Педагоги часто задумываются:" Как помочь учащимся лучше запомнить преподаваемый материал?"
Умственные и практические умения лучше всего закрепляются упражнениями, повторениями и практикой на основе обратной связи.
Практика запоминания - это прежде всего осмысление материала, активность и вовлеченность, а не просто повторение заученного материала.
Важно ставить перед учащимися достижимые задачи и хорошо вознаграждать их за отличное выполнение.
Педагоги обязаны заинтересовать и вовлечь ученика в процесс получения знаний, навыков, умений.
Исследования показывают, что повышенная ситуативная тревожность и чрезмерное напряжение могут затруднить запоминание.
Учитель может порекомендовать учащимся при выполнении домашнего задания им нужно устроится поудобнее, включить музыку и неспешно посмотреть конспект.
Важно не напряжение усилий, а время, потраченное на припоминание и практику.
Есть мнение, что каждый человек может запомнить всё, что угодно, после достаточной практики.
Мы никогда ничего не забываем - мы просто теряем способность вспомнить[Джефф Петти,c.314].
Джефф Петти предлагает рассматривать запоминание информации как умение и потребность учащегося.
В развитии этого умения будут включать:
* Объяснение.
Чтобы запомнить, сначала мы должны понять.
В противном случае вспомнить материал будет очень трудно, а если это удастся, информация всё равно будет малополезна.
* Детали деятельности.
Учащиеся должны понимать, что именно они должны запомнить и насколько подробно.
Всё это очевидно для вас, но не для них.
Нельзя ожидать, что учащиеся запомнят каждое слово из того, что вы говорите, поэтому ключевые моменты должны быть тщательно и ясно сформулированы.
Помочь в этом могут краткие раздаточные материалы.
Когда будут запомнены главные факты, тогда легче будет усваиваться сопутствующая информация.
* Практика.
Припоминание материала требует практики.
Многие учащиеся считают, что достаточно читать и перечитывать конспект, однако гораздо важнее припоминание материала с последующей проверкой.
* Проверка и исправления.
Очевидно и то, что полноту и точность запоминания необходимо проверить и если "детали деятельности" были сформированы хорошо,то этот этап может быть осуществлен учащимися самостоятельно.
Необходимость обзора, заметок, оценки результатов и вопросов очевидна.
Исследования показывают, что люди быстрее запоминают большие количества новых слов, если произносят эти слова вслух (Тони Бьюзен,"Работайте головой").
Многие учащиеся просто перечитывают конспект, а потом удивляются, что не могут ничего вспомнить.
* Изучи.
Учащиеся изучают материал, проверяя, понятен ли он.
В этом очень полезны резюмирующие карты памяти.
Перед тем как приступить к следующей стадии изучения, лучше переключиться и потратить час-два на другую работу.
* Закрой.
Конспекты и книги откладываются в сторону.
* Вспомни.
Учащийся записывает все основные моменты изучаемого материала, которые он может вспомнить.
* Поверь.
Проверка по конспекту или книге, помогает определить настолько точно и полно удалось запомнить материал.
Хорошие программы обучения включают в себя использование обзора изученного материала.
Это позволяет поддерживать уже имеющиеся знания и умения человека без необходимости жертвовать временем, отведенным на обучение новому.
Обзор должен быть интегрирован в программу, чтобы не дать учащимся забыть изученный материал.
Иначе учащиеся будут забывать старый материал примерно с той же скоростью, с какой изучают новый.
Повторение и напоминание помогают в активном использовании ранее приобретенных знаний, а также практических и мыслительных умений и навыков.
Японцы рассматривают повторение пройденного как необходимое условие успешного обучения.
Преимущество "обзора учебы" состоят в следующем:
* запоминается больше материала;
* экономится время на обзор, что позволяет использовать в конце курса более продуктивные виды деятельности;
* ранее изученный материал используется для освоения нового материала;
* учащиеся с большей вероятностью смогут увидеть предмет целостно, заметить тенденции и универсальные закономерности, которые очень важны для глубокого понимания.
Помните, если нет времени на обзор пройденного материала,то окажется достаточно времени на забывание [c. 313-317]
Литература:
Петти Д.Современное обучение. Практическое руководство.М.: ЛомоносовЪ. 2010