Протестантизм

Игорь Евгеньевич Журавлёв
I

     Протестантизм ведет отсчет своей истории от Реформации начала 16-го столетия в западной Европе. Начинается он как движение за церковное очищение и обновление в лоне западной Церкви. Официальной датой начала Реформации принято считать выступление августинского монаха и священника, доктора богословия и профессора  Виттенбергского университета, куратора 11-ти близлежащих монастырей Мартина Лютера. 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений римской Церкви, в частности против продажи индульгенций, то есть грамот, дарующих освобождение от наказания за грехи. Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира 1648 года, по итогам которого религиозный фактор перестал играть важную роль в европейской политике. Помимо основной причины – желания реформировать Церковь, возвратив ей чистоту Евангельского учения, еще одной причиной Реформации являлось недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической Церкви, а также экономической узурпацией римского престола, который вставал на пути зарождающегося национального самосознания. Одним из основных последствий реформационного движения стало появление протестантизма, который получил распространение во всей Европе.

     Сам термин «протестантизм» обязан своим появлением одному знаменательному событию истории Реформации. Государственный сейм Священной Римской империи германской нации, который собрался в 1526 году в городе Шпейере, предоставил каждой из немецких земель свободу в вопросах религии до созыва Вселенского собора. Но едва миновала опасность, вынудившая пойти на эту уступку, как уже в 1529 году император Карл V созвал второй сейм для подавления реформационного движения. Император обратился к сейму, требуя отменить постановление о свободе вероисповедания, утверждая, что оно послужило поводом к многочисленным беспорядкам.
     Религиозная веротерпимость была установлена законным путем, и лютеранские княжества решили бороться против такого нарушения своих прав. Лютер, согласно Вормсскому эдикту все еще находящийся в государственной опале, не имел права присутствовать в Шпейере, но вместо него поехали его единомышленники, среди которых были богословы и князья германских земель.
     После долгих споров было предложено компромиссное решение - там, где Реформация еще не утвердилась, Вормсский эдикт оставался в силе, а «там, где народ не подчинился ему и где приведение его в действие чревато восстанием, не производить никаких реформ, не затрагивать в проповедях спорных вопросов; не препятствовать служению мессы и не разрешать католикам переходить в лютеранство». И это предложение было одобрено проримским большинством сейма.
     Депутаты от лютеран заявили: «Мир, которым наслаждается империя, - результат декрета 1526 года. Отмена этого декрета наполнит Германию волнениями и раздорами. Сейм не правомочен поступать иначе, как только поддерживать религиозную свободу, пока не будет созван собор». Тогда были призваны представители свободных городов и от них потребовали прямого ответа: согласны ли они с предложенными условиями? Вынужденные отвечать, почти половина городских депутатов присоединились к реформаторам. Тем не менее, король Фердинанд, представитель императора Карла V, объявил, что «вскоре эдикт выйдет в виде императорского указа, и им остается лишь подчиниться». Сказав это, он оставил собрание, не дав реформаторам никакой возможности для размышления или ответа.
     Поскольку их отказались выслушать, лютеранские князья решили немедленно представить свой протест на рассмотрение государственного совета. Они составили торжественную декларацию и представили ее сейму. Начиналась эта декларация такими словами: «Перед Богом, нашим Единым Творцом, Защитником, Искупителем и Спасителем, Который однажды будет судить нас, а также и перед всеми людьми и всем живущим, торжественно заявляем, что ни мы, ни наш народ не согласны ни с одним пунктом указа, который противоречит Богу, Его Святому Слову, нашей доброй совести и спасению нашей души».
     Принципы, изложенные в знаменитом протесте, составляли самую сущность протестантизма. Протест в Шпейере, явившись торжественным воззванием против религиозной нетерпимости, утверждал право всех людей служить Богу по велению своей совести. Протест был обнародован, и вся лютеранская Германия поддержала его как выражение своей веры. Так появились протестанты.
     Первоначально это название относилось только к лютеранам, подразумевая под ними тех, кто протестовал в Шпейере. Однако постепенно наименование «протестанты» утвердилось за всеми движениями, вышедшими из юрисдикции епископа Рима.

