Творческий портрет Глеба Мая

Артем Михайлов
                Творческий портрет Глеба Мая
























1. Основные этапы творческого пути
2. Характеристика эпохи
3. Особенности композиторского стиля
4. Исполнительская деятельность
5. Преподавательская деятельность






























1. Основные этапы творческого пути

Глеб Май родился в городе Богородицке Тульской области в 1951 году. Его бабушка по линии отца, получившая дореволюционное образование, была очень музыкальна, у нее сохранилось собрание сочинений Шопена. Мальчик с детства имел возможность приобщиться к музыкальной культуре, слушая игру бабушки на фортепиано. 
Глеб рос в многодетной семье (отец – шахтер, пятеро детей), и возможностей возиться с каждым ребенком, развивая его индивидуальность и раскрывая талант, было не много. Но явная одаренность мальчика была очевидна. Он в детстве получил навыки игры на разных инструментах: фортепиано, баян, флейта (позже – гитара). И ему все легко давалось. Выделялся в музыкальной школе артистизмом и способностями. В возрасте одиннадцати лет его вместе с братом Борисом отдали учиться в Суворовское военно-музыкальное училище, в которое уже ранее поступил их старший брат, Александр.
Братья Май переезжают в Москву. Начинается этап профессиональной подготовки и взросления музыканта. Глеб играет на флейте в военном оркестре, он проходит все этапы обучения как будущий военный музыкант.  Юные «суворовцы» принимают участие в парадах на Красной площади.  В училище был на тот исторический момент очень высокий уровень подготовки учащихся.
Но Глебу не хотелось связывать свою жизнь с армией. Окончив училище, он поступает в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. Уже став профессиональным флейтистом, студент консерватории играет в симфоническом оркестре. В этот период жизни Глеб заинтересовался рок-музыкой, став одним из самых преданных поклонников творчества «Битлз», «Роллинг Стоунз» и других знаменитых рок-групп.
Глеб Май совмещал учебу в консерватории с работой в вокально-инструментальных эстрадных ансамблях (ВИА, как их называли в то время) «Лада», «Корабейники», «Скоморохи», «Самоцветы», «Веселые ребята», «Голубые гитары»  и др. Он выступал как исполнитель на разных инструментах, композитор (уже тогда Глеб начал сочинять свои песни), певец (участник вокального ансамбля), аранжировщик, музыкальный руководитель.
Закончив консерваторию, Глеб продолжил свою творческую деятельность на эстрадной сцене. За эти годы он приобрел бесценный опыт игры в разных ансамблях и стал настоящим профессионалом не только в области академической музыки, но и эстрадной.
В уже достаточно зрелом возрасте музыкант почувствовал, что хочет сочинять не только вокально-инструментальную музыку, но и симфоническую, камерную. Он понимал, что у него неограниченные возможности как у композитора, но не хватает знаний, чтобы писать партитуры для симфонического оркестра.
Глеб Май принимает важное решение: он поступает в Академию имени Гнесиных на композиторское отделение. За три года заканчивает это учебное заведение, получив диплом профессионального композитора. Вступает в Союз композиторов СССР, что было тогда очень сложно, потому что требования к кандидатам предъявлялись высочайшие.
Начинается преподавательская деятельность Глеба Мая в третьем московском областном музыкальном училище в городе Электростали по классу флейты, инструментовки и композиции. Оркестр училища исполнил его «Концерт для флейты и симфонического оркестра» - одно из самых ярких и самобытных произведений. Он проявил себя как очень хороший педагог.
После 1991 года изменилась страна. Многие сменили род деятельности, начав заниматься бизнесом. Глеб Май открыл свое дело, и в течение нескольких лет оно приносило доход. Но он не прекращал сочинять музыку. И за эти годы научился новым технологиям – освоил компьютерные программы.
В двухтысячные годы Глеб Май вернулся к преподавательской деятельности, став педагогом музыкальной школы. И в этом учебном заведении открылась новая специальность «Компьютерная музыка». Дети с интересом стали изучать ее под руководством педагога, который всегда чутко откликался на все новое и любил творческие эксперименты.
В 2008 году композитор возглавил региональную общественную организацию «Союз композиторов Подмосковья». В 2010 году на десятом съезде Союза композиторов России Глеб Май был избран Секретарем Союза композиторов.

