1118 Орден Кавалерский Святыни или Тамплееров

Александр Руденский
№ 3            ОРДЕН КАВАЛЕРСКИЙ СВЯТЫНИ ИЛИ ТАМПЛЕЕРОВ   
               
     Тамплиеры (фр. templiers  от  «temple» — храм,  «храмовники») или
     Рыцари Христа и Храма Соломона (лат. Templique Solomonici) —
     духовно-рыцарский  орден, основанный в Святой земле в  1119  году
     небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого
                крестового похода

                (Печать рыцарского Ордена Тамплееров)*
               
      В годы, последовавшие за взятием Иерусалима в 1099 г., многие из               
  участников первого крестового похода вернулись на Запад или погибли, а
  созданные ими на Востоке новые государства крестоносцев не имели достаточного
  количества войска и умелых полководцев, способных должным образом защищать
  границы новых государств. В результате паломники, каждый год являвшиеся на
  поклон к палестинским святыням, часто подвергались нападениям грабителей, или
  иноверцев, а крестоносцы были не способны обеспечить им должную охрану. 
 
    Приблизительно в 1119 г., французский дворянин Гуго де Пейн, собрал восемь
  своих родственников-рыцарей, включая Годфруа де Сент-Омера, и учредил орден,
  поставив себе цель защитить пилигримов в их паломничествах по святым местам
  на Ближнем Востоке.

    Прибыв в Иерусалим Они явились к Патриарху Иерусалима Стефану и дали ему
  обычный тройной Обет каноников: скромности, чистоты и послушания.
  И четвертый дополнительный - защищать паломников.
   
    Свой орден они назвали «Нищие рыцари». О деятельности ордена, как и вообще
  об ордене мало кто знал вплоть до Собора в Труа в 1128 г., на котором орден
  был признан официально, а священнику святому Бернару Клервоскому поручили
  разработать его Устав, в который были бы сведены основные законы ордена. 

    Средневековый историк Вильгельм, архиепископ Тирский, канцлер Иерусалимского
  королевства, один из крупнейших историков в средние века, в своём труде
  рассказывает процесс создания ордена:

    «В том же году несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и
  богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда
  отказаться от своих владений и, предав себя в руки верховного владыки церкви,
  стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми
  были Гуго де Пейн и Год фру а де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока   
  ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во
  дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там
  храма на определенных условиях уступили часть обнесенного стеной двора для
  нужд нового ордена. Более того, король Иерусалимский Болдуин II, его   
  приближенные и патриарх со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, 
  выделив ему некоторые из своих земельных владений — одни пожизненно, другие во
  временное пользование — благодаря чему члены ордена могли бы получать средства
  к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов
  и под руководством патриарха „защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников
  от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности“

    В самом начале своей деятельности ордену предписывалось только охранять 
  паломников и первые рыцари ордена образовывали нечто вроде братства мирян.   
  Орден составлял группу рыцарей на службе храма Гроба Господня.

    Правитель Иерусалимского королевства Болдуин II выделил на юго-восточном   
  крыле иерусалимского храма, в мечети Ала Акса место под штаб-квартиру.
  А Бернар Клервоский, разработавший Указ ордена рыцарей храма стал и патроном
  ордена.

     Первое время Они были так бедны, что садились вдвоем на одного коня.
  Так описывают их некоторые хроники. Этот образ был перенесен на их печать, где
  изображался их герб с изображением двух всадников на одном коне.
  Жили они собирая милостыню. Постепенно они сыскали огромную любовь и уважение
  среди народа. Их монастырь своей полезностью стал известен и в Европе. По их   
  подобию начали создаваться и другие Ордена. Созданный частным товариществом,
  они управлялись по правилам признанным этим товариществом. Бывший во главе их   
  Гуго де Пейн выделялся сильной благочестивостью и храбростью. Понимая, что без
  санкции Папы, они не смогут занять определенное положение, он обратился в Рим и
  добился, что Папа Гонорий-II вызвал из на Августобонский Собор в Труа во
  Францию. Их начали именовать "Нищие Рыцари Святыни", или еще "убогими братьями ".
     При этом им официально утвердили Статут святого Бернарда. Кавалерам, давшим
  Обет, было предписано ношение короткого белого платья, с таким же плащом.
  Женатые Кавалеры должны были носить черный или серый плащ и такие же одежды.

