Агнаты и когнаты Охота на слова

Александр Ерошкин
Вспомним сказку немецких братьев Гримм «Бременские музыканты». В ней подняты важнейшие проблемы не только для Германии, но и для всей Западной Европы, одна из них – избавление деревни от лишних ртов. Осёл всю жизнь таскал мешки с мукой, работал на мельника, а когда стал стар, хозяин задумал выгнать его, чтобы не кормить. Осёл не стал дожидаться и ушел сам.

Законы, существовавшие тогда в мире, позволяли хозяевам изгонять (в немецком языке есть слово wegzugehen «выгнать, отправить в путь, выпроводить»), выпроваживать ставших ненужными работников, чтобы даром не кормить, чтобы не заботиться об их старости. В русской деревне такие вопросы решала община, патриархальная русская семья заботилась о стариках и немощных, но в ХIX веке и в русской деревне начались те же процессы, что и в Европе, и этому резко мешала сельская община. За сохранение общины горой стоял Лев Толстой, а за ее разрушение – «прогрессивный» Петр Столыпин и организатор революционной партии и государственного переворота Владимир Ленин. Последний нападал на идеологию Толстого, называя ее мракобесной. Вообще Россия держалась за счет сельской общины. А на Западе общин на селе не было, там были хозяева и наемные работники. А это, согласитесь, иной тип отношений.

Когда осёл сбежал от хозяина, то встретил охотничью собаку, такую же бездомную, как и он сам. Когда та стала стара, охотник решил ее пристрелить, чтобы не кормить. Теперь они вдвоем пошли в город Бремен, чтобы стать музыкантами. Когда встретили кота, тот рассказал им свою историю. Он стал стар, зубы его выпали или затупились, мышей ловить он не может, он бы охотнее лежал за печкой и мурлыкал для хозяйских детей, но хозяева попрекают его каждым куском хлеба и грозятся сдать на живодерню, чтобы хоть со шкуры его получить какую-то пользу.

Итак, сказка – ложь. Согласен.  Да в ней намек… Мы узнаем о массовом обнищании деревни и о стремлении хозяев, больших и малых, избавиться от лишних ртов. Кого-то выгоняют, кто-то сам уходит. Освободившиеся устремляются в город, поскольку только там еще можно найти применение своим рукам и способностям.

Братья Вильгельм (1786-1859) и Яков (1785-1863) Гримм жили на переломе двух веков: в конце XVIII – в первой половине XIX. А это относительно недавнее время, когда такая практика в качестве государственной политики вряд ли применялась, скорее она сохранялась как отголосок более далекого прошлого, как сложившаяся традиция. Но обнищание деревни и в это время продолжалось.
 
Ситуация характерна не только для Германии. Еще раньше, чем  братья Гримм, этой темы коснулся французский сказочник Шарль Перро (1628-1703) в сказке «Кот в сапогах». Помните? Умер крестьянин, и его наследство делят между тремя братьями. Недвижимость – дом, мельница и земля под ними – досталась старшему сыну; скот – один осёл – среднему, а младшему остался только кот, и младший брат вместе с котом вынужден был покинуть родной дом и отправиться на поиски лучшей доли. Почему так произошло? Почему нельзя было все наследство разделить поровну? Нельзя. Потому что вышел закон, или указ, запрещающий делить дворянские, а потом и крестьянские наделы. Недвижимость доставалась старшему сыну.

Почему такое произошло? В Европе было мало свободной сельскохозяйственной земли, а ртов много. У хозяев же, как правило, росло многочисленное потомство, и если небольшой участок разделить на всех наследников, то появится большое число хозяев, прокормиться которым на этом участке земли будет невозможно. Процесс обеднения шел по нарастающей. Некогда крупные хозяйства оказались раздробленными на мелкие, а потому шло массовое обнищание, которое началось с дворян. Вот тогда и был издан указ о так называемых когнатах.

Вообще-то в исторической науке есть понятия агнаты и когнаты, это официальные термины древнего римского права, от латинских слов agnatus якобы «родственник по отцу» и  cognatus якобы «кровный родственник». Иначе говоря, агнатами в древнем римском праве считали всех членов семьи, происходящих по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедших в семью путем брака или усыновления. В праве германских народов агнаты – кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии. Агнаты находились под покровительством семьи, а когнаты такого покровительства не имели. Но это в теории римского права. В европейской практике было несколько по-другому.