     Лютеранство сегодня представляет собой довольно неоднородную картину. Есть свои «либералы» и свои «консерваторы». Как попытка объединения лютеран и реформатов в настоящее время существует Евангелическая Церковь Германии (EKD). Это либералы. Пример консерваторов в той же Германии - Евангелическо-Лютеранская свободная Церковь (ELFK). Также некоторые лютеранские Церкви состоят в единстве кафедры и алтаря с Церковью Англии (Англиканской Церковью). Это означает единство евхаристического общения и при необходимости взаимозаменяемость священства. Например, в англиканской общине Санкт-Петербурга отсутствующего настоятеля подменяет пастор Евангелическо-Лютеранской Церкви России.
     Основными конфессиями, исповедующими кальвинистское богословие, являются пресвитерианская, реформатская и конгрегационалистская Церкви. Вместе с тем, частично кальвинистские взгляды имеют распространение и в таких христианских движениях как баптисты, методисты, пятидесятники и евангельские христиане. Отличительной чертой кальвинизма является вера в двойное предопределение Богом одних людей к спасению, других к погибели.
     Англиканская Церковь – это сообщество поместных (национальных) Церквей, признающих своим духовным лидером Архиепископа Кентерберийского и состоящих с ним в церковном общении. Исповедует совокупность доктринальных положений, иногда собирательно именуемых англиканством. Сами англикане обычно не используют термина «протестанты» для самоопределения, называя свою веру «католической». Тем не менее, в религиоведении англикане рассматриваются как одно из трёх основных направлений магистерского протестантизма наряду с лютеранством и кальвинизмом (реформатством). Магистерскими (от лат. Magistratus - городское управление, начальство) называют тех протестантов, Церкви которых стали государственными и получили признание в качестве национальной религии. Эти Церкви иначе называют Церквями Реформации.
Реформационное движение выдвинуло пять принципов, на которых необходимо строить свои отношения с Богом:
     1. Soli Deo gloria (лат.) – одному Богу слава. Этот принцип говорит о том, что человек должен почитать и поклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия - не один лишь дар Искупления Иисуса Христа на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом.
     2. Solus Christus (лат.) - только Христос. Господь Иисус Христос является единственным посредником между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него. Несмотря на отрицание других посредников между Богом и человеком, традиционное лютеранство и англиканство чтит память Святой Девы Марии и других святых.
     3. Sola gratia (лат.) – только благодать. Этот принцип говорит о том, что спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость - а не как что-то,  заслуженное грешником. Это значит что спасение - незаслуженный дар от Бога ради Иисуса Христа.
     4. Sola fide (лат.) – только вера. Прощение можно получить только верой, безотносительно добрых дел и поступков. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.
     5. Sola scriptura (лат.) – только Писание. Этот принцип утверждает верховенство Священного Писания перед всеми остальными христианскими писаниями. Никакое христианское учение, либо доктрина не должно противоречить Священному Писанию.


