Любите ли вы сады?
Любите ли вы сады?
(Я знаю ответ, это я так, разминаюсь для храбрости).
Давайте договоримся, что садом мы здесь будем называть то пространство, что сформировано из растущих растений. Причем не только с любовью (ибо тогда это будут наши все огороды), а еще и с талантом.
И вот теперь я еще раз спрошу:
любите ли вы сады так, как люблю их я?
Испытываете ли вы тот восторг, немыслимый и поглощающий, который распирает меня, когда я попадаю в сад, талантливо придуманный и тщательно выполненный, за которым с любовью ухаживают много лет?
«Ну, загнула,- скажете вы, - где ж такой взять-то?»
А я вам отвечу: «А там же, где берут и архитектуру, которую называют застывшей музыкой»!
Я, например, «взяла» их из своей юности, когда училась не только среди ансамблей Ленинграда, (тогда этот город так назывался) но и среди парков Павловска, Петергофа, Пушкина, Гатчины, Ораниенбаума. В выше указанном термине – это тоже сады, только разросшиеся до огромных размеров.
И перефразируя слова Гёте, я бы сказала, что сады - это живая музыка.
Это музыка, которая «слышится» всеми нам данными органами чувств.
По полноте восприятия искусство сада я бы сравнила только с ресторанным искусством, где тоже наслаждение получают всем, что дано человеку.
(И здесь, конечно, тоже должно быть условие, что ресторан это не обязательно то, где занимаются пьянством и чревоугодием – это может быть что-нибудь типа - храм пищи).
Вот читаю в дневниках молодого Толстого (ему тогда было 28 лет): «Сидя в маленьком садике, и всё глядя и глядя на эти берега, я чувствовал, как красота через глаза вливается мне в душу».
И думаю: в саду само счастье вливается в душу.
Сад делается из того, из чего сделан и человек.
Мы все состоим из того, что было кода-то растением. И еще - водой, солнечным светом и воздухом.
По-моему, по использованию материалов искусство сада – одно из первичных искусств.
Первичнее, может быть, только танец и пение, которые вообще не нуждаются в дополнительных материалах. Но и эти искусства не исключают себя из искусства сада. (Конечно, если это именно искусства. Суррогаты сад, как и дикая природа – отвергает).
Мне кажется, красота сада входит в нас легче, чем любая другая.
Просто у нас нет возможности видеть ее в полной мере. Мы делаем мало садов. Мы много их уничтожаем еще на корню. Но мы все же можем сравнить прелесть сада с красотой природы. Она пока у нас есть.
Хотя дикая природа меньше любит человека. Мне так кажется, Хотя Пушкин еще резче сказал: «…и равнодушная природа красою вечною сиять…»
По-моему, природа настороженно следит за человеком и далеко не каждому открывается. Она - как дикий зверёк. Надо сначала заслужить ее доверие, чтобы она тебя приняла и показала себя во всей красе. И люди, которые общаются плотно с дикой природой, это знают.
Сад сделан человеком. И ему за это благодарен. И поэтому любит человека, как доверчивая собака, которая видела от людей только хорошее. Он радуется вам сразу же, как только вы в нем появились.
И я это иногда испытываю на наших объектах. Вот и ошибок наделали, и недостатки вижу. Но пока я нахожусь внутри того, что в результате наших затей и усилий растет, цветет, чудно пахнет, качается под ветром, блестит от дождя, радуется солнцу, – я чувствую себя счастливой. И я вижу, что с другими – то же самое происходит.
Здания создаются для разных целей. Сады – только для счастья.
И мне кажется, что из всего, что придумал в пространстве натворить человек, сады – самое лучшее. А может и не человек это придумал. Ведь если отнестись с уважением к Библии, то Бог сотворил сад и поселил в нем человека.
И может быть, любой сад – это маленький рай.
И тогда получается, что с сада все началось, садом всё и закончится.
2007г. Англия – Марокко – Россия.
© Copyright:
Ольга Гуцол, 2011
Свидетельство о публикации №211072600329