Василиса и три брата

Екатерина Шульга
В одном царстве государстве жили три брата. Старший Степан славился трудолюбием, средний Федор, обладал предприимчивостью, а третий, Ванюшка – ни туда, ни сюда. Особыми талантами не славился, но и лентяем - не назовешь, кое-что парень делать умел. А в том же городе жила Василиса. Девушка, как девушка, но за ум и смекалку называли ее Премудрой. Слава о красоте девушки разнеслась по всей округе. Дошли те слухи до Степана. Подумал он и решил - женюсь. Выслушала девушка парня, улыбнулась. Говорить да или нет, пока не стала, но пообещала, что подумает. Степан только за порог, а она нарядилась чернавкой и к нему на двор пришла.

- Здравствуй Степан, возьми меня в работницы.
Мужик подумал, а потом сказал.
- А что хозяйство у меня большое. Жены ещё нет. Оставайся, девка, будешь за хозяйством смотреть.
 Стала Василиса в его доме хозяйством заправлять. А Степан и сам весь день в работе и ей ни минуты покоя не дает. Уставшую Василису и пожалеть не кому. Измучилась девушка и однажды сказала.
- Прощай Степан, ухожу я от тебя, ищи себе другую помощницу. Глянул Степан на чернавку с удивлением.

- Куда тебе, глупая, идти. Я к Василисе посватался, если она мне откажет, я на тебе женюсь. Оставайся.
Засмеялась девушка.
- Если жениться хочешь, женись теперь же.
Степан даже не взглянул на девушку, лишь обмолвился.
- Погляди на себя. Ты же грязная, неумытая дуреха. Куда тебе до Василисы.
Нахмурилась девушка.

- А раз нет, то и не приходи ко мне, -  и ушла.
А, Степан, как один остался, за голову схватился. Хозяйство-то без присмотра осталось.
Отправился за ответом к Василисе. Пришел, а у неё в доме, его чернавка сидит.
- Марья, позови Василису.
Мария ушла, а вскоре к Степану хозяйка вышла.
- За ответом, я Василисушка пришел. Выходи, за меня замуж. Жить будем, как у Христа за пазухой.

Засмеялась Василиса.
- Бог с тобою, Степан! Ты же любишь только себя и свою работу. Ты же меня за неделю со свету сживешь. А у Христа за пазухой, так не живут. Нет! Человек ты уважаемый, но замуж я за тебя не пойду, живи один.
Обиделся Степан.
- Ты, Василиса, может и красивая, умная девица, но не одна на белом свете. Есть и для тебя замена. Позови Марью.
Василиса тут же удалилась, а как она ушла, тут и Марьюшка явилась.
- Ты видеть меня хотел?

- Да, - сказал Степан. – Выходи за меня девушка замуж.
Марья головку гордо приподняла и представилась.
- Степан, а ведь я не Марья. И батюшка  с матушкой, меня Василисой называли, а люди ещё и Премудрой зовут. Не смотри ты на мои черные кудри, ты на лицо мое посмотри, в глаза загляни. Неужели не видишь, под грязной личиной, моего белого лица. Это я, Василиса. И это я у тебя неделю жила и теперь знаю, каким ты по жизни мужем будешь.
Степан головой помотал, рукой взмахнул и удалился, ни слова больше не сказав.
***
Пришло пора среднему брату жениться. Вышел он на крыльцо. Посмотрел направо, посмотрел налево, и видит - краше Василисы никого нет. Пошел к девушке.
- Выходи за меня Василисушка замуж.
Василиса Федору улыбнулась до поры до времени, ни да, ни нет, не сказала, лишь попросила дать время на раздумье, а как Федор ушел, окрасилась в рыжий цвет и явилась к нему на двор.
- Здравствуй Федор. Возьми меня в работницы.
Федор только и спросил.
- Как зовут тебя девушка.
- Марья.
- Проходи, работы у меня много.

