Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/10/21/1541
Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1176
ТОРГОВЛЯ В ХРАМЕ
---------------------------
Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме
продавали волов, овец и голубей, и сидели
меновщики денег. И, сделав бич из веревок,
выгнал из храма всех, также и овец и волов; и
деньги у меновщиков рассыпал, а столы их
опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите
это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом
торговли.
Евангелие от Иоанна, 2: 13-16
И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех
продающих и покупающих в храме, и опрокинул
столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и
говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы
наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
Евангелие от Матфея, 21: 12-13
Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и
покупающих в храме; и столы меновщиков и
скамьи продающих голубей опрокинул; и не
позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо
вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой
домом молитвы наречется для всех народов? а вы
сделали его вертепом разбойников.
Евангелие от Марка, 11: 15-17
И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем
и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть
дом молитвы, а вы сделали его вертепом
разбойников.
Евангелие от Луки, 19: 45-46
Что в первую очередь бросается в глаза при входе в православный храм РПЦ? Очередь. Люди стоят в кассу с записками, в которых указаны имена, о ком надо помолиться. И платят деньги за каждое имя или записку. Ещё платят за крещение, венчание, отпевание и мн. др. Имеют ли право священники брать деньги за таинство, которое совершает Бог, брать деньги (по установленной таксе) за свои молитвы? Иисус Христос говорит апостолам: “Даром получили, даром давайте” (Мф. 10: 8).
В большинстве храмов РПЦ совершается ритуал сбора денег. Начинается он, чаще всего, с важного момента богослужения – с пения молитвы Господней – “Отче наш”. Одна-две-три бабушки обходят храм с подносами в руках, и все присутствующие должны положить пожертвования. Надо полагать, что если твоя монетка звоном адского колокола не встретит своих никелевых собратьев, то Господь Бог твою молитву не услышит.
В Евангелиях описаны два разных случая, когда Иисус кнутом выгонял из храма тех, кто торговал там предметами культа и религиозного назначения.
1-й случай: Ин. 2: 13-25.
2-й случай: Мф. 21: 12-13, Мк. 11: 15-17, Лк. 19: 45-46.
То, что животные и голуби являлись предметами культа и религиозного назначения, см., напр.: Исх. 20:24, Лев.5: 5-7.
Цитирую комментарий на Мф. 21: 12-13 Уильяма Баркли:
«Были специальные смотрители-контролеры животных и, по существу, они наверняка браковали всякое животное, купленное за пределами Храма и послали бы человека купить это животное в храмовых рядах и лавках. В этом не было бы ничего предосудительного, если цены в Храме не отличались от цен на животных пределами Храма, но пара голубей могла стоить в Храме во много раз дороже, чем за пределами Храма, это было уже давнее злоупотребление. Люди с благодарностью вспоминали одного раввина Симона бен Гамалиела за то, что он “повелел продавать голубей не за золотые монеты, а за серебряные”. Он, конечно, выступил против этого злоупотребления. Кроме того, ряды, в которых продавались жертвенные животные, назывались Базары Анны и были частной собственностью этой первосвященнической семьи. И в этом, однако, нельзя сразу видеть злоупотребление. Должно быть, там было много честных и приличных торговцев. Но это злоупотребление могло быстро пустить свои корни и “Храм стал местом, где собирались бездельники и негодяи”, худшим примером торговой монополии и закрепленных законом имущественных прав. Сэр Джордж Адам Смит мог написать: “В то время каждый священник должен был быть торговцем”. Существовала большая опасность бесстыдной эксплуатации бедных и скромных паломников – и эта эксплуатация вызывала гнев Иисуса».
«Великий израильский ученый Израиль Абрахаме так комментирует наиболее типичные христианские толкования этого отрывка: “Когда Иисус опрокинул столы меновщиков и выгнал продающих голубей из Храма, Он оказал услугу иудаизму... Но разве только меновщики и продавцы голубей приходили в Храм? И разве всякий, покупавший и продававший голубей были чистыми формалистами? На прошлую Пасху я был в Иерусалиме и видел у фасада церкви Святого Гроба Господня ряд торговцев святыми реликвиями, четками, лентами с надписями, цветных свечек, позолоченных распятий и бутылок с иорданской водой. И там эти христиане шумели, склоняли друг друга, торговались перед церковью, посвященной памяти Иисуса. А опрокинул бы Иисус, подумал я, если бы Он пришел снова, этих лжеслужителей Своих, так же как Он опрокинул лже-братьев Своих когда-то давно в Израиле?”».
Так написал Уильям Баркли.
Православные канонические правила воспрещают сам факт торговли в храме: «Не должно, внутри священных оград устроять харчевни, или предлагать съестные приготовления, или производить другого рода мелочную торговлю, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог, научая нас жизнью во плоти, повелел не делать дома Отца Своего домом торговли. Он рассыпал разменные деньги у менял и выгнал делающих священное место мирским. Посему, кто будет обличен в упомянутом преступлении, да будет отлучен» (Деян. Всел. Соборов, 4 т., с. 293, VI Вс. С. 76 пр.). Как видно из слов правила под него подпадают не только те, кто торгует овощами, но и все те, кто производит любую другую торговлю внутри храма и даже вокруг него! Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон в толковании на данное правило писал, что в его время (XII век) внести куплю-продажу в храм «не могло придти и в помышление ни одному христианину: так как это в высшей степени нечестиво». В наш же секуляризованный век нередким, увы, стало как раз-то противоположное мнение…
С каких пор началась торговля внутри православных храмов? Вот что пишет старообрядческий священник Андрей Марченко в статье “Дом Мой – дом торговли?”: «До большевистской революции иконы, книги, свечи продавались вне храмов. Богоборцы, прейдя к власти, вполне логично сочли торговлю предметами культа в общественных местах своеобразной пропагандой христианства. Поэтому они сделали все, что бы «оградить» народные массы от подобной наглядной агитации. Вот именно тогда и переместилась вся торговля под своды храмов. Но то, что терпится во времена гонений в силу необходимости, то во времена свободы является зачастую предосудительным, а в рассматриваемом нами случае даже преступным» (Помещена на старообрядческом сайте www.bratstvo-rdc.narod.ru).
Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/10/21/1541
Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1176