Тезисы о дедовщине. Гипертекст

Александр Фортовский
Читая Роберта Чалдини наткнулся на анализ этого вопроса, и опять мистика какая-то. Инициации у отсталых племен, различные посвящения, и наконец, армейская дедовщина – это все явления одного толка. Кто только не брался исследовать последнюю, давать рекомендации по искоренению, а в выводах одни эмоции и метафоры. Ну, не поддается дедовщина рациональному описанию, и все.
  Интересно, что в польском языке она – «fala» - волна. Вот накрывает с головой и точка, и лучше не сопротивляйся – сама на берег выкинет.
- «Без дедовщины в армии не будет порядка» - слышал от «дедов». А чем собственно занимаются тогда офицеры и прапорщики, если порядки наводят старослужащие? Неоднократно дневальный объявлял: «Третий период службы зайти в коптерку!». Убежден, что старшина наделял их там некоторыми «полномочиями», чтобы самому немного расслабиться, а дембеля выходили оттуда замотивироваными. Комбат также как-то проронил: «Вы же не служите, а кайфуете, вас ведь пьяные офицеры ночами не поднимают». Очень испортил к себе отношение вопросом: «А что? Надо чтобы поднимали?». Действительно, тогда уж лучше дедовщина.
- «Не хотите дедовщины – будет уставщина» - озвучивалась и такая альтернатива сослуживцами последнего периода службы. Многое написанное, и правда, к реальности имеет мало отношения, тем более такой труд так Устав, крапавшийся кровью. Выполнять каждую его букву напротяжении года-полтора явно чревато психическими деформациями. А «fala» - это от жизни, инициатива низов, так сказать. Обуздание хаоса подручными средствами. Говорят, что дедовщина появилась вместе с проникновением криминального элемента в армию, и как обида на уменьшение срока службы, когда одни прослужили по-старому уже больше. Вот «старички» и стали срывать злость, а она почему-то и прижилась на десятилетия.
- Вот Роберт Чалдини пишет, что пойдя через Это начинаешь ценить то, что получил в последствии. Дедовщина пропуская солдата через ряд инициаций наделяет(?), расширяет(?) его права. То что было неположено до – стало «полаген». Новобранец изначально попадает в среду ограниченную знаками-маячками переступать за которые наказуемо, что якобы дисциплинирует, а на самом деле просто держит в страхе. Как Вам, к примеру, вход в туалет с разрешения "дедушки", иначе можно отхватить. Смысл "посвящений" и "переводов" состоит в избавлении от страха усердно нагнетаемом на «молодых» на первых порах, а также создается иллюзия роста и продвижения по "карьерной" лестнице: духи, черпаки, слоны, деды. Кто не учавствует - тот лузер, а в столь юном возрасте исключение из игры и коллектива переживается остро, роли изгоя никогда не завидовали.
- Дедовщина как символическая система. Армейский жаргон(http://ru.wikipedia.org/wiki/:) и фольклор выстраивают невидимую, но очень прочную стену между солдатом и «гражданкой». «Здесь Вам не там». Этот «мирок» еще долго живет в умах, и умирает нередко вместе с носителем. Это что-то сродни масонской ложи или мужского клуба – только для посвященных. Встречал парней под сорок у которых от зубов отлетала "сказка":
Внимание! Внимание!
Говорит радиостанция "Дембель"!
Всем духам - смирно! Дедам - вольно!
Как-то рано на опушке, соловей пропел кукушке:
"Чирик-****ык-***к-ку-ку, скоро Дембель старику!"
Масло съели - день начался...
Старшина ****ь принялся!
Суп поели - день идет,
Старшина опять ****!
Рыбу съели - день промчался...
Старшина домой съебался!
Спи мой Дед спокойной ночи,
Дембель стал на день короче.
Пусть приснится дом родной,
Баба с пышною ****ой,
Охуенные подарки,
Мерседес последней марки,
Можно в принципе добавить,
Самогону и коньяк,
Апельсинку под шампусик,
Пива море, водки таз,
И о Дембеле приказ.
А в приказе говорится
Всем дедам домой явиться.
Через горы через лес,
Мчится дембельский экспресс.
Целуйте рельсы девушки
На дембель едут дедушки.
Они злые как собаки
Разорвут ****у до сраки!(http://rusarmia.com/publ/3-1-0-321)
Да, не самые положительные «якори» интеллекта.)
- Так ли сильно сопротивляются «волне»? В последнее время стало модно бегать из воинских частей, еще есть комитеты солдатских матерей. Но большинство предпочитает перетерпеть, а потом дорваться самим. Дедовщина – это форма власти. Извращенной и местами садистской. Оказаться в роли маменькиного сынка желающих мало.