2. Характеристика эпохи

Формирование и становление личности музыканта произошло во второй половине двадцатого века. Это – очень интересный исторический период. До этого музыкальные жанры можно было условно поделить на серьезные и развлекательные.  С появлением рок-музыки на эстрадной сцене возникла некая «новая серьезность».  Явление глобальное, философское. Как социально-эстетическое, так и музыкальное. Отнюдь не легковесная и не танцевальная музыка, сложная по своей структуре, она заинтересовала многих людей: от любителей музыки до профессионалов, которые учились в академических учебных заведениях.
Это было время талантливых самоучек и профессионалов, которые на Западе стали создавать шедевры. И под влияние этого музыкального потока подпали жители СССР.
Стали возникать отечественные вокально-инструментальные ансамбли, которые точно копировали манеру пения, игры на инструментах исполнителей западных рок-групп. Они пели как на английском языке (который стал восприниматься в качестве символа нового музыкального направления, поскольку оно возникло в Англии), так и на русском.  Это культура, требующая особого дара: умения импровизировать во время концертного исполнения, как и в джазе. Люди заслушивались гитарными соло, виртуозными исполнителями ударных инструментов, вокала, который звучал подобно инструменту, - настолько сложными были партии певцов. Были как закрытые концерты для любителей, так и официальные (на русском языке, песни старались сделать соответствующими советской эстетике).
В советские времена понятие «рок» часть аудитории восприняла как явление социальное, не реагируя на музыкальные особенности этого сложного жанра. И возникла плеяда певцов и групп, которые исполняли то, что можно назвать «авторской песней» советской поры, претендуя на звание рок-исполнителей. Хотя в их понимании это выражалось только в социально протестных текстах и философских размышлениях. А музыкальная основа была проста, если не сказать, примитивна по сравнению с зарубежными исполнителями.
Интересно то, что Англия до появления таких групп, как «Битлз», вообще воспринималась как не музыкальная нация – некоторые музыковеды даже произносили это вслух. Очень мало имен английских классиков музыки можно было назвать. Это не шло ни в какое сравнение с достижениями той же Англии в области литературы.  Но со второй половины двадцатого столетия эта страна становится одним из мировых музыкальных лидеров. Произошел расцвет в новом жанре. Рок органично «вырос» из многовековой традиции английских песен и баллад.  И в сочетании с электронными инструментами и демократичной манерой держаться на сцене это дало мощнейший эффект.
В академической музыке двадцатого века композиторы тяготели к разным экспериментам. Разрыв с традицией, поиски себя, создание собственной творческой системы – во всех видах искусства. На Западе это проявлялось более свободно, в СССР композиторы были осторожнее. Кто-то вставал на путь авангардных поисков, кто-то тяготел к «новой фольклорной волне». Глеб Май, впитав всю эту культуру, пришел к соединению принципов академической культуры с традициями западной рок-музыки, которую полюбил всей душой.
У Эндрю Ллойда Уэббера, написавшего в 1971 году рок-оперу «Иисус Христос-суперзвезда», нашлись последователи в СССР. Таких композиторов, как Алексей Рыбников, знаменитый создатель рок-оперы «Юнона» и «Авось», Александр Журбин, автор рок-оперы «Орфей и Эвридика», Александр Градский музыковеды называли представителями некого «третьего направления» в музыке.  Если условно «первым» считать строгий академизм, «вторым» - развлекательную часть эстрады.
В числе представителей «третьего направления», которые в своем творчестве пытались соединить две культуры, академическую и рок-музыку, композитор Глеб Май.