     Красный Крест они начали носить только с 1146 года по предписанию Папы
  Евгения-III

    Тамплиеры, присутствовавшие на Соборе в Труа, развернули во Франции и Англии
  активную и успешную кампанию по вербовке в орден, для чего большая их часть,   
  следуя примеру Годфруа де Сент-Омера, отправилась на родину. Гуго де Пейн
  посетил Шампань, Анжу, Нормандию и Фландрию, а также Англию и Шотландию.

    Английский Король Генрих -1 принял его очень доброжелательно. В Англии Он
  собрал значительные средства для христиан в Иерусалиме. Вскоре для Ордена в
  Лондоне был построен монастырь.

    Помимо множества неофитов, орден получил щедрые пожертвования в виде
  земельных владений, что обеспечило ему стойкое экономическое положение на
  Западе, особенно во Франции, и подтвердило его первоначальную „национальную“
  принадлежность — орден считался французским. Однако очень скоро идея   
  присоединения к этому духовно-рыцарскому ордену захватила также и Лангедок,
  и Пиренейский полуостров, где близость враждебно настроенных мусульман
  заставляла местное население возлагать надежды по защите на крестоносцев.
  Каждый дворянин, вступавший в орден давал обет нищеты, а его имущество
                считалось собственностью всего ордена.

    9 марта 1139 года папа Иннокентий-II издал буллу, названную им Omne Datum
  Optimum, в которой говорилось, любой тамплиер мог пересекать свободно любую
  границу, освобождался от налогов, и не подчинялся никому, кроме самого папы
  римского.
               
                ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

     Во время неудачного 2-го  Крестового похода, когда многие французские и   
  немецкие рыцари разуверились в своих силах, Орден смог доказать, не только
  смелость своих рыцарей и мастерство, но и превосходство над другими
  крестоносцами. Это еще раз сработало на его популярность и авторитет.
  И надежда на помощь рыцарей этого Ордена только укреплялась, а с ней и
              увеличивались дары которые Орден получал.

     В 1159 году орден получил большие дары в Англии и Папа утвердил эти    
                приобретения своей буллой.
     В 1161 году Орден получил земли в Сициии от Короля Роджера.
     В 1170 году Ордену был отдан дом в Брунсвике.
     В 1172 году Папа Александр-III силой своей бкллы разрешил Ордену
     иметь собственное духовенство. Одежда духовных членов Ордена отличалась
     тем, что она спереди была закрытая. Каждый из духовных Кавалеров должен был
     дать письменное обязательство, что не оставит Орден, будет вести
     благочестивый образ жизни и будет абсолютно послушным Великому Магистру.
 
     Также Ордену было разрешено в своих монастырях устанавливать
               оратории и в них хоронить умерших братьев.

    Сильный, окрепший Орден нередко вызывал зависть у других своих собратьев. 
    Иногда имели место вооруженные стычки между Орденом и Ионитами на
                территории  Иерусалимского королевства.
 
                * * *   

                ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

     Одним из важных занятий Ордена были финансы. Но что представляли они собой в
   то время, по словам Марка Блока, «деньги мало циркулировали». Они были не
   реальными монетами, но переводными, счётными. Лишь в самом конце XIII века
   французские легисты с трудом стали различать её (монеты) действительную
   стоимость (вес в золоте) и натуральную, тоесть её трансформацию в денежный
   знак, инструмент обмена», — писал Жак Ле Гофф. Величина ливра изменялась с
   489,5г. золота (время Каролингов) до 89,85г. в 1266 г., и до 72,76г. в 1318 г.

     Чеканка золотых монет возобновилась с середины XIII века: флорин 1252 г
   (3,537 г.); экю Людовика IX; венецианский дукат 1284. В реальности, по словам
   Ж. Ле Гоффа, чеканили серебро: грош Венеции (1203), Флоренции (ок. 1235),
   Франции (ок. 1235). Денежные отношения, таким образом, носят весовой характер
   — что их несколько затрудняет. Попытки же оценить какую-либо степень богатства
   могут привести к неадекватным результатам. Можно, к примеру, оценивать по
   уровню 1100 года — когда ливр колебался в пределах 367—498 г,  а можно по
   уровню 1318 — ливр 72,76 г. Таким образом, автор какой-либо работы может,
   оперируя данными, получить нужный ему результат — об огромной величине
   богатства тамплиеров, например. Нужно заметить — ввиду большого риска
   финансовыми операциями зарабатывали только определённые лица и конгрегации.
   Ростовщичеством занимались обычно итальянцы и иудеи. Конкуренцию им составляли
   аббатства, которые обычно давали деньги под залог «земли и плодов с неё».

