Призыв протестантов - Назад к преданиям!

Пастор Сергей
 Продолжение, начало «Истинные предания протестантов и Апостольская преемственность».


         Во-вторых,  поскольку приверженности протестантов Писаниям мало кто удивляется, но историческим фактом, который часто искажается,  является то,  что протестанты никогда не выступали против преданий,  а даже призывали к ним вернуться,  «вернитесь к преданиям говорим мы и сегодня»!
                Говоря протестанты я имею ввиду тех, к кому относится это слово в его классическом смысле, а именно лютеран и реформатов, и их духовное наследие.  Мы утверждаем, что вместе с необходимым для веры личным толкованием и чтением Писаний, необходимо толкование и церковное, как об этом нам говорит и сама Библия.
«Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины»(1Тим.3:14-15).  Этот отрывок говорит, что понимать и практиковать Писание  должна вся Церковь, поскольку именно она есть «столп и утверждение истинны».  Иначе бы нам следовало отменить проповедь, учителей, пасторов, богословие, но мы говорим: «Раз столпом и утверждением истинны является Церковь- собрание Божие, то и толкование должно быть не только личное, но и церковное». Раз Иисус  говорит: «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город»(Матф.23:34). Видно, что Иисус пошлет не только пророков, которые вместе с Апостолами изложат богодухновенную истину в Писаниях, но и книжников, - учителей, богословов через которых Дух Господень будет помогать нам постигать уже написанные истинны. Поэтому несмотря на то, что необходимое для спасения и веры излагается в Писании просто и доступно для спасенных, как говорил Давид: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс.118:130), некоторые места в Библии не так легки, и в них есть как говорил Апостол Петр «нечто неудобовразумительное», а это так же  очень важное Слово Божие.  Так, как же нам не принимать «книжников», помогающих нам понимать Божьи истинны , которых Иисус обещал посылать, и посылал в течении всей истории Христианства?   
               Так вот, мы признаем, что истинна отраженная в Писании может быть доступна для понимания Церкви и понималась Ею, не только в наше время, но и на протяжении всей истории церкви были люди, которым Бог открывал истину. Это историческое понимание истинны, отражается и на современном понимании.  Поэтому толкование Библии, ее здравое понимание, которое есть сегодня,  и было в истории церкви и называется "церковным преданием". Это и постановления Соборов, это мнения Апостольских мужей, Отцов и учителей Церкви, богословские выводы основывающиеся на Писании -все это и есть предание.
                Таким образом, предание ничего не добавляет к Библии, а предание  открывая толкование и применение Библии, помогают нам понять ее смысл. Библия осуждает всякую попытку считать ее недостаточным, неполным источником истины, при этом дает нам понять, что для того, чтоб истина не была пропущена или искаженна нужно бодрствование всей Церкви.
        « Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим»(1Кор.4:6). Слово ясно учит нас сверх Писания не мудрствовать, но в понимании Писания не быть гордецом, а полагать, что Дух Святой, дающий нам понимание написанного, не только на нас пребывает, и «помазание, которое от Него» научает всему всю Церковь. Этот стих и многие другие приведенные выше, и ниже цитаты дают мощную основу для того, чтобы сделать безосновательными притязания, как всякого рода пророков, пытающихся писать продолжение к Библии, так и стремящихся прировнять к статусу Писаний предания, выходящие в своих повествованиях за рамки «написанного» в Библии. Вот к такому истинному пониманию смысла преданий призывали вернуться отцы реформации.
                Более того, не только к смыслу, но и к самим преданиям, призывали вернуться протестанты. Дело в том, что в эпоху гуманизма возник необычайный интерес к древним источникам и это касалось всего: науки, истории, литературы и религии. Призыв гуманистов«ad fontes» - «назад к источникам», который в реформации обернется в призыв «назад к Библии» (источнику христианской веры и религии). Гуманисты того времени были не во всем похожи на гуманистов сегодняшних, поскольку своим названием обязаны интересом к гуманитарным знаниям, в частности к языкам. Из архивов были вызволены  томящиеся в заточении и угнетенные латинской Вульгатой   древние греческие рукописи Нового Завета, печатный Новый Завет на греческом стал доступен для многих, чего не было раньше,  доступны стали многие древние богословские и исторические работы. «Гуманистическое движение выработало текстуальную технику, способную точно установить наилучший текст Писания. Эта техника была использована, например, Лоренцо Валлой для демонстрации поддельности знаменитого "Дара Константина" . Стало возможным избавиться от многих текстуальных ошибок, которые вкрались в парижское издание Вульгаты»[1].
             Явное несоответствие Вульгаты, греческим копиям, подогнанной в своем изложении под учения и предания церкви,  и открывшая пред глазами исследователей Библейская реальность,  делала сомнительными многие духовные практики исходящие из церковных преданий, но что предавало еще  больше уверенности, на тот момент еще вполне осторожным реформатам, так это богословские и исторические работы отцов и учителей ранней церкви, и ставшие доступными, многие исторические документы, которые показывали, что предание ранней церкви в основном соответствовали  Библейскому взгляду, но отличалась от взглядов царящих в средневековье и это приводило к выводу, что в средневековье предания были искажены. Вот что говорит  о взгляде реформатов на предание профессор богословия Оксфордского  университета доктор Алистер Маграт : «Доктринальная критика была направлена против тех областей, в которых католическое богословие, казалось, далеко вышло за рамки Писания или даже противоречило ему. Поскольку большая их часть возникла в средние века, то неудивительно, что реформаторы говорили о периоде с 1200 по 1500 гг. как об "эре загнивания" или "периоде разложения", которые они были призваны реформировать. Равным образом неудивительно, что реформаторы обращались к Отцам Церкви как надежным толкователям Писания.  Этот вопрос является особенно важным, однако, к сожалению, на него не было обращено заслуженное внимание. Одной из причин, по которым реформаторы высоко ценили писания Отцов Церкви, особенно Августина, было то, что они считали их выразителями библейского богословия. Иными словами, реформаторы считали, что Отцы стремились выработать богословие, основанное лишь на одном Писании - именно то, к чему стремились сами реформаторы в шестнадцатом веке. Конечно, новые текстуальные и филологические методы, доступные реформаторам, означали, что в некоторых деталях они могли поправить Отцов, однако в целом реформаторы были готовы признать "патриотическое свидетельство" надежным толкованием Писания»[2].
                Эпоха Гуманистов, людей науки и исследования, выявила огромные искажения, и извращения, совершенные под покровом темноты средневековья во многих областях человеческого знания, поэтому призывала вернуться к источникам. Призыв - «ad fontes» в устах сторонников реформы церкви был – назад к Писания и назад к преданиям ранней церкви. И этот призыв был поддержан в первую очередь людьми богословской науки, исследователями истории, сведущими в древних языках, ведь ни для кого не секрет, что реформация началась и распространилась в первую очередь в университетах, в профессорских и исследовательских умах. Эти люди исследования, знания и веры, имея доступ к источникам, не могли обманывать себя и других видя, что истинна и ее практика, во времена ранней церкви, далеки  от практик пришедших в средние века и господствующих в их время взывали: «ad fontes- назад к источникам!», к Библии и ее здравому пониманию, которое имелось во времена ранней церкви и отраженно в ее преданиях, искаженных и заглушенных преданиями средневековья.
                Реформаты потому и названы реформатами, поскольку ставили цель не разделение, а реформу церкви. Они не стремились отделиться от всего учения церкви, но вернуть учение церкви к истине, а практику к учению Христа.






[1] Алистер Маграт, «Богословская мысль Реформации».
     [2]Алистер Маграт, «Богословская мысль Реформации».