3. Особенности композиторского стиля

Творчество Глеба Мая всегда высоко оценивалось профессионалами. Он стремился к глубокому погружению в изучение основ ремесла и всех деталей профессии. Глеб Май относится к числу тех людей, которые считают, что талант без профессионализма -  это в большинстве случаев если не «ничто», то… очень мало. Он на каждом этапе учился, старался приобрести новые навыки, проанализировать и понять, как с максимальной точностью достичь той или иной творческой задачи. Профессионализм возведен им в культ, это его главная ценность. Хотя в постперестроечное время, когда сформировались целые поколения, пренебрегающие им, это стало непопулярной точкой зрения, разделяет которую, в основном, узкий круг искусствоведов.
Глеб Май – мастер в своем деле. Он любит инструментальную музыку и всю жизнь изучает выразительные возможности инструментов. Его симфония, концерт для флейты и симфонического оркестра, камерно-инструментальные произведения для струнного состава – образцы лирико-философской музыки. В концерте для флейты Глеб Май сумел раскрыть душу этого инструмента, заставить слушателей полюбить его звучание.
Парадоксальным является то, что Глеб Май, который вокальную музыку любил меньше инструментальной, достиг именно в этой области поразительных высот. Он наделен редким чутьем в отношении поэзии, умея работать со словом, и сочиняя музыку для каждого конкретного поэтического текста на редкость органично и выразительно. Он может написать рок-балладу, популярную песню, композицию в стиле «рэп», произведение, в точности воспроизводящее стилистику «авторской песни» советского периода. Он умелый и чуткий стилист, при этом не теряющий собственной интонации.
Глеб Май в 1980 году написал поэторию «Исповедь» на стихи Евгения Евтушенко. Сотрудничество с поэтом продолжилось спустя много лет. В 2007 году была написана рок-опера «Идут белые снеги». В концертном зале «Олимпийский» состоялась премьера спектакля, состоящего из двух частей: «Исповедь» и «Идут белые снеги». Первая часть была написана на основе ранней лирики поэта, вторая часть – этап творческой и гражданской зрелости, осознанного патриотизма.
Поэторию написал Родион Щедрин на стихи Андрея Вознесенского (1968 г.). Это жанр, предусматривающий то, что Поэт является не только автором, возможным чтецом, но и героем, действующим лицом представления. Это своеобразное произведение, где сочетается чтение под музыкальное сопровождение, пение на стихи. Участвуют оркестр, певцы и Поэт. «Исповедь» Глеб Май назвал именно поэторией – и название точно соответствовало жанру. Хотя музыкальная стилистика сближала это произведение с западной рок-музыкой.
      Сам эмоциональный посыл рок-музыки – обращение к стадионам, некий протестный накал – все это было близко поэзии Евтушенко. Но не только это. Мощное звучание гитары и ударных, синкопированный «рваный» ритм вокальной партии были очень органичны в соединении с его стихами. Мало какие русские стихи так удачно «ложатся» на эту музыкальную стилистику, получился воистину русский рок. Лирический, взрывной, созерцательный, страстный, отрешенный  –  все это в «Исповеди», которая в свое время поставлена не была, но была очень популярна у слушателей, купивших пластинку, выпущенную фирмой «Мелодия» в 1980-е годы тиражом около двух миллионов.
Но мысль о продолжении «Исповеди» не покидала Глеба Мая, и несколько лет назад он, выбрав наиболее актуальные уже для нашего времени стихи Евтушенко, начал писать вторую часть под названием «Идут белые снеги…»
