Любите ли вы сады?

Ольга Гуцол
   
     Любите ли вы сады?
    (Я знаю ответ, это я так, разминаюсь для храбрости).
      Давайте договоримся, что садом мы здесь будем называть то пространство, что сформировано из растущих растений. Причем  не только с любовью (ибо  тогда это будут наши все огороды), а еще и с  талантом.
     И вот теперь я еще раз спрошу:
   любите ли вы сады  так, как люблю их я? 
    Испытываете ли вы тот восторг, немыслимый и поглощающий,  который распирает меня, когда я попадаю в сад, талантливо  придуманный и тщательно выполненный, за которым с любовью ухаживают  много лет?
   «Ну,  загнула,- скажете вы, - где ж такой взять-то?»
   А я вам отвечу: «А там же, где берут и архитектуру, которую называют застывшей музыкой»!
    Я, например, «взяла» их из своей юности, когда училась не только среди ансамблей Ленинграда, (тогда этот город так назывался) но и среди парков Павловска, Петергофа, Пушкина, Гатчины, Ораниенбаума.  В выше  указанном  термине – это тоже сады, только разросшиеся до огромных размеров.
    И перефразируя слова Гёте, я бы сказала, что сады - это живая музыка.
   Это музыка, которая «слышится» всеми нам данными органами чувств.
     По полноте восприятия искусство сада  я бы сравнила только с ресторанным искусством, где тоже наслаждение получают всем, что дано человеку.
  (И здесь, конечно, тоже должно быть условие, что ресторан это не обязательно то, где занимаются пьянством  и чревоугодием – это может быть что-нибудь типа - храм пищи).
    Вот читаю в  дневниках молодого Толстого (ему тогда было 28 лет):   «Сидя в маленьком садике, и всё глядя и глядя на эти берега, я чувствовал, как красота через глаза вливается мне в душу».
 И думаю:      в саду само счастье вливается в душу.
        Сад делается из того, из чего сделан и человек.
   Мы все состоим из того, что было кода-то растением. И еще -  водой, солнечным светом и воздухом. 
По-моему,    по использованию материалов  искусство сада – одно из первичных искусств.
Первичнее, может быть,  только танец и пение,  которые вообще не нуждаются в дополнительных материалах. Но и эти искусства не исключают себя из искусства сада. (Конечно,  если это именно искусства. Суррогаты сад,  как и дикая природа – отвергает).
      Мне кажется,  красота сада входит в нас легче, чем любая другая.
      Просто у нас нет возможности видеть ее в полной мере.  Мы делаем мало  садов. Мы много их уничтожаем еще на корню.  Но мы все же можем сравнить прелесть сада с  красотой природы. Она пока у нас есть.
      Хотя дикая природа меньше любит человека.  Мне так кажется, Хотя Пушкин еще резче сказал: «…и равнодушная природа красою вечною сиять…»
    По-моему,  природа  настороженно следит за человеком и далеко не каждому открывается. Она - как дикий зверёк. Надо сначала заслужить ее доверие, чтобы она тебя приняла и показала себя во всей красе.  И люди, которые общаются плотно с дикой природой, это знают. 
     Сад  сделан человеком. И  ему за это благодарен. И поэтому любит человека,  как доверчивая собака, которая видела от людей только хорошее.  Он радуется вам сразу же, как только вы в нем появились.
     И я это иногда испытываю на наших объектах. Вот и ошибок наделали, и недостатки вижу. Но пока я  нахожусь  внутри того, что в результате наших затей и усилий растет, цветет, чудно пахнет, качается под ветром, блестит от дождя, радуется солнцу, – я чувствую себя  счастливой. И я вижу, что с другими – то же самое происходит.
     Здания создаются для разных целей. Сады – только для счастья.
       И мне кажется, что из всего, что придумал в пространстве натворить человек, сады –  самое лучшее. А может и не человек это придумал.  Ведь если отнестись с уважением к  Библии, то  Бог сотворил сад и поселил в нем человека.
И  может быть,   любой  сад – это маленький рай.
  И тогда получается, что с  сада все началось,  садом всё и закончится.

 
2007г. Англия – Марокко – Россия.