- Ритуалы и определенные знаки делают группу людей более сплоченной. Вопрос спорный: всем известно о долгой и крепкой армейской дружбе, но и статистику казарменного травматизма(даже официальную) тоже никуда не денешь. Дедовщина давно стала неформальным социальным институтом, а существовать таковому без "идеологии" невозможно. Любая организация производит отбор для себя, и имеет некоторые свои "границы", отличающие ее от других, и всегда необходима какая-нибудь эмоциональная привязка отдельного человека и организации, и связка членов группы между собой, этому и служат инициации, "тайны", то что всем не расскажешь, но посвященные в это обретают признаки "духовной" близости.
- Армия – часть общества, где отражаются все его болячки. Верно, бардак он и в армии бардак. Как платите, так и работаем. Если за это кто-то получает деньги, то  их надо отрабатывать. Как делает дядя Ваня за станком на заводе, а не просиживать штаны в нарядах. «Есть такая профессия – Родину защищать» - слишком эфемерно и неконкретно, у многих ныне даже вызывает усмешку.
Выводы. Что она (дедовщина) дает? А что дает первый раз в любви? Что-то невыразимое словами для самооценки и едва уловимые черты своего образа.
Методы борьбы: молодые, здоровые, незнающие куда девать свою энергию организмы помещают в закрытое пространство. Вот выплеснуть некуда, только на самих себя. Как выход - гонять всех вместе, невзирая на срок службы, весь белый день, не давая ни минуты покоя до проваливания в сон в первые же секунды после отбоя.
Вот что в "Психологии влияния" Роберт Чалдини рассказывает о студенческих и школьных "братствах", армейской дедовщине у них там за океаном: "Интересно, что определенные ритуалы Адской недели соответствуют племенным ритуалам инициации. Вспомните, что антропологи выделяют шесть главных испытаний, которые должен выдержать инициируемый тонга во время пребывания во «дворе таинств». Внимательный просмотр газетных сообщений показывает, что каждое из этих шести испытаний имеет место и в грубых шутливых ритуалах студенческих обществ.
– Избиение. Четырнадцатилетний Майкл Калогрис провел три недели в больнице Лонг-Айленда. Мальчик получил многочисленные внутренние повреждения во время проводившейся в Адскую ночь церемонии посвящения в школьном братстве Омега Гамма Дельта. Так называемые «братья» устроили Майклу «атомную бомбу» – приказали ему поднять руки над головой, а сами тем временем наносили кулаками удары по его животу и спине.
– Испытание холодом. Зимней ночью Фредерика Броннера, калифорнийского студента, его будущие «братья» отвезли на высоту трех сотен футов и на расстояние десяти миль в горы в национальном парке. Оставленный в лесу, одетый только в тонкую трикотажную рубашку и хлопчатобумажные брюки, Жирный Фредди, как его прозвали, дрожал от холодного ветра до тех пор, пока не свалился в крутой овраг, сломав ногу и поранив голову. Поскольку раны не позволяли Фредерику идти дальше, он съежился от холода и вскоре умер от переохлаждения.
– Жажда. Два первокурсника из университета штата Огайо оказались в «темнице» после того, как нарушили одно из правил. Их заперли в кладовой на два дня и оставили только соленую пищу. Для утоления жажды студентам не дали ничего, кроме пары пластиковых чашек, в которые они могли собирать собственную урину.
– Плохое питание. В кампусе университета Южной Калифорнии 11 давших обещание вступить в братство студентов буквально выпучили глаза, когда увидели перед собой вызывающую тошноту пищу. На подносе лежали 11 толстых кусков полусырой печени по четверть фунта каждый. Каждый юноша должен был проглотить, не разжевывая, такой кусок. Давясь и задыхаясь, Ричард Свенсон сделал три попытки проглотить свой кусок. Исполненный решимости добиться успеха, он, наконец, запихнул пропитанное маслом мясо в горло, где оно застряло. Кусок не удалось вытащить, и юноша умер.
– Наказание. В Висконсине один студент, давший обещание вступить в братство, забыл слова ритуального заклинания и был сурово наказан за это. Ему приказали держать ноги под задними ножками складного стула, в то время как самый тяжелый из его «товарищей» сидел на этом стуле и пил пиво. Хотя студент даже ни разу не вскрикнул за все время наказания, кости обеих ног у него оказались сломаны.
– Угроза смерти. Студента, давшего обещание вступить в братство Зета Бета Тау, привезли на пляж в Нью-Джерси и приказали ему вырыть «собственную могилу», а затем лечь в нее. Земля обрушилась, задушив студента прежде, чем «товарищи» смогли его выкопать.
