Заинтересованность в учёбе

Гадаев Алексей Вениаминович
 Известно то, что процесс научения происходит не самотеком , а в головах учеников.

А как  же заинтересовать учеников в учебе.?
 Если человек не хочет учиться, эффективность обучения будет низкой и его результаты будут близки к нулю.
Учитель намного улучшит обучаемость,если сумеет мотивировать учащихся.
Давайте взглянем на факторы мотивации учителя к обучению ученика:
1. То чему я учу, полезно для ученика.
2. Ученику знания нужны для будущей профессии.
3. Успех ученика повышает его самооценку.
4. Одобрение учителя или одноклассников усиливает желание обучаться лучше.
5. Если ученик не будет учиться, то у него могут возникнут проблемы.
6. Ученику интересно то,что он изучает и это стимулирует его любознательность.
7. Ученику нравится решать задания на уроке.

Мотивации могут быть как краткосрочными так и долгосрочными.
 В список к долгосрочным мотивациям можно отнести два первых пункта,а другие мотивации к обучению действуют менее продолжительно.

Краткосрочные мотивации являются более действенными, когда  дело касается юных учащихся,так как они не готовы ждать результатов[c.62-64].

Поскольку Учитель и Ученик связаны в процессе обучения взаимными интересами,то мотивация к обучению должна исходить с обеих сторон: это готовность учеников учиться и готовность учителя преподнести знания так,чтобы донести их до умов учеников с правильным пониманием и значением.

Однако не следует забывать о том,что дети приходят в школу  впервые, в первый класс ,потому что сам факт зачисления для обучения в школе регламентирован действующим законодательством,с учётом возрастных особенностей и тестирования ребёнка на способность к обучению..

Поэтому учителю надо помнить об этом и учитывать то,что не каждый ребёнок с удовольствием отправляется в школу..ведь у него практически закончилось безмятежное детство..

Ребёнка следует научать дисциплине и исполнительности,уважению к людям,
умению общаться с другими и главное научить его такому навыку это как правильно учиться и быть организованным.

               М О Т И В А Ц И И    С Т О Р О Н:

1.То чему я учу, полезно для ученика .-Мотивация Учителя.
  То чему учусь, полезно для меня.-Мотивация Ученика.

На практике известно то ,что большинство предметов не имеет для учащихся практической пользы,но всё равно знакомить с предметами нужно увлекательно.
 Учитывая эту особенность ,учителю нужно стараться связать интересы учащихся с тем , что они преподают.

К.Э.Изард дает определение интересу: "Интерес - позитивная эмоция, она переживается чаще, чем прочие эмоции.

 Интерес играет исключительную важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и повышении уровня интеллекта.

Интерес - единственная мотивация,которая обеспечивает работоспособность человека.

 Кроме того, интерес насущно необходим ребёнку для развития у него творчества.

 Следует различать интерес от ориентировочного рефлекса.
 
Любой объект обычно вызывает ориентировочный рефлекс на:
* слуховые,
* зрительные и
* тактильные раздражители.

 Существуют также рефлексы:
* непроизвольный
* ориентировочные.

 Интерес в сочетании с ориентировочными рефлексами "позволяет индивиду удерживать внимание на сложных объектах".
 
Сам интерес - это возбуждение:
*активация,
*выражение,
*переживание.[c.105-106].

В процессе обучения, интерес ученика к сотрудничеству искусственно подогревается учителем или его таким заданием, которое позволит  ученику переживать положительную эмоцию интереса.

Активация интереса

Существует множество причин так называемых активаторов эмоции интереса:
   А). Перемены разнопланового характера, так как монотонность утомляет.
 Это не обязательно должно быть что-то новое и невиданное, главное суметь обеспечить органы чувств ученика новой стимуляцией.

 Смена обстановки, как активатор или фактор интереса, порождает два других фактора -
*одушевленность и
*новизну объекта изучения.

Б). Одушевленность и "социальный интерес".
Мы, имеем врожденный интерес к очертаниям и движениям человеческого лица, к движениям человеческого тела.
 Живое лицо преподавателя, его жесты и движения служит мотивирующим интересом ученика

В). Новизна объекта изучения.
Незнакомые знания, умения и навыки -это надежный активатор интереса, который обладает мощной притягательной силой для органов чувств ученика.

Эмоции переживания питают энергией и направляют внимание ученика на предмет изучения[Изард К.Э. Психология эмоций. СПб .: Питер, 2002. с. 103-123].

