Кусок хлеба

Игорь Фишелев
    В нашем 3-А все любят рисовать.   Это тебе не чистописание: там как ни старайся, всё равно кляксу поставишь. Арифметика тоже не всем нравится.  Поэтому когда скажут, что  на следующем уроке контрольная, тут же во всех непроливайках вместо чернил оказывается  какая-то бледная водичка с хлопьями.  Кто карбид принес, никто не знает.  Пока чернильницы  на улице выльют,  пока из учительской  бутыль  принесут,  пока всем нальют, пол-урока прошло. А дом с трубой, из которой дым идет, любой нарисует.

На этот раз нам задали лес с елками, тоже ничего сложного, лишь бы зеленого карандаша хватило.  Я все быстро сделал, получил оценку  и стал думать, как на улицу отпроситься. Там ярко светило майское солнышко, веял легкий теплый ветерок. Желающие посетить  туалет уже вернулись, так что с полным правом можно было идти  гулять. Мимо учительской я прошел очень тихо,  свернул за угол и тут же  по лестнице пустился бегом вниз.  И вдруг на повороте увидел кусок белого  хлеба. Он лежал не на площадке, а  в нише. Сверху он был намазан маслом и посыпан сахаром. Такие бутерброды нам давали в школу родители.  Кусок упал удачно – маслом вверх. Кто-то его раз откусил с угла и уронил или  бросил.   Это было странно. Я еще раз осмотрел его. Он не был запачкан землей или мусором, вообще плохого в нем ничего не было.

 На улице  на всякий случай я отметился в туалете и пошел к зданию соседней автостанции.  Там под крышей жил удивительный воробей. Увидел его папа и показал мне. Оперение у него было белое с желтоватым оттенком.  Таких воробьев называют белыми. Папа рассказал, что вообще-то этот воробей не белый, а бесцветный.  Бывают такие  животные, их называют альбиносами. Кроме всего прочего  у них розовые глаза. Пришлось стоять минут пять, пока  белый воробей прилетел к гнезду. Какие у него глаза, с земли я не рассмотрел.

    Все это время кусок хлеба не шел у меня из головы. Что-то тут было не так. Хлеб мы все уважали. Иногда мне доверяли сходить за ним в магазин. Там его  отпускали  по карточкам. Постоишь в очереди, потом даешь продавщице деньги и листочек бумаги, на котором напечатаны квадратики и вес. Продавец ножницами вырезает талончик и отвешивает норму. Обычно приходится или отрезать лишнее, или добавлять кусочек. Довесок я съедал по дороге домой, если, конечно, он был маленький.  Нам на четверых выходило чуть больше полбуханки. Утром мама намазывала кусок этого хлеба маслом и посыпала сахаром. Иногда хлеб мазали джемом. Если мазать было нечем, хлеб просто посыпали сахаром. В любом случае все это называлось бутербродом. Мы ели свой хлеб  в классе на первой перемене.  Своему другу Альке я давал откусить свой бутерброд, а он мне – свой. Алькина бабушка Мальвина чаще всего мазала хлеб смальцем, а моя мама – маслом.  Несколько ребят из нашего класса бутербродов никогда не приносили и просили: «Дай откусить». Откусить давали, но некоторым – только из своих рук  по ноготь большого пальца. Иначе от бутерброда просто ничего не оставалось.   Очень высокий и худой Вовка  голодным был всегда.  Ты жуешь, а он стоит в метре перед тобой и смотрит в рот. Вернее, на хлеб, который исчезает во рту. Смотрит напряженно и неотрывно.  Смотрит и больше ничего не видит.  Ему давали откусить многие и без просьб, но только из своих рук. В других классах тоже были ребята, которым бутербродов дома не давали. 

    Самая лучшая перемена у нас – вторая. Она большая, все учащиеся собираются в спортзале и строятся по списку.  Вначале первоклассники. Наш класс стоит пятым, после 2 «Б».  В углу на столе кипит здоровенный желтый самовар. Каждый подходит, получает стакан сладкого чая и кусок белого хлеба.  Никто не отказывается, хотя для многих это уже второй и даже третий завтрак. (Для Вовки он всегда первый). Хуже всего ребятам из  4 «Б». Пока до них дойдет очередь, звенит звонок на урок. Чай горячий, быстро не выпьешь.  Четвертому «Б» все сочувствуют.

    После прогулки возвращаться в класс мне совсем расхотелось. Я шел не спеша: все равно урок почти закончился. Бутерброд, который  лежал в нише на  лестнице,  так никто и не подобрал. А ведь был урок, не перемена:
 никто бы и не увидел, что ты берешь хлеб  с земли.  И вдруг я понял – в школе больше нет голодных.  Поэтому этот кусок белого хлеба, намазанный сливочным маслом и посыпанный сахаром, всего раз откушенный, пролежал здесь на лестнице целый урок.  Выходит - голод окончился вообще, окончился и в школе, и в городе, во всей стране. Это было здорово и  не менее удивительно, чем белый воробей. Тогда я ещё не знал, как мы будем жить в замечательном мире без войны, в котором совсем нет голодных, но  я верил, что эта жизнь обязательно  будет прекрасной.