Enigma

Хачхарджи Константин
               
         
                «Немного истории и ты
                поймёшь,что всё не зря»
 
                "Этюды" Константин.
               
               
               Вначале была пещера и дерево, на котором сидел наш предок, держа в одной руке орудие битвы – острый камень, а в другой – кусок свежего мяса. Иногда он сползал вниз, чтобы,  сидя у  догорающего костра, спокойно доесть свой бифштекс с кровью, и, посмотрев на звёздное Небо,   подумать о вечном. Видимо тогда наш «брат», назовём его Ащимус, что с румейского жаргона – неряха (страшилище),  впервые ощутил острую необходимость зафиксировать свои подвиги, передать опыт и навыки следующим поколениям.  Возможно, он был чрезвычайно горд тем обстоятельством, что лишь обезьяноподобные владеют  нечто большим, чем все остальные «ползучие»,  ибо только они, обладая звериной хитростью и зачатками разума, могут гуртулём придавить, и съесть такого  гигантского зверя, как мамонт. Нам, естественно, трудно судить о том, что конкретно двигало этим неолитическим подвижником, но вполне вероятно предположить, что так рождались первые символы. Символы  охоты, символы добычи, символы  торжества оттого, что съел ты, а не тебя. Чуть позже в картину войдут новые сюжеты, появятся символы богов (они же – первые символы стихий – огня и воды), потом первый шаман, нарисовавшись,  наделит слепых и непонятных божеств личностными характеристиками,  и появятся, наконец, первые Таинства. Вместе с ними придут новые символы – символы и символика обрядов, символы тайных знаний, тайных обществ, охранительные знаки и символы языка общения с Высшими силами. Так родится и сформируется язык символов, а вместе с ним – и символы языка в виде знакомого нам алфавита: alfa vita. Эти символы будут крепко-накрепко связаны с прошлым, единым знаком,  передавая сложную гамму чувств и тончайшие смысловые и интонационные оттенки речи, как, к примеру, современные иероглифы. Затем случится нечто нежданное: символы утратят свою  сакральность,  и будут использоваться чисто утилитарно, как цифра, или один символ, как один  звук, набор символов назовут словом, а в музыке - аккордом.  Цифры станут интегральным исчислением бытия. Со временем,  символы будут использоваться для обозначения конкретного человека, его нрава и социальной значимости (геральдические гербы). Но тогда, в то, далёкое от нас,  время, Ащимус, разумеется, не мог даже представить себе,  во что обернутся  его первые шаги для увековечивания себя. Его первый жест был предельно прост: он, вытерев руки о шкуру саблезубого тигра,  берет заостренный камень, и начинает выбивать в неподатливой скале первые в истории человечества символы. Что до Homo sapiens-а,  - так это значительно позднее. Хотя и он на первых порах фамилии- то  не имел, что вполне понятно из-за дремучей его отсталости, но, зато, амбиции у него были аж со дня его сотворения Богом! Вот и изобрёл он всякого рода знаки и символы, дабы отличиться в группе  себе подобных:

 «…сделали они так же и щиты, горделиво изобразив на них знаки многих домов и родов, что соперничали друг с другом» (Сильмариллион).

             Вот так тщеславие, как ветры буйные, переносится из век в век.  И в наше время  цивилизованный человек, гладя мумифицированную головку неандертальца,  с умилением  восхищается мудростью своего предка, от которого по наследству перешёл к нам  ритуал почтительного преклонения перед  родовыми знаками и талисманами, коих превеликое множество. Их ещё называют тотемами. Термин "тотем" пришёл из Северной Америки, и на языке индейцев оджибве слово "ототем" означает понятие: "его род". Обычай тотемизма состоял в избрании родом какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. Этот обычай существовал у древних народов, однако и в наши дни он принят среди племен, ведущих первобытный образ жизни. У древних славян тоже были тотемы - священные животные, деревья, растения - от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии. Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга-это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами, которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов. Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись еще в древности. В произведениях Гомера, Вергилия, Плиния и других античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), шлем Ахиллеса - орёл, шлем царя Нумибии Масиниссы - пёс, шлем римского императора Каракаллы - орел. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображением отсеченной головы Медузы Горгоны. Но эти знаки использовались как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались по наследству и не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались постоянно - на монетах, медалях и печатях. Эмблемой Афин была сова, Коринфа - Пегас, Самоса - павлин, острова Родос - роза. В этом уже можно усмотреть зачатки государственной геральдики.

             Большинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые элементы геральдики, например систему печатей или штампов, которая в дальнейшем неразрывно будет связана с геральдикой. В Ассирии, Вавилонской империи и в древнем Египте печати использовались так же, как и в средневековой Европе - для удостоверения документов. Эти знаки выдавливались в глине, вырезались в камне и отпечатывались на папирусе. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры существовал "герб" шумерских государств - орёл с львиной головой. Эмблемой Египта была змея, Армении - коронованный лев, Персии - орёл. Впоследствии орёл станет гербом Рима. Гербом Византии фактически был двуглавый орёл, заимствованный позднее некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией. Древние германцы раскрашивали свои щиты в разные цвета. Римские легионеры имели на щитах эмблемы, по которым можно было определить их принадлежность к определенной когорте. Особыми изображениями украшались римские знамена – vexilla, отсюда происходит название науки о флагах - вексиллология.  Для различия легионов и когорт в войсках также использовались значки - signa - в виде различных животных - орла, вепря, льва, минотавра, коня, волчицы и других, которые носились впереди войска на длинных древках.  Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года, заключённом Санчо, инфантом Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнского. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде). Несомненные свидетельства существования геральдики появляются только после крестовых походов. Самое раннее такое свидетельство - французский эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Плантагенета (умер в 1151 году), графа Анжу и Мэна, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где на лазоревом поле предположительно четыре вздыбленных золотых льва. Граф был зятем Генриха I, короля Англии, правившего в 1100-1135 годах, который, согласно хронике, и пожаловал ему этот герб. Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии....

                Моя взрослая жизнь прошла в границах СССР, в котором было немало символов от герба страны до сочетания серпа и молота, как вечной и незыблемой связки рабочего класса и крестьянства. Тем не менее, в рамках темы мне хочется привести символику группы «Альфа», из-за глубокого уважения к мужеству и героизму именно такого склада людей. Символ можно открыть по Интернету, если есть желание рассмотреть подробности, но здесь я укажу лишь её отличительные черты: вверху эмблемы в полукруге крупно написано АНТИТЕРРОР, в центре большая, красного цвета, буква А, под ней – щит и кинжал. Первое в истории СССР профессиональное спецподразделение, - группа «А», - было создано 29 июня 1974 года приказом Председателя КГБ СССР Ю.В. Андропова. С той поры по сегодняшний день спецназ частью сил и средств, круглосуточно находится на боевом дежурстве. Первым командиром Группы был назначен Герой Советского Союза Виталий Дмитриевич Бубенин (род. 11 июня 1939), ныне генерал-майор в отставке. Первоначально подразделение насчитывало 30 человек и входило в состав службы охраны дипломатических представительств 7 управления КГБ СССР. Комплектовалось исключительно из числа сотрудников органов госбезопасности. Перед подразделением ставились задачи по пресечению актов терроризма и обезвреживанию особо опасных государственных преступников.
               
              Даже кураторы Комитета госбезопасности СССР из отдела административных органов ЦК КПСС не были осведомлены об истинном предназначении «Группы «А» – сверхсекретного подразделения Лубянки, приобретшего широкую известность под именем «Альфа» лишь после событий августа 1991 года в Москве. Для них она была всего лишь одной из структур КГБ, а многие операции, проведенные ее бойцами, и сегодня остаются тайной за семью печатями, продолжая нести гриф «Совершенно секретно» и «Особой важности». Кандидаты в бойцы «Группы «А» подбирались из сотрудников территориальных органов КГБ, прослуживших не менее трех лет в оперативном подразделении и годных по состоянию здоровья для, ... полетов в космос (если востребуется). Само собой, они должны были быть людьми эмоционально уравновешенными, оптимистично настроенными, способными сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях, хорошо переносящими перепады давления и температуры, не боящимися воды, замкнутого пространства, темноты и огня любой интенсивности... От них требовалось не просто дружить со спортом, но владеть карате,  или каким-то другим видом восточных боевых единоборств на уровне спортсмена-разрядника. Если в иностранные аналоги «Группы «А», в таких, как американская  Delta, английская SAS,  германская  GSG-9  попадал лишь один из ста кандидатов,  то в «Альфу» – один из тысячи….
 