2. Ученику знания нужны для будущей профессии.-Мотивация Учителя
   Мне нужны знания для будущей профессии.- Мотивация Ученика

В регионах с высоким уровнем безработицы тяжелее мотивировать детей к учёбе.
 Часто молодёжь просто не видит смысла приобретать знания, которые будут совершенно бесполезны после окончания школы.

Хорошо, чтобы ученики умели ставить перед собой цели и умели их различать по длительности ,понимали что ели бывают как долгосрочными, так и краткосрочными.
Учителям важно подчеркивать цели обучения и разъяснять долгосрочные карьерные и другие перспективы, которые дает обучение.
* Долгосрочная мотивация может совпадать с краткосрочной мотивацией, если выполнение какого-либо задания является частью итогового целого.
* Учащиеся будут лучше работать над проектами в течении года, если то, как они будут оценены, повлияет на их оценку.
* Производственная практика, экскурсии, поездки помогают приблизить обучение к реальной жизни.
* Учащимся необходимо регулярно напоминать о краткосрочных и долгосрочных целях изучения предполагаемого материала.

3. Успех ученика повышает его самооценку.- Мотивация Учителя.
   Успех повышает самооценку.- Мотивация Ученика.

   Успех это самая сильная мотивация.
   Мы любим делать то, что умеем делать хорошо, и наоборот нам не нравится делать то чего не умеем и не знаем как это сделать.
   Успешные в обучении ученики верят в себя.
   Такая вера действует подобно кнопке, которая включает способности.   Успех порождает новый успех благодаря расширяющей "спирали успеха". Мало кто из нас может сохранить настойчивость после постоянных неудач. Успех должен стать обычным делом для всех учащихся,чтобы никто из них не мог потерять веру в себя.
 А в себя верит тот, кто ощущает успех.
Задания, которые учитель предлагает учащимся, должны ощущаться ими как значимые и достижимые.
 Важнейшая задача образовательной системы - переложить ношу ответственности за образование на плечи самого ученика, считает (Д.В.Гарднер).

4. Одобрение учителя или одноклассников усиливает желание обучаться лучше.-Мотивация Учителя и Ученика.

Некоторые учащиеся мотивируются одобрением учителя.

Вероятность этого повышается, если у учителя сформировались хорошие отношения с учеником.
На впечатление учителя об ученике может повлиять почерк, группа друзей, предыдущие учебные достижения, репутация и др.

Первые впечатления навязчивы и медленно изменяются.

Учащиеся быстро распознают отношение Учителя к себе.
Это, в свою очередь, влияет на поведение школьников, и они начинают вести себя в соответствии с представлениями педагога.

Другой проблемой обучения является то,что учащимся нужно признание со стороны одноклассников или, по крайней мере им нужно знать как их результаты выглядят на фоне других.

Необходимо помнить, что общий эффект положительной мотивации, достигнутый в конкурсах, играх нужно использовать с осторожностью.

Может так случиться, что этот эффект положительной мотивации будет уничтожен снижением мотивации и самооценки для проигравших.

Некоторые дети любят смеяться над ошибками проигравших.
Учитель не должен позволять ученикам вести себя таким образом.

Нужно,чтобы Учитель смог помочь детям сформировать их отношение к учёбе под девизом: "Я могу это сделать!"

Нет необходимости говорить о том, что учитель никогда не должен высмеивать или даже подтрунивать над работами своих учеников.

5. Если ученик не будет учиться, то у него могут возникнут проблемы.-Мотивация Учителя.
   Если я как ученик не буду учиться, то у меня могут возникнуть проблемы.-Мотивация Ученика.

   Важно то, чтобы каждый ученик знал о том, что если он не выучит урок то будет негативно оценен.
   Конечно преподаватель не должен запугивать ученика  предстоящей контрольной работой или  тестированием.
   Сам факт того, что Вы,как учитель, регулярно даете контрольные задания, будет побуждать учеников работать на уроках.
   Установление крайних сроков - тоже хорошая мотивация, но в этом случае учитель и сам должен придерживаться этих сроков.

6. Ученику интересно то,что он изучает и это стимулирует его любознательность.-Мотивация Учителя.
   Мне,как Ученику интересно то,что я изучаю и это стимулирует мою любознательность.-Мотивация Ученика.

   Учителю очень важно мотивировать и стимулировать любознательность учащихся .
   Основной принцип мотивации: школьники находят более интересным то, что напрямую связано с их собственной жизнью и интересами.

