Под  сенью  каштанов на кладбище Тестачио, рядом   с прахом жены А.П. Астаховой   и сына П.И. Астахова, покоится  и Иван Петрович Астахов. Ни сложная жизнь на Родине,  ни  внезапная смерть на чужбине  не смогли разорвать прочный семейный круг   и достоинство