     Целью кредита обычно было паломничество в Иерусалим, сроком — возвращение
   оттуда. Величина кредита был равна 2/3 суммы залога. Значительно более солидно
   выглядел на этом поле финансовой деятельности Орден Тамплиеров. У него был
   особый статус — не только светской организации, но и духовной; следовательно,   
   нападения на помещения Ордена рассматривались как святотатство. Кроме того,
   тамплиеры получили позже у папы право заниматься финансовыми операциями,
   благодаря чему вели свою деятельность открыто. Другим конгрегациям приходилось
   прибегать ко всякого рода ухищрениям (например, давать деньги в рост иудеям).

     Именно тамплиеры являются изобретателями чеков, причём, если сумма вклада
   исчерпывалась, то её можно было увеличить с последующим восполнением
   родственниками. Дважды в год чеки посылали в комтурию выпуска для
   окончательных подсчетов. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика.
   За операции с чеками Орден брал небольшой налог. Наличие чеков освобождало
   людей от необходимости перемещений драгоценных металлов (игравших роль
   денег), теперь можно было отправляться в паломничество с небольшим кусочком
   кожи и в любой комтурии тамплиеров получить полновесную монету.

     Таким образом, денежная собственность владельца чека стала недоступной для
   разбойников, число которых в Средневековье было достаточно велико. У Ордена
   можно было взять ссуду под 10%.
 
      Для сравнения:
   кредитно-ссудные кассы и иудеи  давали ссуды под 40%. Но со времён крестовых
   походов папы освободили крестоносцев от «еврейских долгов», тамплиерам же
   отдавали в любом случае. По мнению Стюварда, «самым длительным занятием
   тамплиеров, их вкладом в разрушение монополии Церкви на ростовщичество, было
   занятие экономикой. Ни одно средневековое учреждение не сделало большего для
   развития капитализма». Орден обладал огромными земельными владениями:
    в середине XIII века около 9000 мануариев;
    к 1307 г около 10500 мануариев.
   Мануарием в Средние Века называли земельный участок размером 100—200 га,
   доход с которого позволял вооружить рыцаря. Тем не менее, следует отметить,
   что земельные владения Ордена Св. Иоанна более, чем в два раза превосходили
   по территории владения Ордена Храма. Постепенно тамплиеры становятся
   крупнейшими кредиторами Европы. В числе их должников все — от крестьян до
   королей и пап. Банковское дело у них настолько было развито, что Филипп II
   Август доверил казначею Ордена исполнение функций министра финансов.
   «В течение 25 лет королевская казна управлялась казначеем Ордена Гаймаром,
   потом Жаном де Милли». При Людовике IX Святом королевская казна находилась
   в Тампле. При преемнике Людовика она продолжала там оставаться и почти слилась
   с кассой Ордена. «Главный казначей Ордена стал главным казначеем Франции и
   сосредоточил финансовое управление страной», — пишет Лозинский. Не только   
   французские короли доверяли свою государственную казну тамплиерам, ещё на 100
   лет раньше один из ключей от иерусалимской казны хранился у них.

     Рыцарям Храма были знакомы бухгалтерский учёт и принцип двойной записи,
   чековые расчеты и сложные проценты; во всём христианском мире не было более
   опытных и честных экономистов.

     Орден вёл активные строительные работы. На Востоке они по большей части
   заключались в возведении замков и мощении дорог. На Западе — дороги, церкви,
   соборы, замки. В Палестине тамплиерам принадлежало 18 важных замков, например,
   Тортоза, Фев, Торон, Кастель-Пелегринум, Сафет, Гастин и другие.

      За срок менее ста лет Орден построил в Европе «80 соборов и 70 храмов
   поменьше», — говорит Ж. Майе.

     Отдельно следует выделить такой вид деятельности тамплиеров, как
   строительство дорог. В то время плохая сеть дорог, множественность
   «таможенных постов» — сборов и пошлин, взимаемых каждым мелким феодалом у
   каждого моста и пункта обязательного проезда, не считая разбойников и
   пиратов, затрудняли возможность передвижения. К тому же качество этих дорог
   было, по мнению С. Г. Лозинского, очень низким. Свои дороги тамплиеры
   охраняли и на их перекрёстках строили комтурии, где можно было остановиться
   на ночлег. Люди были защищены на дорогах Ордена.