                Тотем Тарасантов

                Тарасанты – это наша генеалогия. Моя тётушка Евдокия Константиновна ушла из жизни (не люблю слово «скончалась») в 2005-ом году, дожив до 97-летнего возраста.  Однако в 1997 году, когда ей было 89 лет, она написала мне письмо, - за что ей – мой прощальный поклон, - в котором оставила свои воспоминания о родовых корнях. Так вот, деревенька Бугас, что посредине автотрассы между Донецком и Мариуполем, откуда мы все пошли и есть, была основана в 1802 году эллинами-выходцами из соседнего села с названием «Каракуба». Среди этих отцов-основателей был некто бездетный Филипп. Однажды, иду по строке тёти Дуси, этому Филиппу на ярмарке встретился  мальчик, лет 12-ти, попрошайка. Филипп дал мальчугану копеечку и, поговорив с ним, узнал, что он круглый сирота и зовут его Тарасик (видать, украинец). Обрадовавшись таким нежданным знакомством, Филипп предложил Тарасику пойти с ним, и заодно пообещал  усыновить его. Будучи уже взрослым, Тарас женится на местной молодой гречанке. И родили они семеро мальчиков. В селе был обычай, он и сейчас бытует, чтобы легко распознавать детей, впереди имени отпрыска  ставили имя отца: «Во имя Отца и Сына…..»

              Так и пошло: Тарас Филиппис (самый старший), Тарас Ёрис, Тарас Дударис, Тарас Гургорис, Тарас Иванис, Тарас Василис и Тарас Ифтымис (Ефим), - самый младший, он же – мой прямой прадед. Вот же, всё очень просто: в целом семя – Тарасанты! Теперь скажите мне, ну, как не последовать такому обычаю, столь роскошно обросшему корнями древними? Мы ведь тоже, как видите, не лыком шиты! Вот, руководствуясь этими соображениями, и мне, ничтоже сумняшеся, задумалось придумать герб для своего рода, - рода Тарасантов. С чего же начать? Значит так, тотем, или герб рода, семьи, если хотите, должен выражать, как я понимаю, самую суть отличительных признаков, отчётливых характеристик генетических корней. К примеру, как поступает художник, рисуя те или иные событийные сюжеты. Посмотришь на картину, и сразу видишь черты времени, вникаешь в замысел художника, и сам становишься, как  бы  участником изображаемого действа. Это уже магия искусства. Если не верите мне, то отыщите в Интернете картину "Запорожцы пишут письмо Турецкому султану", нарисованную Ильёй Репиным в период 1880-1891 годы.  Что скажете? Ведь сразу видно по лицам, что казаки пишут турецкому султану нечто смешное, с сарказмом, каждый запорожец, смеясь, подсказывает писарю свою вставку, рукой показывая в сторону вражеского стана:

    -Свыняча морда, кобыляча срака, ризныцька собака, нэкрэщенный лоб, мать твою в'йоб!

                Моего тут ничего нет, это исторический документ. Вот я и подумал, прежде, чем сотворить свой тотем, надобно, наверное, прикинуть: а что конкретно характерно для нашего рода? На первое место я ставлю его интернациональный дух. В нашем роду есть и украинцы, и русские, и еврейки (мои жёны), и полячка (бабушка Анечки Хачхарджи, живёт в Мариуполе, ей сейчас 37 лет), а с точки зрения религий видим  две ветви: христианство, символом которого является Крест и иудаизм, символом которого является  шестиконечная звезда Давида. Ещё разместим в  гербе  дерево, так как,  согласно гороскопу друидов, каждому человеку со дня его рождения даётся дерево, которое по своим качествам, равно, как и недостаткам, соответствует его  субстанции. Над деревом - кусок неба в виде серо-дымчатого облачка, ибо  для человека небо -  понятие интегральное: ведь все мы под небом ходим. Под облачком (в центре)надобно бы подвесить ещё и  колокол, так как он есть глаc небес. Вот и всё, кажется, получилось.

             Тогда тотем Тарасантов  представим в виде квадрата, в котором знаки, начиная с верха, размещаются следующим образом:

 1.На самом верху – небо в виде, серо-дымчатого облачка.
               
 2.Крест, как символ христианства, с левого края облачка -(знак +).
               
 3.Звезда Давида, как символ иудаизма, с правого края облачка -  (знак *).

 4.Колокол, как символ связи человека с небом (как глас небес) от центра облачка- (знак b).

 5.Зелёное деревцо в центре герба, как символ человека,  согласно гороскопу

 Друидов.   
                И к ассоциациям.

           Человек, в общем смысле, по своей природе - великий выдумщик, потому и столь много разного рода суеверий и тотемов. Так, например, чуваши присягали, отрезав кусок хлеба и обильно посолив, стоя на коленях, с ножа съедали его. До сих пор когда ребенок делает первые шаги, то мать или бабушка проводит по земле ножом у него между ног, как бы перерезая путы. У евреев обоюдоострый нож "измаил" участвовал в обряде обрезания. Исторически его роль выполнял острый каменный нож (Исх.4:25). Нож активно участвовал и в ритуале приготовления хлеба. Или вот такая сакральная надпись на кинжале русского воина: "Душу - Богу, жизнь - царю, а честь - никому".

Oy, wey iz mir!