Юношеская лирика и поэта, и композитора уступила место лирике более зрелой, композитор смело применил и гротеск, написав рэп на ироническое стихотворение  «Я живу в государстве по имени КАК БЫ…» (Звучит очень свежо и по ритму органично именно этому стихотворению.) И стилизацию блатной музыкальной культуры («Граждане, послушайте меня…» - это явный хит, иронию которого, возможно, не все поймут).
      Хитов во второй части поэтории даже больше, чем в первой, в музыкальном отношении она ярче, это более зрелое, профессионально отточенное произведение. Песню на стихотворение, посвященное Булату Окуджаве, в его музыкальном стиле, я думаю, запомнят как образец органичной музыкальной стилизации без вторжения в иное авторское «я». Иные стихотворения Евтушенко «кружатся» в вальсовых ритмах – причем вальсы своеобразные, современные, драматические, взрывные. Жанр вальса вообще очень интересно преломляется в творчестве Глеба Мая. Как и П.И. Чайковский, он тяготеет к вальсовости, но у него не столько романтическая, сколько драматичная, неожиданная трактовка.
       И, конечно, гимническое звучание подводящих итоги композиций – «Забудьте меня…» и «Идут белые снеги…» - интонационно пронизывает всю вторую часть поэтории, звуча отголосками основных тем в инструментальном сопровождении.
       Глеб Май стал автором музыки к кинофильмам Евгения Евтушенко, снятым поэтом по собственному сценарию: «Детский сад», «Похороны Сталина». Фильм «Детский сад» (1984 год, Мосфильм) получил приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев».
В девяностые и двухтысячные годы Глеб Май продолжает свою деятельность кинокомпозитора, написав музыку к художественным фильмам «Круг обреченных», «Похороны Сталина», «Детский сад»; документальной ленте «Принцип Калины»; мультипликационному фильму «Волшебные холмы»;  телесериалам «Горячев и другие», «Черная богиня»,  «Мачеха»; эпическому шоу «Гладиатор».
Глеб Май является автором музыки к песням на стихи известной певицы Натальи Рожковой. Он и сам писал тексты к собственным песням, это получалось у него очень удачно.  Жанры классической оперы и классического романса ему эстетически и эмоционально не близки, но он может воссоздать их стилистику. В вокально-инструментальном творчестве Глеб Май предпочитает рок или песни, написанные для «поющих актеров», то есть композиции, которые можно воспринимать как драматические или комические сцены.
По сюжетным мотивам знаменитой на весь мир детской сказки Дж. Роулинг о Гарре Поттере Глеб Май написал симфонические строки «Поттериана». Это произведение было удостоено 3-й премии на втором открытом Всероссийском конкурсе композиторов на создание симфонических произведений для детей и юношества «Петя и Волк – 2010».
Романтика, дух приключений – все это юные слушатели и ценители инструментальной музыки могут найти в «Поттериане». Глеб Май очень любит сказки и с удовольствием пишет на детские темы. Он – яркий и самобытный мелодист, но при этом мастер и неожиданных звуковых эффектов, умеющий виртуозно работать со звуком, добиваясь выполнения поставленной задачи.
«Музыка не должна быть предсказуемой», - говорит композитор. Непрофессионализм сказывается в том, что авторы, сами того не зная, пишут музыку, состоящую из штампов, и все эти штампы профессионал легко узнает. Ему это не интересно. Стремление к профессионализму – это стремление к непредсказуемости звучания. Чтобы слушатели-музыканты не могли предугадать течение мысли композитора, поворот мелодии, аккордику, структуру. Но, чтобы четко осознавать, что есть банальность, надо изучить всю мировую музыкальную литературу, иначе таких ловушек не избежать.
Мелодичность, современность и непредсказуемость – так в трех словах можно очень кратко сформулировать для широкой публики, в чем особенность творчества Глеба Мая.
