     Очень важно, что за проезд по этим дорогам не взималась таможенная
            пошлина — явление, исключительное для Средневековья.

       Значительной была благотворительная деятельность тамплиеров.
   Устав предписывал им трижды в неделю кормить бедных в своих домах. Кроме нищих
   во дворе, четверо ели за столом. Г. Ли пишет, что когда во время голода в
   Мостере цена меры пшеницы поднялась с 3 до 33 су, тамплиеры кормили 1000
   человек ежедневно.

      В 1291 году Акка пала, и  разные Одена перенесли свои резиденции на Кипр. 
   Задолго до этого события тамплиеры, используя свои накопления и огромные
   связи, стали крупнейшими банкирами Европы, так что военная сторона их 
   деятельности отошла на второй план.

     Особенно велико было влияние тамплиеров в Испании, Франции и Англии.
   Орден сложился в жесткую иерархическую структуру с великим магистром во главе.
   Они распределялись по четырём разрядам — рыцарей, капелланов, оруженосцев и
   слуг. По оценкам, во времена наибольшего могущества в ордене насчитывалось
   около 20 000 членов — рыцарей и сервентов.

     Благодаря прочной сети командорств — в XIII веке их насчитывалось
   пять тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями, — покрывающей почти
   целиком Европу и Ближний Восток, тамплиеры могли обеспечивать под небольшие
   ссудные проценты не только охрану вверенных им ценностей, но и их перевозку
   из одного места в другое, от заимодавца к заёмщику или от
                погибшего паломника к его наследникам.

     Финансовая деятельность и непомерные богатства ордена вызывали зависть и
   вражду сильных мира сего, особенно французского короля Филиппа IV Красивого,
   который опасался усиления тамплиеров и, испытывая постоянную нехватку денег
   (он сам был крупным должником ордена), жаждал прибрать к рукам их имущество.
   Особые привилегии ордена (подсудность лишь папской курии, изъятие из-под
   юрисдикции местных феодалов, освобождение от уплаты церковных налогов и др.)
       вызывали недоброжелательство к нему со стороны церковного клира.
               
                *  *  *  *  *

                УНИЧТОЖЕНИЕ ОРДЕНА

                ЗАКАТ ОРДЕНА И ЕГО РОСПУСК
 
                СУД - ЛНГЕНДА О ПРОКЛЯТИИ

     Согласно Готфриду Парижскому, Жак де Моле, взойдя на костер, вызвал на         
   Божий Суд Филиппа IV, Ногаре и Климента V. Вроде бы сломленный морально и
   физически великий магистр неожиданно громким, громовым голосом, так, чтобы
   слышал народ, произносит:
   — "Справедливость требует, чтобы в этот ужасный день, в последние минуты моей
      жизни я разоблачил всю низость лжи и дал восторжествовать истине. Итак,
      заявляю перед лицом Земли и Неба, утверждаю, хотя и к вечному моему стыду:
      я действительно совершил величайшее преступление, но заключается оно в том,
      что я признал себя виновным в злодеяниях, которые с таким вероломством
      приписывают нашему ордену. Я говорю, и говорить это вынуждает меня истина:
      орден невиновен; если я и утверждал обратное, то только для прекращения
      чрезмерных страданий, вызванных пыткой, и умилостивления тех, кто заставлял 
      меня все это терпеть. Я знаю, каким мучениям подвергли рыцарей, имевших
      мужество отказаться от своих признаний, но ужасное зрелище, которое мы
      сейчас видим, не может заставить меня подтвердить новой ложью старую ложь.   
      Жизнь, предлагаемая мне на этих условиях, столь жалка, что я добровольно
      отказываюсь от сделки…"

     Очевидно, практика вызова на Божий Суд связана с верой в высшую
  справедливость, перед лицом которой виновные отвечают жизнью. На Божий Суд
  вызывали в предсмертном состоянии — это было последние желание умирающего.
  Согласно средневековым представлениям, последняя воля, последнее желание
  умирающего выполняется. Такая точка зрения не является характерной только для
  Средневековья. Взгляд этот мы можем встретить в разные периоды истории
  человечества в разных странах. Отголоски такого рода представлений практически
  дошли до Нового времени — последнее желание перед гильотиной например, или
  современная практика завещания — весь смысл которого и заключается в точном
  исполнении воли покойного. Таким образом, Божий Суд из испытаний раскаленным
  железом, кипящей водой и судебных поединков в XIV веке превратился в
  рассмотрение дела перед лицом Бога, где истец — покойник, а ответчики — живы.