   Идея состоит в том, что при подготовке заданий нужно сделать их "ближе к жизни".
   Если вчера по телевизору показали фильм или сюжет, как-то связанный с тем, что вы преподаёте, спросите детей, видели ли они его и дайте им возможность обсудить увиденное.
   Связывайте обучение с жизнью самих учащихся.
   Противоречивые темы, вопросы этики, личные ситуации мотивируют особенно хорошо.
   Загадочные вопросы - классический инструмент поддержать интерес ученика.
   Своё преподавание можно построить на занимательных вопросах, это стимулирует любознательность и поддержит интерес к предмету.
   Обучение отвечает на вопросы.
   Однако слишком много учителей дают ответы, не задав вопрос!
   Учение  - это не процедура, которой учащиеся подвергаются, а то. что они делают сами.
   Многим ученикам кажется, что достаточно посещать уроки и ожидают то, что их обучение произойдет автоматически.
   Поэтому оказывается полезным побеседовать с пассивным учеником с глазу на глаз и побудить его принять на себя больше ответственности за своё обучение.
   Техника состоит в том, чтобы сначала побудить учащегося к самооценке.
Если учащийся не находит в своей работе проблем, задайте наводящий вопрос, например: " А что для тебя труднее всего?".
  Далее, если проблема обнаружена, предложите ученику решить её и спросите " А что ты с этим собираешься сделать?"

  Тот ученик, кто верит в свои способности и в то,что способности могут у него развиваться, увеличивает усилия при возникновении сложностей.

 Почему бы учителю не предложить учащемуся оценить ожидание своего успеха  по шкале от нуля до десяти, где десять максимальная оценка. Результат позволит самокритично относиться ученику к своему обучению и повысить его мотивацию[Петти Д.Современное обучение. Практическое руководство.М.: ЛомоносовЪ. 2010].