II

     С течением времени стали появляться новые религиозные христианские движения, которые уже не устраивало то, что проповедовали магистерские протестанты. Они хотели идти дальше. Они считали, что традиционные протестанты остановились на половине дороге и Реформация, таким образом, не была завершена. Таких движений в настоящее время существует несколько. Самые известные – это баптисты, методисты, адвентисты, пятидесятники и харизматы. Их основатели вышли из англиканских, реформатских, а потом уже и из баптистских и пятидесятнических  Церквей.
     Все эти Церкви сегодня относят к последователям "радикальной Реформации" (в отличие от "магистерской Реформации"). У "радикальных протестантов" имеются достаточно серьезные богословские разногласия с "магистерскими протестантам". А такое движение как, например, пятидесятники изначально создавалось как альтернатива протестантизму.
     В чем же основные отличия "магистерских" протестантов от "радикальных" или, как их еще иногда называют - нео(новых)протестантов?
Пожалуй, основные и главные отличия лежат в понимании таинств Крещения и Евхаристии. В то время как все магистерские протестанты (лютеране, реформаты и англикане) крестят детей, все радикальные протестанты (за исключением, пожалуй, методистов) считают, что детей крестить не надо, поскольку это бессмысленно. Такое различие обусловлено различным пониманием того, чем по сути своей является Крещение.
     Для магистерских протестантов Крещение – это то, что делает в нас Бог, действие Бога в человеке, благодать Творца, действующая через совершение таинства. Церковь лишь исполняет заповедь. Таким образом, возраст крещаемого не имеет никакого значения. Более того, чем раньше мы крестим человека, тем лучше для него, ибо он получает Божие благословение, дары Святого Духа и приступает к Церкви, которая есть Тело Христово.
     Для радикальных протестантов Крещение – это то, что совершает человек, действие человека. Тот, кто принимает крещение, в их понимании заключает с Богом некий договор, принимая на себя определенные обязательства (например, служить Богу доброй совестью). И таким образом крестить можно только людей, уже достаточно взрослых для того, чтобы они отдавали себе отчет в смысле того договора, который заключают с Богом. Дети и младенцы не могут еще осознавать этого в полном объеме, они юридически недееспособны для заключения каких бы то ни было договоров, поэтому и крестить их не имеет смысла.
     Если говорить о Евхаристии, то здесь все несколько сложнее. Относительно Причастия существуют разногласия даже между магистерскими протестантами. Так, если для лютеран и англикан Причастие – это соединенные с хлебом и вином истинные Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, которые даруют приступающему к алтарю прощение грехов и жизнь вечную, освящают тело и душу, то для реформатов – это лишь духовные Тело и Кровь Господа, вкушаемые, соответственно, тоже лишь духовно, возносясь духом к Небесному Алтарю. 
     Что касается неопротестантов, то для них Причастие – это лишь хлеб и вино,  которые символизируют Тело и Кровь Христа. Они принимаются в память о том, что совершил Господь для нашего спасения. Соответственно, простое воспоминание не может нести в себе ни прощения грехов, ни жизни вечной.
     К другим, не столь принципиальным отличиям можно отнести наличие у магистерских протестантов литургической формы богослужения, имеющей начало в древней Церкви и продолжающей традиции западного обряда. Основа богослужения - различные библейские тексты. Что в радикальном протестантизме было, по сути, отменено и заменено простым по форме собранием.  Также служители протестантских церквей носят священные облачения, традиционные для каждой из Церквей. У неопротестантов подобное обычно не практикуется.
     Традиционно лютеранские и англиканские церкви украшаются алтарными картинами, иконами и скульптурой, храмы называются в честь святых подвижников Церкви. Для радикальных протестантов все это является, как они полагают, проявлением язычества и отступлением от практики апостольской Церкви. Однако здесь нужно заметить, что сегодня многие радикальные протестанты в России, следуя моде, используют в своих собраниях те или иные литургические элементы и/или облачения, характерные для магистерского протестантизма.
     К особенностям радикального протестантизма следует отнести агрессивный миссионерский стиль, что практически отсутствует в магистерских протестантских Церквях. Магистерские протестанты, конечно, тоже занимаются миссией, но обычно не в христианских странах. В странах, где существуют традиционные христианские конфессии, активная миссия обычно не осуществляется.
     Радикальные протестанты практикуют активное миссионерство везде, даже в тех местах, где подавляющее большинство населения принадлежит к какой-либо христианской Церкви. Это их «визитная карточка», они видят смысл собственного существовании в приобщении всех людей к своей деноминации, называя это «евангелизацией» и «великим поручением», ссылаясь при этом на поручение Христа, данное апостолам. Таким образом, очевидно, что по умолчанию все другие люди, называющие себя христианами, по сути, считаются неверующими или неправильно верующими. Их надо всех научить. Чем радикальные протестанты по большей части и заняты.

     В заключение хотелось бы сказать, что протестантские Церкви (в основном лютеранские) существуют в России уже почти пять столетий. Первое упоминание  о сооружении лютеранской церкви в России относится к 1576 году, а первым пастором был лифляндец Тимман Бракель, живший в Москве в 1559 году.  Протестанты оставили заметный след в истории государства Российского. Это знаменитые ученые, художники, писатели, путешественники, промышленники и военные. Все они посвятили свою жизнь для процветания России. И современные протестанты являются не менее достойными детьми своей страны, желающими жить в мире и согласии со всеми людьми, составляющими ее население. Во славу Господа Иисуса Христа.