Кажется, с этими агнатами и когнатами никогда не разобраться, если не представить конкретной ситуации деления на тех и других. Агнаты – это те, кто получил наследство, способное обеспечить им жизнь. Дом и мельница обеспечат жизнь старшему брату из сказки Шарля Перро. Если средний брат приведет осла, то они вдвоем смогут работать вместе. Об этом говорит самый младший. А что делать ему, если он получил в наследство только кота? Кот нужен, когда надо стеречь амбары с зерном от мышей. А если ни амбара, ни зерна, ни даже дома нет? У младших братьев нет права ни на дом, ни на мельницу, поскольку вышел указ, запрещающий дробить дворянские поместья и крестьянские наделы.

Кстати, сказка Перро «Кот в сапогах» раскрывает еще одну историческую тайну. Младший брат в результате манипуляций кота в сапогах превратился во владельца очень богатого состояния с огромными поместьями, дворцами и замками. Таким образом, владелец кота оказался богаче самого короля. Как же такое может быть? Может, ведь король до эпохи Реформации не был владельцем, он только исполнял функцию управления: не владел, а управлял определенной территорией, где могли быть очень состоятельные владельцы, которые на порядок богаче короля. И тут мы видим, что когнат, отправившийся на поиски своего счастья, стал богаче не только братьев-агнатов, но и самого короля.

А теперь зададимся вопросом: откуда, из какой точки планеты вышел указ о когнатах, если им руководствовались и в Германии, и во Франции, и в Дании, и в Испании, и в Англии? Почитайте сказки этих народов и вы найдете подобные мотивы, потому что проблема касалась всех народов в Западной Европе и решение было принято одинаково для всех. И еще вопрос, а на каком языке был принят данный указ?

Подлинных документов не осталось. Это точно. Они сгорели в кострах Реформации, которые почему-то вошли в историю как костры инквизиции. Вы посмотрите на многочисленные картины, на которых запечатлены факты сжигания книг: на лицах сжигающих книги – если не радость, то ожидание. Страх еще не прошел, но на душе уже праздник, предвкушение, ведь Европа освободилась от влияния метрополии, и многие страны могут жить сами по себе, не обращая внимания на указания царя-хана.

Я считаю, что языком указа был русский. А грозный запрет делить имения и наделы, чтобы прекратить обнищание и дворян, и землевладельцев, прозвучал из столицы мировой империи, которая в то время могла находиться или во Владимире (Владей Миром), или в Великом Новгороде, конгломерате городов с центром в Ярославле. Скорее всего, в Новгороде, потому что по времени это совпадает с эпохой Габсбургов, которые управляли Центральной Европой из Вены, эпохой Бурбонов во Франции, эпохой Тюдоров в Англии. И Габсбурги, и Бурбоны, и Тюдоры были только управляющими от имперского центра, а владельцами больших состояний и ничем не ограниченной власти они стали после распада империи.
 
Цари, ханы, императоры носили золотые лепестковые короны-венцы, символом их власти были скипетр и держава. Держава – это такое золотое яблоко с крестом, глобус, изображение земного шара. А потом, после развала империи, такие же мини-глобусы оказались в руках у властителей многих стран. Почувствовали разницу? Царь, хан, император с державой в руках, потому что его владения – почти весь открытый мир. И король карликового государства с такой же державой. Конечно, это пародия на правление, но вот в чем беда – власть-то его была реальной на этом участке, власть оказалась бесконтрольной, поскольку католическая церковь раскололась. Более тридцати лет власти делили в Европе наследие имперского центра, в истории это отразилось хотя и с некоторыми искажениями как Тридцатилетняя война. А реакцией на неограниченность власти стала мощная волна революций, во время которых многие европейские монархи оказались на плахе.

Чтобы определить язык указа, достаточно внимательно приглядеться к самому слову когнаты и прочитать латинское название русскими буквами, то есть кириллицей: cognatus – согнатуз. Речь идет о тех, кто согнан (согнат) из родных поместий. Указ был о согнатых. Имения оставались за старшими сыновьями, а младшие вынуждены были уходить в города, овладевать какими-то ремеслами, торговать, сторожить, строить, наниматься матросами на корабли, искать счастья в других краях. В период Реформации, когда империя распалась и начался перевод на европейские языки всех документов, термин согнаты (согнаны) прочитали латиницей и отнесли к древнему римскому праву, формирование документов которого как раз в то время шло в Италии и во Франции. О завершении этого процесса рассказал Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» после посещения Академии наук в Париже, где к тому времени были изданы десятки томов выдуманной истории.

