Неизвестный Израиль 8. 1. Праздники света

Нина Рождественская
«Свеча символизирует освещение жизни человека и его души Высшим светом»
Каббалист Рав Кук

Первый еврейский праздник, с которым я познакомилась еще в Челябинске, был Ханука. Это произошло в декабре 1999 года. Я уже собиралась в Израиль, ходила в Сохнут, где нас, учащихся ульпана, и пригласили на праздник Ханука. Праздник проходил во Дворце железнодорожников. При входе каждому приглашенному вручался пакет с пончиками. Большой зал был полон людей. На сцене стояла большая ханукия (специальный подсвечник для зажигания ханукальных свечей). Помню, как зажигалась гигантская свеча и пелась молитва. В общем-то, тогда ничего не было понятно, понимание пришло гораздо позднее, на земле Израиля.
Израильские праздники… Их много. Некоторых наших соотечественников, приехавших из бывшего Союза, это даже раздражает. Казалось бы, почему? Лишний выходной день – чем плохо? Но в праздничные дни не работают магазины, и не ходит транспорт. Как, кстати, и в субботу. Почти все праздники  -  религиозные, и это также раздражает светских людей. Между тем, еврейские праздники – это история, и это традиции. В свое время именно эти традиции сохранили еврейский народ, когда он был в рассеянии. Тем более нельзя от них отказываться теперь, на своей земле, ибо не может существовать народ, если у него нет корней, нет традиций.
И чем больше я узнаю о еврейских праздниках, чем больше в них погружаюсь, тем больше ощущаю свет, который пронизывает буквально все. Конечно, это генетическая память, идущая  еще от Авраама. Ведь Авраам, как и Адам Ришон, смог проникнуть сквозь материю, увидеть и ощутить все мироздание и тот Высший свет, которым все создано. Авраам оставил нам книгу «Сефер Ецира» («Книга создания»), где описывается создание мироздания.

ШАБАТ ШАЛОМ!*

Среди основных заповедей, данных на горе Синай, есть и такая: «Помни день субботний, чтобы освятить его» (Исход, 20:8). Вернее, здесь две заповеди: «освещай» и «храни». Заповедь «освещай» связана с зажиганием субботних свечей и благословением над свечами, а заповедь «храни» - с соблюдением всего, что нельзя делать в субботу.
Вообще же идет эта традиция еще от начала творения: шесть дней Творец создавал мир, а на седьмой – «почил от дел». Вот так и нам полагается делать все свои земные дела шесть дней, а на седьмой – отдыхать, причем седьмой день – это именно шабат (суббота), а не воскресение. Чтобы не запутаться, счет недельных дней у евреев ведется именно в такой последовательности, как в Торе (Пятикнижие Моисея): йом ришон – день первый, йом шени – день второй и т.д., седьмой же день называется «шабат» - день отдыха, чтобы отделить его от других, «рабочих» дней.
Встреча субботы происходит в пятницу вечером, так как новый день у евреев начинается с вечера предыдущего. Почему? Обратимся к Библии. Рассказ о каждом дне творения заканчивался фразой: «И был вечер, и было утро – день один», «И был вечер, и было утро – день второй» и т.д.

Таким образом, мы видим, что каждый день начинался с вечера. Про седьмой же день сказано: «Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход, 20:11). Тем самым день субботний был отделен от остальных дней.
Освещать шабат субботними свечами еврейская традиция поручает женщине, так как она хозяйка дома, и именно от нее зависят свет и тепло в доме.
Я помню, как однажды, когда я уже стала регулярно отмечать шабат, меня пригласили в пятницу на экскурсию. Я несколько раз спрашивала у гида, успеем мы вернуться до наступления шабата, и он всякий раз меня успокаивал: конечно, успеем. Но тогда я все-таки опоздала к зажиганию свечей. Я уже знала, что еврейская женщина, которая хотя бы раз не зажгла субботние свечи, должна каждую субботу зажигать три свечи. Я завела третий подсвечник, и с тех пор всегда зажигаю три свечи. В этом есть для меня что-то глубоко личное. Мне кажется, что я не только зажигаю эту свечу в память о пропущенном шабате, но что в свете этой свечи сгорает вся моя прошлая, нелепая и глупая жизнь…
Все еврейские праздники связаны с зажиганием свечей. Свеча – это, с одной стороны, память о Высшем свете, которым создано все, а с другой – мы как бы зажигаем свет в собственной душе и распахиваем ее навстречу Творцу:

