Забытые земляки... Георгиевский кавалер Антонов

Николай Бичехвост
  Антонов
Иван Филаретович,
   
 Георгиевский кавалер,
 полковник


      В  январе 1838 года в дворянском  роду казаков Антоновых  в станице Пятиизбянской родился сын Иван. В семье получил воспитание и образование.  В ноябре 1853 года он приступил к службе в 25-м Донском казачьем полку.

    Ратный путь Ивана  Антонова  прошел в покорении буйного Кавказа, в сражениях суровой  русско-турецкой войны.
     Во время его службы  в 1876 году, в переполненной страданиями Болгарии заполыхало восстание против многовекового турецкого ига.
     В войне за освобождение Болгарии сражалось более сорока тысяч донских казаков. Они прославились в кавалерийских налетах и атаках  против турецкой пехоты, захвате Шипкинского перевала, сражениях у Плевны, взятии   укрепленных городов.

     Есаул  Антонов командует сотней донского полка.
 Летом 1877 года он с тремя взводами из 65 казаков неожиданной атакой     захватил без единого выстрела город Сельчи.
    В  пожелтевших документах писано, что командиру Антонову «Жандармерия этого города сдала огромный запас ружей различных новейших систем и массу кремневок, 13 бочонков пороха и множество патронов к скорострельным оружиям».

   Но при наступлении сумерек на город нахлынуло свыше тысячи черкесов, верных союзников турок. Приступ  их был подобен горному обвалу. Силы оказались не в пользу горсти казаков. Тогда Антонов двинулся  навстречу неприятелю со  своей сотней. Одновременно выставил дружину из жителей города, вооружив их  захваченными ружьями.
 
        Внезапный огневой залп защитников Сельчи взорвал ночную тишину, разметал толпы штурмующих черкесов. 
     Отбивая их яростные налеты ружейным огнем и конными вылазками, саблями и пиками, Антонов в течение трех суток, в кольце осады, упорно защищал город.  Огонь бушевал по улицам, но Антонов город не сдавал,  даже для сбережения своих жизней. Он не дал неприятелю ни единого шанса занять это важное укрепление.

         Вот блеснули сабли прискакавшей на помощь 6-ой сотни есаула Афанасьева, и теперь обе сотни  перешли в наступление - и гнали  черкесов несколько верст. Отбили у них 27 лошадей, 200 английских новеньких ружей, кучу пистолей, кинжалов и шашек. С дрожью вспоминали потом в аулах горцы о казаках  и их отчаянной атаке, их страшно-длиннющих пиках.

      За этот подвиг Иван Филаретович был награжден орденом святого Георгия 4-ой степени. Наиболее храбрые казаки его сотни получили десять, а шестой сотни - шесть знаков отличия военного ордена святого Георгия Победоносца.

         По всем казачьим войскам российской империи, станицам и хуторам об этом подвиге известила «Донская  газета» в номере  58-м от 1877 года.
        Корреспондент «Санкт-Петербургских новостей» того времени в письме из г. Сельчи писал: «Обладая зорким глазом, чутким слухом и замечательной бдительностью, казаки незаменимы  на аванпостной службе. О лихой храбрости и столкновении с неприятелем не буду и говорить». 

        Есаул Иван Антонов дослужился до чина полковника.
     На смотрах и майданах молодые  казаки с уважением поглядывали на      иссеченный непогодой, неприятельскими ятаганами да пулями мундир полковника Антонова.          
       Сияли на нем ордена святой Анны 3-ей степени с мечами и бантом, святого Владимира 4-ой степени  с мечами и бантом и знак отличия военного ордена. 
     Блистали медали, как серебренная  за покорение  Кавказа, бронзовая -  в память войны 1853-1856 гг., в память турецкой войны 1877-1878 гг.,         золотился крест за службу на Кавказе.

       Имя Ивана Филаретовича Антонова запечатлено на вечную память в почетном  списке  Георгиевских кавалеров в книге «Донцы кавалеры ордена святого Великомученика и Победоносца Георгия. 1775-1908 гг.», напечатанной в  дореволюционной Москве.