4. Исполнительская деятельность

Так своеобразно сложилась судьба Глеба Мая, что флейта – его «родной» инструмент – стала широко применяться в рок-музыке. Стала «роковым» инструментом, символом новой эпохи,  так же, как и барабан,  электрическая гитара.  Глеб Май играл на ударных, клавишных инструментах, самостоятельно освоил гитару и стал профессиональным исполнителем, который старался достичь максимально высокого результата. Он внимательно слушал записи западных рок-групп и старался проанализировать, понять, в чем суть новаторства нового музыкального стиля исполнителей.
Глеб Май научился точно копировать, воспроизводить буквально «в ноль» сложнейшие инструментальные партии, исполняемые западными звездами. Поскольку культура эта – не нотная, и нот тогда не было, приходилось все воспринимать только на слух. Стоит ли пояснять, насколько должен был развиться, утончиться слух музыканта, который воспитан на нотной культуре? Теперь приходилось всю звучащую партитуру, весь поток разнообразно звучащих музыкальных пластов с идеальной точностью отражать в своих выступлениях, когда коллективы играли зарубежные композиции.
Рок-культура – это, как и джаз, искусство импровизации. А это требует природного дара, научить импровизировать человека, которому «не дано», очень сложно, если возможно вообще.  Глеб Май – превосходный импровизатор. Он мог часами не отходить от инструмента, развлекая аудиторию импровизациями на разные темы.
Глеб Май не считает себя певцом, но он участвовал в вокальных ансамблях, когда, стараясь скопировать стиль группы «Битлз», исполнители делились на голоса. В молодости он был достаточно профессиональным бэк-вокалистом, хотя и не стремился петь соло.
Полученные в молодые годы навыки позволили композитору принять участие в спектакле «Идут белые снеги». Он вышел на сцену концертного зала «Олимпийский» в 2007 году и исполнил одну из своих песен «Я живу в государстве по имени КАК БЫ…» Это требовало изучения нового музыкального стиля – рэпа. И Глеб Май написал и сам спел удачную композицию в этом стиле. В трактовке Павла Смеяна эта песня казалась более темпераментной, Глеб Май был несколько сдержаннее.



































5. Преподавательская деятельность

Глеб Май в советские времена был преподавателем по классу флейты, инструментовки и композиции, воспитав плеяду талантливых учеников. Он возобновил свою педагогическую деятельность в двухтысячные годы.
Глеб Май, который всегда очень чутко реагировал на все новое и стремился соответствовать тенденциям времени, стал создателем нового музыкального предмета «Компьютерная музыка». Он разработал авторскую программу, оборудовал компьютерный класс в ДМШ № 2 города Электростали и стал обучать детей искусству «компьютерной инструментовки».
Инструментовка – это учебная дисциплина, которая дает навыки переложения фортепианных произведений для звучания других инструментов: от камерного состава до симфонического оркестра. Но студенты училищ и высших учебных заведений не имеют возможности услышать, как это звучит, они пишут партитуры. Современные компьютерные технологии позволяют не только научиться различать разные тембры и использовать это, но и дать возможность ребенку услышать, как звучит его переложение. Они, конечно, не могут записать все это нотами, потому что уровень музыкальной школы – это только начальная подготовка будущего музыканта. Но это способствует развитию тембрового слуха, чутья, творческих способностей, умению «слышать» свою будущую партитуру, видеть разные линии музыкальной ткани и представлять, какой инструмент нужен для того, чтобы исполнять партию того или иного голоса.
Узнав о достижениях учеников Глебя Мая, его пригласили преподавать и в московскую школу. Он теперь учит не только детей, но и взрослых, став преподавателем научно-методического центра. Чтобы посетить его лекции, в ДМШ имени С.М. Майкапара приезжают педагоги музыкальных школ Москвы и московской области.
В 2010 году Глеб Май получил Диплом лауреата городского конкурса «За вклад в развитие культуры, искусства и народного творчества городского округа Электросталь Московской области» в номинации «Лучший творческий инновационный проект года». В 2011 году – Благодарственное письмо «за подготовку учащихся и творческое участие в IV Окружной научно-практической конференции преподавателей по классу композиции ДМШ и ДШИ СЗАО г. Москвы «Звуки мира», посвященной 50-летию первого полета в космос и Году Испании в России». Ему присвоена высшая квалификационная категория.
За большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную деятельность Глеб Май награжден Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации.
Глеб Май преподавал композицию, и произведения его учеников занимали первые места на конкурсе композиции в Московском областном базовом музыкальном колледже имени А.Н. Скрябина.
В 2011 году Глебу Маю исполняется шестьдесят лет. В своей «творческой лаборатории» он делает прекрасные аранжировки, сочиняет музыку и продолжает преподавательскую деятельность, которую искренне любит. Композитор и педагог старается привить ученикам интерес к музыке,  научить всему тому, что знает и умеет сам.