Впрочем, могут спросить, а как же с подлинниками, ведь случилось не тысячу лет назад, а всего пятьсот? Должны же какие-то подлинные документы той великой империи сохраниться? По идее должны, но вряд ли что-то сохранилось, поскольку реформаторы рубили по живому, вырубали топорами то, что написано пером. В музеях Европы очень много картин с одним и тем же сюжетом – сжигают книги. Это сжигались имперские архивы, имперские библиотеки, книги на славянском (русском) языке.

С Апеннинского полуострова  никогда ничем не управляли, никогда и ничем, а тут приписали этой небольшой территории создание гигантской, хорошо организованной империи с боевой героической историей. В характере у нынешних итальянцев ничего такого нет, что может говорить об их боевых предках. В них не было и  прежде такого духа, который способен поставить их во главе значительной части планеты. Не потому ли придумали Римскую империю Западную и Римскую империю Восточную? Так было легче исказить историю. Просто у Византии (Константинополя) отобрали древнюю историю и на ее основе создали множество периферийных мини-историй, а выдали их за вселенскую. На основании одних и тех же фактов, имен, названий создавались локальные истории Англии, Шотландии, Франции, Испании, Италии.
Вообще, в ныне существующей официальной истории древнего Рима и римского права очень много подлинных сведений о подлинной великой империи, а потому многие якобы присущие древним термины легко переводятся с помощью русского языка. Яркий пример – cognatus «согнаты, согнаны из родного дома».
 
Термин агнаты, на мой взгляд, появился позднее, когда нужно было научно обосновать одну из страниц «древнего» римского права. Если к слову согнаты добавить отрицательную частицу, то это явно укажет на русское происхождение термина, а потому не и со заменили приставкой а – а+гнаты и прочитали латиницей. Кстати, в русской литературе XVIII века встречается много попыток к привычным русским, а чаще заимствованным  корням приставить отрицательную частичку а. Слова анаэробы, аноним, аполитичный, арифметика,  астения, атеист, атония, атрофия и многие другие сохранились с тех пор, они начинаются как раз с такой отрицательной приставки а.

Агнаты и когнаты – не единственные яркие примеры прочтения русских слов с помощью латиницы. Уверяю, что таких «иностранных» слов с русскими корнями очень много. Вот несколько примеров.

Когорта – от латинского cohors (cohortis) – тактическая единица древнеримской пехоты (десятая часть легиона). Вы уверены, что это действительно иностранное слово? Тогда читаем вместе: по-русски co- – приставка со значением «вместе, сообща» + hor (тот же корень в русском слове хоровод, только  хор ведут, а со хором –когортой идут вместе). Можно уточнить, что русская м переписана как латинская т, поскольку на письме они одинаковы т.

Коллега – товарищ по работе, от латинского collega, опять русское со- «вместе, сообща» + лёг (лежать). Мне думается, что армейское слово салага – лучший перевод.
Коллегия – латинское collegium – в Древнем Риме союз лиц, объединенных общей профессией или культом. Если учесть, что в те времена не заседали, а возлегали при обсуждении государственных дел, то со- + легти (лежать) более всего подходило для указания на действо, на состояние. Слово прочитали латиницей, и оно потеряло связи с действом. Кстати, в России при Петре Первом названием коллегии заменили прежде существовавшие приказы, хотя русское слово точнее передавало смысл и назначение этих структур. Приказ – организация действия, а коллегия – структура для возлежания и обсуждения. Неэффективность государственной машины идет от ее неверно названных органов.

Колон – латинское colonus. В Римском империи так называли арендатора небольшого земельного участка у крупного землевладельца (колоната). За пользование землей колон платил натурой или деньгами, выполнял натуральные повинности. Со временем произошло закрепощение колонов. По сути колоны – предшественники крепостных крестьян. Это я пересказал официальную версию. Оказывается, «древнее» римское слово колон образовано с русской приставкой со- «вместе, сообща» + корень лоно «участок, место» (слово сохранилось в словосочетаниях лоно земли, лоно природы и т.д.). По этому же принципу образовано русское слово сосед (со + сед «севший рядом, вместе, сообща»).
Колония – латинское colonia -  «поселение». В Древнем Риме поселение граждан одной страны в другой. Образовано по тому же принципу: со + лоно «совместно». Со прочитали латиницей, а потом латинское звучание вернулось в русский язык, стало слово колония. Чтобы зримо представить, как шел процесс заселения, сложите ладони в лоно, так, чтобы зачерпнуть воды. Это одно гнездо, одна семья, одно лоно. Когда таких семей много, образуется поселение, или колония. Первыми такими колониями от имперского центра на территории Германии, видимо, было поселение на Рейне – нынешний Кёльн, и на Шпрее – южная часть нынешнего Берлина.