Упорство и настойчивость
Материал Автор: Петр Ковалев
Упорство как качество личности – способность не пасовать перед неудачей, сохранять верность конкретной, близкой, оперативной цели, неослабевающее поддерживать действие независимо от трудностей, настроения и чувств.
Ученик постоянно доставал своего учителя своим нытьем на тему того, что он никак не может достичь мудрости. Учитель убеждал его в том, что было бы только желание… И вот однажды когда они шли вдоль реки и ученик снова завел этот разговор, учитель толкнул его в воду и удерживал там. Через какое-то время, мудрец отпустил юношу и когда тот отдышался, спросил: — Чего ты хотел больше всего, когда был под водой? — Воздуха! Больше всего я хотел воздуха! — Но может ты предпочел бы воздуху богатство, любовь, власть? — Нет, учитель, в тот момент мне нужен был только воздух и ничего больше! — Вот так и с мудростью, если ты будешь хотеть достичь мудрости с такой же силой, как ты минуту назад стремился к глотку воздуха, ты обязательно познаешь мудрость!
Упорство – это помехоустоучивость, умение противостоять неудачам, возникающим «здесь и сейчас». Боксер проявляет упорство, пытаясь выстоять под градом ударов соперника и провести ответную атаку. Футбольная команда проигрывает, но ей нужна только победа. В дополнительные три минуты, она, проявив упорство, забивает два необходимых мяча. Э. Хемингуэй переписывает 39 раз окончание своей книги «Прощай оружие!», пока оно, наконец, ему начинает нравиться. Иными словами, упорство означает приложение волевого усилия для реализации конкретной, близкой цели. Об упорстве вспоминают, когда у человека что-то не выходит, но он повторяет попытку за попыткой, пытается сделать еще и еще раз, но в режиме здесь и сейчас. Марафонец, несмотря на дикую усталость, включает «второе дыхание» и на одном упорстве приходит к финишу первым.
В отличие от упорства настойчивость преследует долговременные, отдаленные цели. Она проявляется в способности человека в течение продолжительного времени преодолевать жизненные преграды, без колебаний и сомнений идти к намеченной цели. Настойчивость затрачивает волевые усилия не эпизодически, как упорство, а постоянно и методично. Человек может быть упорным, энергичным, но ненастойчивым. Оперативную цель он реализует с завидным упорством, а, столкнувшись с необходимостью преодолевать трудности на протяжении длительного времени, пасует. Иными словами, настойчивость – качество личности, связанное с систематическим проявлением силы воли по воплощению в жизнь отдаленной по времени цели.
Несомненным гением упорства был Томас Эдисон. Его никогда не выводили из равновесия неудачи после бесчисленного количества экспериментов. Когда приятель попытался поддержать Эдисона после неудач с аккумулятором, он сказал: «Никаких неудач не было. Я просто открыл десять тысяч неработающих способов». Позже, когда его спросили, как на него действует усиливающаяся глухота, он ответил: «Теперь мне легче стало сосредотачиваться». Среди самых популярных высказываний Эдисона есть и такое: «Своими успехами я обязан тому, что никогда не держал на рабочем месте часов». В 1879 он вместе с помощником просидел 45 часов подряд у первой в мире угольной нити, вставленной в электрическую лампу, а во время Первой мировой войны почти 70-летний Эдисон, задавшись целью в исключительно короткий срок создать завод синтетической карболовой кислоты, бессменно проработал 168 часов, не выходя из лаборатории. Из собственноручных записей Эдисона можно узнать, что, например, по щелочному аккумулятору было проделано около 59 тысяч опытов; 6 тысяч экземпляров разного рода растений, главным образом тростника, перепробовал Эдисон как материал для нити накаливания угольной лампы, остановившись на японском бамбуке.
Упорству Томаса Эдисона можно удивляться и восхищаться: для того чтобы создать щелочной аккумулятор, он провел около 50 000 опытов. Шесть тысяч различных опытов он провел в поисках материала, пригодного для изготовления тугоплавкой нити для лампы накаливания. Все испробованные им материалы при накаливании электрическим током моментально сгорали, но он не терял спокойствия и уверенности в окончательном успехе. Когда после очередного эксперимента один из сотрудников воскликнул: «Опять неудача!», то в ответ услышал: «Это не неудача. Нам удалось установить, что этот материал не годится. Выяснив, какие материалы нам не подходят, мы найдем то, что нам нужно…» А когда Эдисону было 67 лет, его лаборатория в Нью-Джерси сгорела дотла. Было уничтожено оборудование стоимостью в 2 млн долларов. Это были огромные деньги для того времени. Сгорели также записи и результаты труда всей его жизни. На следующее утро, обходя дымящиеся руины, изобретатель сказал своему сыну: «Несчастье принесло нам пользу. Сгорели все наши ошибки. Слава Богу, мы можем начать все сначала!..» Фантастика, да и только! На склоне лет Эдисон задумался о преемнике. Лишь двое из сорока претендентов выдержали сложнейший экзамен. С хвостом годов они стали замечательными инженерами, но стать вторым Томасом Эдисоном они не смогли, да и никто другой не смог.
 «Отвага и упорство— это волшебный талисман, перед которым исчезают все трудности и рушатся все преграды»,- говорил Джон Куинси Адамc. Упорство не приемлет импотентские глаголы «постараюсь», «попробую», «попытаюсь», в его лексиконе бодро звучат слова «смогу», «получится», «справлюсь». Упорство культивируется постоянным применением. Еврипид учил: «загляните под каждый камень». Человек обязан проявлять упорство в поисках счастья, реализации своего предназначения.

Есть такая притча: Внук пришёл навестить деда. Стал старик его о делах расспрашивать, но внук был неразговорчив. — Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжёлую жизнь, — заметил дед. — Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего, — вздохнул внук. — Я приготовил подарок, чтобы развеять твою грусть, — сказал дед. — Да положил его в ящик секретера и забыл, в какой. Секретер у деда был старинный, с множеством дверок. — Не беда, я быстро его найду, — усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой. Вскоре подарок нашёлся, а под ним лежала записка: «В жизни много дверей, и за одной из них — подарок судьбы. Мудрые говорят: “Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась».
Сергей Михалков написал басню "Завидное упорство":
Хозяйка в кладовушке, на окне,
Оставила сметану в кувшине.
И надо ж было,
Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!
Два малых лягушонка в тот же час —
Бултых в кувшин, не закрывая глаз,
И ну барахтаться в сметане!.. И понятно,
Что им из кувшина не выбраться обратно, —
Напрасно лапками они по стенкам бьют:
Чем больше бьют, тем больше устают…
И вот уже один, решив, что всё равно
Самим не вылезти, спасенья не дождаться,
Пуская пузыри, пошёл на дно…
Но был второй во всём упорней братца —
Барахтаясь во тьме что было сил,
Он из сметаны за ночь масло сбил
И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету…

Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл,
Я в шутку посвящаю басню эту!