Изучи-проверь на практике

Гадаев Алексей Вениаминович
Педагоги часто задумываются:" Как помочь учащимся лучше запомнить преподаваемый материал?"
  Умственные и практические умения лучше всего закрепляются упражнениями, повторениями и практикой на основе обратной связи.

  Практика запоминания - это прежде всего осмысление материала, активность и вовлеченность, а не просто повторение заученного материала.
  Важно ставить перед учащимися достижимые задачи и хорошо вознаграждать их за отличное выполнение.
  Педагоги обязаны заинтересовать и вовлечь ученика в процесс получения знаний, навыков, умений.
  Исследования показывают, что повышенная ситуативная тревожность и чрезмерное напряжение могут затруднить запоминание.
  Учитель может порекомендовать учащимся при выполнении домашнего задания им нужно устроится поудобнее, включить музыку и неспешно посмотреть конспект.
  Важно не напряжение усилий, а время, потраченное на припоминание и практику.
  Есть мнение, что каждый человек может запомнить всё, что угодно, после достаточной практики.
  Мы никогда ничего не забываем - мы просто теряем способность вспомнить[Джефф Петти,c.314].
  Джефф Петти предлагает рассматривать запоминание информации как умение и потребность учащегося.
В развитии этого умения будут включать:
* Объяснение.
  Чтобы запомнить, сначала мы должны понять.
  В противном случае вспомнить материал будет очень трудно, а если это удастся, информация всё равно будет малополезна.

* Детали деятельности.
  Учащиеся должны понимать, что именно они должны запомнить и насколько подробно.
  Всё это очевидно для вас, но не для них.
  Нельзя ожидать, что учащиеся запомнят каждое слово из того, что вы говорите, поэтому ключевые моменты должны быть тщательно и ясно сформулированы.
  Помочь в этом могут краткие раздаточные материалы.
  Когда будут запомнены главные факты, тогда легче будет усваиваться сопутствующая информация.

* Практика.
  Припоминание материала требует практики.
  Многие учащиеся считают, что достаточно читать и перечитывать конспект, однако гораздо важнее припоминание материала с последующей проверкой.

* Проверка и исправления.
  Очевидно и то, что полноту и точность запоминания необходимо проверить и если "детали деятельности" были сформированы хорошо,то этот этап может быть осуществлен учащимися самостоятельно.
  Необходимость обзора, заметок, оценки результатов и вопросов очевидна.
  Исследования показывают, что люди быстрее запоминают большие количества новых слов, если произносят эти слова вслух (Тони Бьюзен,"Работайте головой").
  Многие учащиеся просто перечитывают конспект, а потом удивляются, что не могут ничего вспомнить.

* Изучи.
  Учащиеся изучают материал, проверяя, понятен ли он.
  В этом очень полезны резюмирующие карты памяти.
  Перед тем как приступить к следующей стадии изучения, лучше переключиться и потратить час-два на другую работу.

* Закрой.
  Конспекты и книги откладываются в сторону.

* Вспомни.
  Учащийся записывает все основные моменты изучаемого материала, которые он может вспомнить.

* Поверь.
  Проверка по конспекту или книге, помогает  определить настолько точно и полно удалось запомнить материал.
  Хорошие программы обучения включают в себя использование обзора изученного материала.
  Это позволяет поддерживать уже имеющиеся знания и умения человека без необходимости жертвовать временем, отведенным на обучение новому.
  Обзор должен быть интегрирован в программу, чтобы не дать учащимся забыть изученный материал.
  Иначе учащиеся будут забывать старый материал примерно с той же скоростью, с какой изучают новый.
  Повторение и напоминание помогают в активном использовании ранее приобретенных знаний, а также практических и мыслительных умений и навыков.
  Японцы рассматривают повторение пройденного как необходимое условие успешного обучения.

  Преимущество "обзора учебы" состоят в следующем:
* запоминается больше материала;
* экономится время на обзор, что позволяет использовать в конце курса более продуктивные виды деятельности;
* ранее изученный материал используется для освоения нового материала;
* учащиеся с большей вероятностью смогут увидеть предмет целостно, заметить тенденции и универсальные закономерности, которые очень важны для глубокого понимания.

  Помните, если нет времени на обзор пройденного материала,то окажется достаточно времени на забывание [c. 313-317]

  Литература:
Петти Д.Современное обучение. Практическое руководство.М.: ЛомоносовЪ. 2010