Осеннее кино

Александр Балтин
Умное, интеллигентное  лицо  трамвая – будто   в  квадратных  стёклах   очков; звякнув, остановился  он, и  среди  прочих  сошёл  некто  в  клетчатых  брюках  и  полосатой  рубашке; сошёл  и  глянул  на  бульвар, чьи  слоистые  кроны  праздновали  византийское  золото  осени. Некто  миновал  переулок  с  баптистской  молельней, несколько  разноплановых, одинаково  интересных  домов, и  вышел  на  площадь – обширную  весьма, в  перепуте  трамвайных  путей, осенённую  церковью, отменно  представлявшей  русское, 18  века  барокко. Москва-река – невидимая  отсюда, - но  очевидно  сумеречно-лиловатая – жила  протяжно  под  огромным  мостом, и  высоченная  многоэтажка  поднималась  старинной  крепостью. К  ней, миновав  стекляшку  кафе, где  некогда  торговали  вкусными  шашлыками  и  направился  некто. Широкошумные  потоки  машин  слоились, и  вскоре, миновав  два-три  перехода  парень  оказался  у  старенького  кинотеатра, где  когда-то  смотрел  фильмы, которые  нельзя  было  посмотреть  в  иных  местах. Возле  кинотеатра  был  милый  скверик – со  скамейками, крытый  бронзовой  охрой  палых  листьев; листьев  переливавших  кадмием, вызывавшем  воспоминанья  о  детском  гербарии. Тут, на  скамейке  парень  выкурил  сигарету, после  чего  нырнул  в  кинотеатр. Он  бродил  по  фойе, рассматривал  фотографии  актёров, и  вспоминал, вспоминал; потом, спустившись  в  яму  зала, занял  своё  место  и  дождался  темноты.
 Засверкало, пестро  вспыхнуло – и понеслось. Фильм – точно  оштукатуренный  чёткостью  стилистики,-  плавно  изгибался  тонким  сюжетом – чья  психологическая  нюансировка  расцветала  причудливыми  узорами. Люди  на  пристани, люди, окутанные  туманом, гудок  парохода…Мужчина, теряющий  любовь, и  маскирующий  пустоту, сгустками  вежливости; вино  в  стакане; и  тома  одиночества, прочитанные  каждым  из  персонажей. Тонкие  линии  жизни  соплетались  в  общий  рисунок, и  некоммуникабельность, неспособность  объясниться  с  другим выдувала  грустные, радужные  пузыри. Потом  свет  включили, и  люди  потянулись  к  выходу.
-Ну  и  чушь! – услышал  парень, обогнал  молодую  пару, и, выйдя  в  осеннюю  темноту, закурил. Дракон  дыма  улетел  быстро-быстро; пёстрые  огни  города  плыли  синим, золотым, белым. Карты  неведомых  стран – такими  казались  окошки  домов; карты, за  разными  реками  которых  не  проследишь, хотя  более-менее  известно  их  движение.
А  движенье  машин  было  не  менее насыщенно, чем  в  светлое  время  суток…Мост  изгибался, вверх  шёл  огромным  подъёмом и  чёрная  чернильная  тень  ловко  превратилась  в  человека, склонившегося  над  водой. Парень  дёрнулся, и  схватил  его  за  рукав. – Что  вы! Зачем! Не  надо! – зыбко-золотые  корни  фонарей  уходили  в  воду – или  небесные, незримые  корабли  бросили  свои  якоря. – Кто  вы? – спросил  парень. – Никто. Игрок. – Глухо  ответил  человек. Шли  они  рука  об  руку, шли, молчали, поднимались  вверх, ныряли  в  очередной  переулок, делавший  сложную  петлю, но  когда  парень  захотел  обратиться  к  своему  молчаливому, внезапному  попутчику, выяснил, что  тот  пропал. Самообман? Мечта?
 На  трамвае  не  хотелось  подъезжать; лёгкие  звоны  впечатлений  слоился  в  голове, картины  фильма  калейдоскопом  наплывали  на  реальность; войдя  домой  парень  включил  свет  и  прошёл  на  кухню, сел  к  столу, стал  есть  мясистые, толстобокие  сливы  из  массивной, расписной  тарелки; и  думать  об  образах  фильма, о  несостоявшемся  самоубийце, которого  скорее  всего  не  было; думать  и  смотреть  вниз – в  узкий  колодец  двора, где  пространство, ограниченное  домами, казалось  маленьким, детским – и  такой  же  маленькой, детской, игрушечной  казалась  собственная, нерасшифрованная  жизнь…