  А Федор, как уже говорилось, работать не любил, зато знал, как других заставить, а сам только руководил, да ворчал. Терпела Василиса, капризы Федора недолго - домой ушла. А как работницы не стало, то Федор к Василисе за ответом пошел. Девушка же Федору улыбнулась и ответила.
- Бог с тобой, Федор. На тебя столько людей работает и ты всеми не доволен, а что будет с бедной женой, когда она останется в твоем доме одна. Нет. Не пойду за тебя замуж.
- И не надо. – Оскорбился Федор. - Ты Василиса девушка конечно красивая, но не одна на белом свете. Я на Марьюшке женюсь. Я обидел ее, но теперь понял - зря. Она хорошая девушка и, я ее верну. Прощения у нее попрошу.
- Просить прощения не грех, грех людей не уважать, а ты, Федор, задним умом силен. Об этом раньше думать надо было. Не узнаешь своей рыжей работницы во мне? Марья для тебя тоже не жена.
Махнул Федор в сердцах рукой и ушел восвояси.
***
Прошло немного времени, и возмужал Ванечка. Вышел он во двор, поглядел по сторонам, потом походил по домам и от всех услышал, что живет в городе дивной красоты девушка, Василисой зовут. Красивая девушка, но с характером, Ванька со стороны на Василису поглядел, подумал и решил, что такая краля за него замуж не пойдет, но, и другую, сватать, тоже, не пошел. В неё, Василису влюбился. А Василисушка ждала Ваню, ждала и однажды поняла, не придет к ней Ванька. И так ей обидно стало. Не заметил ее парень. Загрустила она, но потом окрасила волосы в золотой цвет и отправилась к нему сама. Ванька на девушку поглядел и говорит.

- Зачем тебе милая на меня горбатиться. Я ведь, лентяй, сам, ничего не делаю, и делать не хочу, а значит, все мои проблемы на тебя лягут. Не боишься?
Василиса только улыбнулась.
- Нужна тебе работница, бери, а не надо, я дальше пойду.
 Ваня и согласился.
- Оставайся, Марья.
Стала Василиса у Вани работать. Прошел день, прошел второй. Видит девушка, Ваня часов в восемь вечера работу заканчивает и ей велит домой идти. Удивляется девушка.
- Да, как же так, Ваня, смотри работы сколько?
- Так на дворе вечер, Марьюшка. Пора и тебе отдохнуть. А завтра с утра работа быстрее и ловчее двигаться будет.

Отпустит девушку, а сам за чертежи садится. Зачем девушке напрягаться, если всю работу машина может сделать. Пришла Василиса на следующий день к Ване, а для неё прялка новая стоит, только успевай пряжу собирать, в стопочки складывать. А рядом бусы коралловые лежат. Девушка бусы на шею надела и с песней за работу принялась. Однако большое хозяйство требует большого труда, и к вечеру Василиса устала. А Ваня с работы пришел и её домой отправляет. Говорит девушка.
- Не могу я Ваня, домой уйти – не всё сделала.
Ваня рукой замахал.

- Иди, иди, Марья! Утро вечера мудренее.
Она за порог, а он за чертежи. Ночь просидел, а к утру, для нее стиральная машина стоит, а на ней сережки серебряные - в подарок. Василиса сережки в ушки вставила, перед зеркалом покрутилась и с улыбкой за работу взялась. Ей, теперь только и надо белье в машину заложить, а все остальное машина делает. Не стирка, а радость для души. Вечером пришел Ваня домой, а его Марья грустная  встречает.
- Ты меня сейчас опять домой отправишь, а я, смотри, и половины дел по хозяйству не сделала.

Ваня на девушку поглядел, головой покачал и успокоил.
- Все будет хорошо, ступай домой.
 Вот тут Василиса не выдержала.
- Прости меня, Ваня! Меня ведь не Марьей зовут. Я Василиса. А к тебе в работницы устроилась чтобы узнать тебя поближе, чтобы понять - какой у тебя нрав. Теперь узнала - хороший ты человек. Не суди меня строго, а если сможешь - прости.
- Прощу, Василисушка. Как не простить. Я ведь, как ты пришла, сразу тебя признал, но побоялся смутить.

Покраснела Василиса ещё больше и тут же домой ушла. А утром Ваня встал, оглядел свои хоромы и отправился к Василисе. Увидела красавица, кто на пороге стоит, разрумянилась. А Ваня просит.
- Выходи за меня Василиса замуж. Я давно тебя люблю. Вот, и чудо-печку для тебя сообразил. Всё для тебя, только бы ты, милая, жила и была счастлива –  И колечко обручальное подает. – Обещаю, что не обижу.
Обрадовалась девушка и ласковым словам и дорогому подарку. Протянула она Ване руку и уже вместе они на улицу вышли, чтобы показать людям, что скоро соберется свадьба.
***
Так бы и случилось бы, если бы не зависть братьев. Сговорились они с Ваней расправиться. Пригласили брата к себе, а как он пришел, бросили в глубокую яму и закрыли, только куском хлеба оделили, чтобы не помер с голоду. Добро Ивана досталось Степану, а Василису Федор увез к себе и закрыл в тереме. Василиса, как оказалась в плену, задумалась, а потом потребовала.
- Принеси мне Федор чудо-печку, что Ваня для меня сделал.
Отправился Федор к Степану. Долго они торговались, наконец, сошлись на том, что Федор, для Степана пирожки да булочки присылать будет. Марья о соглашении  услышала, лишь плечиком пожала.