    Практика такого рода судов была достаточно обычной и Г. Ли приводит несколько
  примеров вызовов на Божий Суд. Нет ничего необычного, таким образом, в вызове
  великим магистром своих виновников на Божий Суд. Постепенно практика таких
  судов была забыта, и сознание недобросовестных историков создало легенду о
  проклятии тамплиеров. Эта легенда была широко раздута и послужила одним из
  оснований для приписыванию Ордену различных магических практик.
 
    Задыхаясь в языках пламени, Жак де Моле предал анафеме папу, короля, Ногаре и   
  все их потомство на вечные времена, предрекая, что оно будет унесено великим
  смерчем и развеяно по ветру. Здесь-то и начинается самое загадочное.
 
    Через две недели от кровавого поноса в ужасных судорогах скончался папа
  Климент V. Почти сразу же за ним умирает верный соратник короля де Ногаре.            
  В ноябре того же года якобы от инсульта скончался абсолютно здоровый Филипп
  Красивый.

    Судьбу Филиппа разделили и три его сына, которых в народе окрестили
  «проклятыми королями». На протяжении 14 лет (1314—1328 гг.) они погибли один
  за другим при загадочных обстоятельствах, не оставив потомства. Со смертью
  Карла IV, последнего из них, династия Капетингов прервалась. Как ни странно,
  но и это еще далеко не все. Уже на первых представителей новой династии Валуа,
  родственной Капетингам, посыпались неслыханные бедствия. Началась широко
  известная Столетняя война (1337—1453 гг.). В ходе этой войны один из Валуа,
  Иоанн Добрый, умер в плену у англичан, другой, Карл VI, сошел с ума. Валуа,
  как и Капетинги, кончили полным вырождением, при этом все последние
  представители династии погибли насильственной смертью:
  Генрих II (1547—1559) убит на турнире;
  Франциск II (1559—1560) умер от усердного лечения;
  Карл IX (1560—1574) отравлен;
  Генрих III (1574—1589) зарезан фанатиком.

     И Бурбоны, сменившие Валуа в конце XVI века, продолжали испытывать на себе 
  проклятие Жака де Моле: основатель династии Генрих IV пал от ножа убийцы,
  последний ее представитель при «старом порядке» Людовик XVI погиб на эшафоте
  в ходе революции. Любопытная деталь: перед казнью этот король был заточен в
  Тампльской башне, некогда бывшей твердыней тамплиеров. По словам современников,
  после того, как короля обезглавили на эшафоте, какой-то мужчина прыгнул на
  помост, окунул руку в кровь мертвого монарха и показал ее толпе, громко
  крикнув:
                — Жак де Моле, ты отмщен!

    Не меньшие бедствия постигли и «проклятых» пап. Едва кончилось «авиньонское
  пленение», — началась «схизма»: двое, а то и трое пап, избранных одновременно,
  в течение почти всего XV века предавали анафеме друг друга. Не успела
  закончиться «схизма», началась Реформация: сначала Ян Гус, потом Лютер,
  Цвингли и Кальвин свели на «нет» влияние «апостольских наместников» в
  центральной Европе, а Великая Революция 1789—1799 годов вырвала из-под
  власти пап и Францию.

    Следует отметить, что еще на заре своей деятельности орден в глазах
  современников виделся, как некий мистический институт. Рыцарей Храма
  подозревали в волшебстве, колдовстве и алхимии. Считалось, что тамплиеры
  связаны с темными силами.

     В 1208 году папа Иннокентий III призывал храмовников к порядку по причине
  их «нехристианских действ» и «заклинания духов». Кроме того, легенды
  утверждают, что тамплиеры были весьма искусны в изготовлении сильнодействующих
  ядов.

     Тамплиеры были истреблены лишь во Франции. Английский король Эдуард II
  отправил рыцарей Храма в монастыри, чтобы они искупили свои грехи. Шотландия
  даже предоставила убежище тамплиерам из Англии и, возможно, Франции.
  Германские храмовники после роспуска ордена перешли в состав Тевтонского
  ордена. В Португалии рыцари Храма были оправданы судом и в 1318 году лишь 
  изменили свое название, став рыцарями Христа. Под таким названием орден
  сохранился до XVI века.

     Корабли ордена плавали под восьмиконечными тамплиерскими крестами.
          Под этими же флагами плавал в Индию Васко да Гама.

                прдолжение следует