Начало Кристофера Нолана Улыбка чеширского кота

Александр Фауст Демин
 Рецензии для http www. cafepoezia. ru
   
 …Если бы это было так, это бы еще ничего, а если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не так, так оно и не этак! Такова логика вещей!
    «Алиса в Стране Чудес». Льюис Кэрролл.

Нет ни одного человека на свете, который бы не задумывался о том, что же такое объективная реальность и существует ли она в сновидениях. Ответы можно найти в трудах древнегреческих философов и средневековых мистиков, ответ содержится в великом изречении Декарта: «Я мыслю – значит существую», в концепциях творчества современных культурных деятелей.
Например, в древнеиндийской мифологии реальность – это майа, сон, который снится Брахману, первоначальному божеству. Брахман – спит и видит сны, люди – персонажи другого сна, чужого сна. Когда он проснется, тогда исчезнем все мы.

Для кэрролловской Алисы сон, в котором она попадает в Страну Чудес, реален. В фильме «Матрица» братьев Вачевски реальностью для огромной массы людей становится компьютерная модель. Неужели реальность это всего лишь отображение нашего мировосприятия? Где те точки опоры, по которым можно судить об объективности? Является ли сон продолжением реальности или это другая грань бытия? Этими вопросами как раз и задался режиссер и сценарист нашумевшего в 2010 году фильма «Начало» Кристофер Нолан.
В 2006 году Нолан в фильме «Престиж», в котором показана непримиримая вражда двух фокусников Роберта и Альфреда, уже пытался дать свое определение объективности, но по моему сугубо субъективному мнению, прошел лишь краями. Затем в 2010 году режиссер Мартин Скорсезе фильмом «Остров проклятых» поднял планку философии глубины и многообразия граней нашего внутреннего мироощущения (о «Матрице» братьев Вачевски промолчу – это отдельная история). Пока на экраны не вышел фильм «Начало» Кристофера Нолана.
Сюжет фильма вкратце таков: Мистеру Коббу, искусному вору идей через сновидения клиентов, предлагают не украсть, а внедрить идею. Во главе своей команды специалистов и работодателем Сайто, он отправляется выполнять задание. Все бы ничего, но им придется пройти через несколько уровней сна, в которых время течет по-разному. Сон внутри сна внутри сна. В конце одной из битв Сайто оказывается в лимбе, глубоком уровне подсознания, где время течёт бесконечно долго. Находясь в лимбе, уже невозможно проснуться естественным образом. Мистер Кобб отправляется за ним…
Для неискушенного зрителя фильм показался очередной американской «жвачкой» – фантастическим боевиком с лихо закрученным сюжетом. Я даже не удивился, когда после просмотра рунет запестрел комментариями вроде такого: «Фильм туп и непонятен, зря только потратил время». Таких людей можно понять, ведь пытаться удержать все уровни фильма (а их оказалось, как минимум пять) очень сложно. Плюс финал фильма остался открытым. Волчок – тотем мистера Кобба, что определяет местонахождение человека: во сне он или наяву, крутился до начала финальных титров. Зрители так и не узнали, где остался мистер Кобб.
У меня же существует своя теория. Весь фильм – это один большой сон мистера Кобба, разделенный на некие уровни или даже точнее грани. Почему? Задайте вопрос, что вы узнали о жизни в реальности мистера Кобба, кроме того, что он сам рассказывал и является ли его слова точным отображением реальности или все-таки внедрение и есть его бредовая идея-вирус и поэтому он остался в лимбе? Я понял, что нулевая реальность (реальность, где Кобб набирает команду для работы) является сном, потому что все события, которые там происходят, явно не реальны и работают по правилам мистера Кобба.
Он хотел, чтоб нулевая реальность была действительной реальностью, хотя Молл, его жена, и убеждала в обратной мысли. Как мы помним, правила игры создал сам мистер Кобб, он их и нарушал. Если он создал мир из кусочков воспоминаний, то присутствуя в лимбе, мистер Кобб мог создать целый мир воспоминаний, тем более в постройке миров он с Молл преуспел. Кобб пребывает в лимбе постоянно, где он существует в реальном мире в фильме не показано. Остальные же герои это проекции подсознания мистера Кобба, такие же, как и Молл, кусочки воспоминаний. Находясь в лимбе достаточно долгое время, он поверил, что лимб=объективная реальность. Соответственно, подсознание Кобба стало перестраивать лимб под реальность, вытаскивая наружу все: жену, детей, отца, друзей, работу. Кстати это ответ так же на вопрос, почему мистер Кобб был самым лучшим архитектором и не строил? Ответ прост. Да потому что – он уже построил!
Волчок, да-да, именно волчок, тотем Молл, подтолкнул меня на эту идею. Ведь вспомним, тотем создала Молл во сне. Волчок является предметом не реального, а воображаемого мира и систему тотемов, судя по всему, Молл и Кобб создали во сне. Идею, мысль можно вынести из сна – предмет нет, особенно чтобы он один в один походил на предмет сна.
Волчок в руках Молл был тайником её воспоминаний, а в руках Кобба – он стал как раз тайником его вины. Источник идеи-фикс, так сказать, воплощенный в предмет. Состояние волчка (остановился, не остановился) в конце фильма напоминает мне парадокс кота Шрёдингера. Смысл парадокса таков: пока мы не знаем точно, остановился или нет волчок – он находится сразу в двух состояниях одновременно. В моей же теории состояние волчка в конце фильма не важно, в принципе, так как все события не реальны изначально. Это второстепенные детали, которые, скорее всего, сняты для отвлечения от сути, так сказать, игра…
А самый главный вопрос, он же и является сутью фильма, состоит в том, что если сон становится продолжением или вообще замещает твою объективную реальность, то, как узнать, реальны ли события, люди, предметы, ощущения или нет, не погибнув?