Эдгар Дега

Улексия Миссосупова
Эдга;р-Жермен-Илер де Га, или Эдга;р Дега; (фр. Edgar Degas) (19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский живописец, график и скульптор. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. В юности испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (“Семейство Беллелли”, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (“Площадь Согласия”, около 1875; “Абсент”, 1876, Музей Орсе, Париж).
Абсент Дега
Улекса фон Лу
Все в жизни было -
сцена, любовь и успех,
рампы, подмостки!

А сколько силы!
как заразителен смех!
жизнь - это блестки!

Но быстротечен блеск сцен.
Всплеском волн память.
Верный Жак, столик, абсент -
Всепониманье...

Эдгар Дега. Абсент
Edgar Degas, 19 июля 1834 — 27 сентября 1917
"Персонажи картины, так же как и кафе, где они сидят, хорошо знакомы любителям живописи. Дега изобразил   художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре за столиком в кафе "Новые Афины".
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (“Гладильщицы”, 1884, Музей д'Орсе).
Причесывающаяся женщина Дега
Улекса фон Лу
Женщина. Тело струится пастельно,
контуры виолончельны,
волосы - струны поющего тела,
слышится звук тарантеллы.

Льется и кружится, светится тело,
тень на лице - как мгновенье
вдруг выплывающий давних сомнений,
кисти во тьме дуновенье!

Льется мелодия жизни и света,
тела на взлете качелей,
женщина - спелое зрело лето,
кисти искусной нот смелость!

Эдгар Дега. Причесывающаяся женщина
В утверждении эстетической значимости  жизни людей, их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух театра (“Звезда”, пастель, 1878, Музей Орсе, Париж).
Прима
Улекса фон Лу
Лучом вдохновенья охвачена сцена,
и в свете прожектора - прима,
как нить натяженья, легка в напряженьи
взлететь, и прыжок ее длинен,
штрих кордебалета, и занавес с летом,
пылает, как пламя полета,
а прима летит в крыльях белого света,
и небо открыло ворота!
Букеты и ленточки, пачка - как перья,
взлетает и тает в движеньи,
воздушное чувство, парящее время,
самой Терпсихоры мгновенье!

Картина - Эдгар Дега. Прима балерина. 1878
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (“Экзамен танца”, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Балерины в зеленом Дега
Улекса фон Лу
Балерины в зеленом
в переливах пастели -
ритм движений в каноне
птиц, поющих растений...

Легкая утомленность
от сцен и выступлений,
и в искусство влюбленность -
ты в полете, но пленник!

Красота и искусство...
танец- дар Терпсихоры.
Магия  - взлет из грусти
в арабеске мажора!

Э. Дега. Зеленые танцовщицы
Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (“Голубые танцовщицы”, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Лебеди - синие птицы души?
Улекса фон Лу
Лебеди - синие птицы души?
танец - в наклонах голов, рук изгибах,
в неба - воды глубочайшей тиши
слышно оркестры движения, видно!
как выразительна эта пастель -
"ринг" балерин,краски и переходы,
эллипсы, что описал в книге Вейль*,
дуги, кривые в объемах и форме!
Музыка озера будто слышна,
ритмы предчувствуют пачки и плечи,
скоро - в allegro! Взгляд кинув, Луна
в кадре мгновения светится вечность!

Картина Э.Дега "Голубые танцовщицы"
 С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (“Танцовщица”, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).

По материалам сайта - http://smallbay.ru/degas.html