- Хочет Степан пирожки, да булочки, будет ему сдоба, Не отказывай.
А как осталась одна, за работу принялась. Приготовила тесто для пирожков, а потом, чудо-тесто для своей задумки. Как настоялось тесто, настряпала Василиса пирожки, да булочки. Пирожки с капустой, а булочки с секретом. Придала она тем булкам форму причудливых птиц. Федору велела принести из леса ивовых прутьев, зерна и сухих листьев. Из прутьев, девушка, сплела корзинку. Уложила в корзинку солому, сухие листья, сбила полученную перину и выложила на неё свою чудо сдобу. Нашептала заветные слова, а потом выставила корзинку на солнышко. Защебетали к вечеру в ее корзинке птички. Василиса, пташек зерном накормила, сверху прикрыла пирожками и передала Степану. А тот уже через час прибежал к Федору, в руках закрытую клетку держит. Закричал.

- Смотри, что твоя Василиса вместо пирожков прислала.
Снял он покрывало, а в клетке птичка сидит. Птица, как увидела голубое небо над головой, запела.
- Люди добрые спасите,
  Василисе помогите!
  Ванечку из ямы освободите!
У Федора даже челюсть отвисла. Побежал он к девушке, пригрозил.

- Собери своих птиц обратно или Ивану хуже будет.
Василиса укоризненно головой покачала.
- Делай, что хочешь. Вы Ивана обидели, меня в заточении держите. И запомни, птички те уже летают, и собрать их нельзя. Лучше освободи меня и помоги Ивану.
Затопал Федор ногами, замахал кулаками, а толку чуть. Прошел день. Птиц в городе стало так много, что о них заговорили. А они, где бы ни присели, поют.

- Люди добрые спасите,
  Василисе помогите!
  Ванечку из ямы освободите!
И с каждым днем их становилось всё больше. Летают пташки и все о Ване и Василисе  поют.
Заволновались люди, вопросы задавать начали. Да и как иначе. Василиса пропала. Ивана тоже не видать. А где они никто не знает. Пошли с вопросами к братьям, а те только руками разводят.
- Не знаем, не ведаем.
А птички, что у них над головой кружили, уcлышали слова и, как одна, закричали.

- И ведают и знают! Лгут злодеи!
  И ведают и знают! Лгут злодеи!
Тут уже люди по-другому заговорили.
- А давайте-ка, проверим. Если вы не виноваты, то чего бояться. Ну, походят непрошеные гости в вашем доме - не велика беда.
И отправились вначале в дом Степана. Всё обошли, ничего найти не могут. Птички- крылатки и тут помогли. Пробрались они в дом и подсказывают.
- Яма глубока, яма та страшна, загляните в подпол.

Послушались люди совета, спустились в подпол, а там Ваня сидит. Освободили парня и бегом к Федору. Ходят по дому ищут, никого постороннего нет. А пташки крыльями бьют по стеклу.
- Терем красив и высок, да не дом, а тюрьма.
Подумали люди и спросили братца.
- Федор, а один ли дом имеешь?
Молчит мужик. Отправились люди по городу, у всех спрашивают, где Федор чаще бывает. И узнали. Было у Федора за городом жильё. И не дом, а терем. Отправились туда. А у него над крышей - неба не видать, так много птиц летает.

Василису нашли в высокой башне. Освободили. Обнялись Ваня с Василисой, людей поблагодарили, пташкам- спасительницам, пшена насыпали. Горожане долго рядить не стали. Тем же вечером собрали Вече и завистливых братьев из города выгнали.
Ваня и Василиса сыграли свадьбу и стали с тех пор жить спокойно, но не скучно. Чудес у них и вправду всегда было много ещё и людям перепадало. Птички-невелички, что Василисе помогли, из города улетели, но изредка стали появятся у тех окон, где появлялись малые детки, рассказывали сказки и пели колыбельные песни.

Фото из интернета.