Феномен бога

Михаил Донин
Во всех религиях мы, спрашивая о могуществе бога, услышим одно и то же – бог являет абсолютное могущество, то есть его воля, при наличии таковой, всегда будет реализована. Более того дело так обстоит не только с теистическими вероучениями, но и с атеистическими, и более того с самим атеизмом. Разберемся в этом подробнее, если теистические учения ставят в роль «мастера» бога или группу богов, то атеистические – самого человека, хотя и обосновывая это различными способами. Концепция об иллюзорности мира неизбежно влечет за собой тезис, что при достижении определенного уровня развития (просветления) человек сможет менять иллюзию, однако с этим умением придет и понимание ее оптимальности. С другой же стороны, полное противопоставление всем религиям – атеизм также не возможен без осознания всемогущества человека, которого обожают именовать человеком-творцом.
 Удивительно, что человек испытывает необходимость во всемогущем образе, эта необходимость вероятнее всего связана с наличием в нашей голове образа отца, который с одной стороны никогда не был единым с нами, а с другой имеет к нам непосредственное покровительственное отношение на стадии формирования методологии мышления, то есть до шести лет. При этом не важно был ли в нашей жизни отец, образ его является саморазумеющимся и не требует физического воплощения. Если же человек теряет по каким-то причинам веру во всемогущество этого образа, то он впадает в уныние и ожидает когда ему предложат, именно предложат новый образ, сам он искать не способен – ибо не верит, в том числе, и в свои силы.
 Человек как образ отца является наиболее слабым образом, поскольку в экстремальных ситуациях не может выполнять эту функцию. В одной известной песне поется «не бывает атеистов в окопах под огнем» - это так, потому что образ всемогущего человека творца становится совсем не всемогущим, а более того очень быстро смертным в военное время.
 Именно с такими событиями связано идеологическое крушение СССР, поскольку на заре нового государства был выбран в качестве бога всемогущий человек-творец. Однако спустя 20 лет развития этого образа случилась страшная война в истории российского народа, ее события надломили уже во многих веру во всемогущество человека, однако СССР победил, поэтому еще рано было говорить о крахе нового, хоть и неидеального бога. Победившее поколение возомнило себя этим всемогущим творцом, о чем поспешило сообщить своим детям в формулировке «вы никогда не будете такими великими, как мы – поэтому вы хуже нас и должны делать все, чтобы нам было хорошо». Естественно, что дети уже не могли верить в человека-творца, и они нашли себе нового бога, который не делал различия между ветеранами и молодежью и делал советского гражданина почти всемогущим… до прихода ОБХСС. Естественно, что такая нездоровая система не могла существовать – и она переродилась, честно признавшись, что ее главный бог это деньги. Так начались лихие 90-ые. 
 Эти события говорят о том, что атеистические учения неэффективны в условиях экстремальных ситуаций, поскольку не человек-творец подал копье Ахиллесу у стен Трои, равно как не бог-человек дал силы рыцарям Балдуина Прокаженного уничтожить стократ превосходящую армию. Чтобы продолжать экспансию во внешний мир человечеству нужно нечто большее, чем вера в самих себя, поскольку, кроме названных проблем, она не способна дисциплинировать человека для того, чтобы создать то, что нужно всем вместе, но бесполезно каждому в отдельности.
 Все успехи советской власти на ранних этапах строились на антагонизме старой системе, в том числе и старому богу, но первый закон диалектики, столь любимой коммунистами науке, сообщает нам, что противоположности борются… но они едины, и по причине единства борются за место под солнцем.