Распахнуты души,
Распахнуты двери…

Кстати, о распахнутых дверях. Когда я жила в Бат-Яме, на одном этаже со мной проживала очень пожилая чета. У них была большая квартира с огромным салоном, и каждую субботу ( я уж не говорю о праздниках) к ним приходили  дети с семьями. Людей набивался полный салон. А когда кончался шабат или праздник, на лестничную площадку выставлялись деревянные лавки и складные столы. Мы, с соседкой Таней, очень этим возмущались: почему мы должны спотыкаться об эту мебель? И всегда в праздничные дни двери этой квартиры были распахнуты настежь, и я думаю, что это делалось не затем, чтобы проветрить помещение, а чтобы каждый мог зайти и разделить радость с этой семьей. Потом, когда я уже снимала комнату в другом доме, я как-то встретила свою пожилую соседку в аптеке. Мы с ней и раньше редко разговаривали, а на этот раз я сделала вид, что не узнала ее, и отвернулась. Но женщина подошла ко мне, сказала: «Шалом. Ма нишма*?» - и попеняла мне на то, что я ее «не заметила». «Ведь мы были соседями, - сказала она, - как же можно так себя вести?»  Мне тогда стало страшно стыдно. Я вспомнила, что у нее погиб сын на Ливанской войне, это было тогда, когда я жила рядом с ней. Многие люди приходили тогда, чтобы выразить этим старым людям свое сочувствие, но я этого не сделала. Я не знала, как это сделать, а, возможно, нужно было просто зайти, посидеть рядом. Молча…   И еще я подумала, как много плохого мы привезли с собой в эту страну: не только закрытые двери, но и закрытые сердца, желание во что бы то ни стало сохранить свой маленький эгоистический мирок…
Но вернемся к встрече субботы. Итак, после зажигания субботних свечей, можно приступать к праздничной трапезе. На столе, кроме подсвечника со свечами, должно находиться блюдо с двумя свежими душистыми халами, серебряный бокал для вина и красное виноградное вино. Прекрасно написала о шабате Галина Феликсон:

Шабат шалом! Неторопливый вечер
Угомонил дневную толчею.
Помедлив чуть у будней на краю,
Я зажигаю праздничные свечи,
Пусть греют душу мне своим теплом,
Шабат шалом!

Дрожит вино в серебряном бокале,
Мерцает в зыбких сполохах огня.
Старинные традиции храня,
В соль обмакну кусочек свежей халы,
Шепну благословенье над вином.
Шабат шалом!..

Шабат шалом! Усталых мыслей стая
Вдруг воспарят – разумны и легки.
Прищурят свечи желтые зрачки,
Последние заботы отгоняя.
Покой и радость постучаться в дом.
Шабат шалом!

На саму трапезу подаются самые лучшие и вкусные блюда. Субботняя трапеза – это и встреча всех домашних за одним столом, это приподнятое настроение, которое дает энергетический заряд на всю неделю. Кроме того, суббота – это не только выходной день, но и возможность побыть вместе с детьми, пообщаться с ними.
Шабат, который встречают каждую неделю, считается настоящим праздником, едва ли не самым важным праздником, и это, опять же, имеет духовные корни.
Каббала говорит о том, что человечеству дано 6000 лет для того, чтобы исправить себя и вернуться к своему первоисточнику, Творцу. После 6000 лет наступит седьмое тысячелетие, вечный Шабат, который не прекратится никогда.

Продолжение следует...

*Шабат шалом ! – Мирной субботы!
* Ма нишма? – Как дела?