Кокаин – от испанского cocoina – алкалоид, содержащийся в листьях коки. Думается, что слово коки появилось позднее, а раньше было русское соси, ведь листья этого уникального растения сосали, чтобы получить опьяняющее возбуждение, а после раскола империи слово записали испанскими буквами, откуда оно пошло гулять по свету.

Кокарда - от французского cocarde – металлический значок на форменной фуражке. Слово сложное, второй корень –arde – указывает на принадлежность к армии, а первый – со- - на множество, на совместные действия. Русское словосочетание со ордой, видимо, указывало на приметный знак, объединяющий во времена великой империи группы воинов в орде: конский хвост на шлеме, изображение собачьей или рысьей головы на оплечье и так далее, при переводе словосочетания на латинские буквы стало cocarde (кокарда). Согласитесь, красивое и очень точное слово для знака отличия.

Кокос – испанское сосоs, множественное число от coco – тропический плод многоцелевого назначения. У него скорлупа идет на поделки, волокна - на циновки и канаты, мякоть (копра) - на пищевое и техническое масло, а сок недозрелых плодов хорошо утоляет жажду. Последнее качество и дало название этому плоду. Обычно пробивают две дырки, чтобы удобнее было сосать. Он потому и кокос, что со соком. Опять же русские буквы прочли латиницей.

Колонна – французское colonne, латинское  columna – форма слова указывает на пустоту: со-+лоно. Как правило, самые значительные по величине колонны внутри пустые. Образцы таких колонн можно увидеть в древних городах Италии, Франции, Греции, Турции. А если выстроить по кругу, по квадрату или по кривой с двух сторон несколько пустотелых колонн, то колоннада, пространство между ними, тоже будет выглядеть как нечто защищенное снаружи, но свободное внутри.

Инкогнито. Не предполагал, что и это слово окажется близким к когнатам. Но судите сами.  Оно образовано от итальянского incognito, от латинского incognitus и означает буквально «неизвестный». Латинская приставка in-, как правило, имеет два основных перевода: в и не. В слове инкогнито, я думаю, можно использовать приставку in- в этих двух значениях, то есть буквально с условием выясненного нами первоначального значения инкогнито – не+согнат или в+согнат, но тогда первое слово будет иметь такое же значение, что и агнат. Видимо, инкогнито из числа тех, кто согнат. И действительно, те, у кого есть недвижимость, способны за счет нее прокормиться сами и содержать членов своей семьи. Зачем им что-то скрывать, они уже задействованы в процессе, который их прокормит? А вот те, кто не имеет собственности, кто должен искать средства к существованию, вынуждены скрывать свое имя или выступать под другим, ведь поиск, добыча средств идет не всегда честными или законными путями. То есть к этой категории людей и относится слово инкогнито и в значении «тайно, скрытно, скрыто, не открывая имени», и в значении человека, выступающего под чужим именем или неизвестного. Если говорить по-другому, это слово указывает на ту категорию людей, которая чаще всего и прибегает к вымышленным именам из желания скрыть свое подлинное лицо. Вспомните знаменитую оперетту «Мистер Икс», главный герой незаконно лишен своего состояния, оказался в числе согнатых (когнатов) и вынужден выступать в цирке, прикрывая свое лицо. Яркая иллюстрация к тому, о чем мы говорили.

Еще один пример из той же серии. Слово, которое пугает всех начинающих студентов, но потом они привыкают и ничего устрашающего в этом не видят. Коллоквиум – латинское colloquium – якобы «собеседование». Русские буквы прочитали латиницей, но не все одинаково. Букву ж прочитали как qu, потому и получилось столь замысловатое – коллоквиум, замысловатое даже для носителей того языка. Впрочем, латинского языка в качестве живого никогда не было. Это был искусственный язык, призванный заменить общий имперский, то есть славянский, русский язык сперва для святого писания, потом для таких очень специальных наук, как медицина и фармакология, а после как якобы язык древнего народа, жившего в Римской империи. Историю удлинили на тысячу и даже больше лет, и эти годы надо было чем-то заполнить. Латинский язык стал палочкой-выручалочкой для фальсификаторов истории, этакими гигантскими заплатами под полотном мировой истории (сравните: латинский – заплаты – полотно). А в слове коллоквиум помимо приставки со- «сообща, вместе» мы легко найдем и корень лож, как и в словах положение, сложение, полагать, предложение. Коллоквиум – значит вместе, сообща что-то обсуждать (полагать).

Мы начали с когнатов. Попытаемся теперь понять, почему был указ на всю империю о когнатах? Не о тех, кто оставался с собственностью, а о тех, кто лишался всего. Империя нуждалась в кадрах, молодых и энергичных. И указом определялась та категория, которая высвобождалась для имперских работ, а это воинская служба, это строительные работы (прокладка дорог, строительство виадуков, мостов, водоводов), это судостроение (готовилась мощная акция по колонизации далеких земель, а потому нужно было подготовить флотилию), империя расширялась и требовались кадры специалистов по управлению, по картографии, по книгопечатанию. Словом, для имперских дел нужно много рук, нужны кадры для заселения новых земель.

Европа тесна, а мир широк. Это было достаточно умное решение в масштабах империи. Видимо, из этих когнатов и сформировали отряды для строительства гигантского флота (в Барселоне и не только там, но и в Голландии), чтобы начать колонизацию Нового Света. Официальная история очень сильно заштукатурила этот момент, передав право первооткрывателя Колумбу с тремя небольшими парусными судами. Думается, в реальности было по-другому. Был подготовлен гигантский флот. Вспомните хотя бы историю непобедимой испанской армады. Бедная Испания не могла собственными силами такой флот соорудить. Это была имперская акция. Есть русская пословица «Зачем открывать Америку, если она уже открыта?» Это о тех временах, когда шла колонизация нового материка уже Западной Европой. Готовились, как говорится, к этой акции всем миром, а воспользовались очень немногие. В результате в Европу хлынули потоки ценного металла – золота, серебра, платины, были созданы новые центры денежной эмиссии, и единая, сбалансированная финансовая система империи просто рухнула.
 
Иначе говоря, вроде бы грамотное решение о когнатах высвободило дополнительные руки для имперских нужд, но беда в том, что оно позволило управляющим крупными территориями по богатству и влиянию сравниться с имперским центром и добиваться независимости. На те же грабли наступил Советский Союз, разрешив союзным республикам иметь эмиссионные денежные центры: власти на местах вновь сбросили опеку, ушли из-под контроля центра.

Вот какие проблемы всплывают в связи с историей одного слова когнаты! Кстати сказать, этих согнатов русские цари уже после распада мировой империи охотно принимали на службу. Особенно широко известны факты привлечения иностранцев на русскую службу при Алексее Михайловиче, при Петре Первом и при Екатерине Второй. Их приглашали с надеждой, что они перевоспитают русское общество, сделают его законопослушным, воспитают страх перед властью. Но если судить по судьбе немецких переселенцев, вернувшихся в Германию как на Родину своих предков, то следует признать, что перевоспитались они. И не случайно вовсе в России их часто называли немцами, а в Германии они воспринимаются как русские.

Когнаты люди мобильные. Когда в далеком прошлом они покидали родные имения, чтобы не составлять конкуренцию старшим братьям, они нацеливались на обеспечение себе достойной жизни. И многим это удалось. Впрочем, это вне пределов нашего исследовании. Хочу просто отметить удивительный факт. В русских семьях традиционно в доме отца оставался самый младший, а старшим родители, насколько могли, старались построить дома, найти достойных невест с состоянием и так далее. А в немецких семьях в России – присмотритесь к семьям переселенцев – самые младшие сыновья чаще всего уезжали подальше, были так называемыми отрезанными ломтями и сами организовывали свое будущее, редко прибегая к помощи родителей. Уж не с генами ли это качество передалось им со времен указа о когнатах?
Петр Первый, нуждавшийся в притоке свежих сил для организации войн и строительства, пытался ввести указы, запрещающие деление дворянских хозяйств, но это встретило сопротивление даже в его окружении. Его наследники дважды отменяли эти указы.