Существует другое поразительное сходство между ритуалами инициации племен, имеющих древнюю историю, и ритуалами обществ типа студенческих братств: эти ритуалы удивительно «живучи». Сопротивляясь всем попыткам уничтожить или подавить ее, подобная практика злого подшучивания над новичками оказывается феноменально устойчивой. Власти (колониальные правительства или университетская администрация) пытаются применять угрозы, социальное давление, юридические акции, запреты, подкуп и объявление вне закона, чтобы заставить членов различных обществ убрать риск и унижения из церемоний посвящения. Ни одна из этих мер, как правило, не дает эффекта. Да, пока представители власти пристально следят за происходящим, могут наблюдаться перемены. Но обычно эти перемены больше видимые, чем реальные. Жестокие испытания будут проводиться «за кулисами» до тех пор, пока давление властей не уменьшится и не отпадет необходимость скрываться.
В кампусах некоторых колледжей должностные лица попытались уничтожить порочную практику злого подшучивания над новичками путем замены Адской недели на Неделю помощи гражданской службы или установления непосредственного контроля над ритуалами посвящения. Подобные попытки властей члены братств обычно хитро обходят или встречают открытым физическим сопротивлением. Например, после смерти от удушья Ричарда Свенсона в университете Южной Калифорнии ректор университета издал новые правила, согласно которым вся деятельность братств должна контролироваться администрацией и на церемониях посвящения должны присутствовать взрослые советники. Как было отмечено в одном из национальных журналов, «новый кодекс вызвал настолько ожесточенный бунт, что городская полиция и команда пожарных побоялись войти в кампус».
Смиряясь с неизбежным, другие преподаватели признали свое бессилие в борьбе с организаторами Адской недели. «Если злое подшучивание над новичками является неотъемлемой составляющей человеческой деятельности, а все известные факты подводят к подобному заключению, едва ли вы будете в состоянии запретить его. Если вы не разрешите молодым людям действовать открыто, они будут вынуждены „уйти в подполье“. Вы не можете запретить секс, не можете запретить алкоголь и точно так же не можете запретить злое подшучивание над новичками!».
Что же в практике злого подшучивания над новичками представляет такую большую ценность для студенческих обществ? Что заставляет их бороться против любой попытки поставить вне закона унизительные и порой опасные для жизни ритуалы посвящения? Некоторые психологи считают, что подобные ритуальные мероприятия организуют злодеи, чья извращенная психика требует, чтобы другим людям причинялось зло и чтобы этих людей унижали. Однако полученные данные не подтверждают подобное предположение. Исследования, в ходе которых изучались личностные качества членов студенческих братств, показали, что эти студенты имеют даже несколько более здоровую психику, чем другие. Также известно, что члены братств всегда готовы принять участие в различных социальных проектах студенческих общин. Однако они не согласны заменить этими проектами свои церемонии посвящения. Исследование, проведенное в Университете Вашингтона, показало, что большинство изученных студенческих обществ по традиции периодически организовывают что-то вроде Недели помощи, но лишь в дополнение к Адской неделе. Только в одном случае служба помощи была непосредственно связана с процедурами посвящения.
Таким образом, вырисовывается интересная картина. Студенты-шутники являются по сути нормальными, психологически стабильными, социально адаптированными индивидами. Они становятся ненормально суровыми только в один момент – как раз перед приемом новых членов в студенческое общество. Следовательно, «виновата» церемония. Значит, в ее безжалостности должно быть нечто жизненно важное для общества, за сохранение чего оно будет упорно бороться. Что же это?
На мой взгляд, ответ на этот вопрос появился в 1959 году в результате одного интересного исследования, мало известного за пределами социальной психологии. Двое молодых исследователей, Эллиот Аронсон (Е. Aronson) и Джадсон Миллс (J. Mills), решили проверить истинность следующего предположения: «Люди, прошедшие через большие трудности или страдание с целью добиться чего-то, склонны больше ценить свои достижения, чем люди, достигшие того же самого с минимальными затратами сил». Исследователи выбрали церемонию посвящения в качестве наилучшего предмета рассмотрения для проверки данного предположения. Они выяснили, что студентки колледжа, вынесшие чрезвычайно неприятную церемонию посвящения, чтобы добиться допуска в группу, в которой обсуждались сексуальные проблемы, убедили себя в том, что дискуссии в этой группе представляют собой чрезвычайную ценность, хотя Аронсон и Миллс повторяли, что другие члены группы были чрезвычайно «никчемными и неинтересными». Учащиеся, которые прошли через гораздо более мягкую церемонию посвящения или вовсе не проходили через какое-либо посвящение, были менее твердо убеждены в ценности занятий в группе, к которой они присоединились. Было проведено дополнительное исследование. Теперь от учащихся требовалось вытерпеть боль, а не испытать чувство смущения, чтобы попасть в группу. Чем более сильный электрический разряд применялся по отношению к женщине во время церемонии посвящения, тем активнее она впоследствии убеждала себя в том, что занятия в новой группе интересны, познавательны и приятны.
Теперь становится понятен смысл издевательств в ритуалах инициации. Член племени тонга, со слезами на глазах смотрящий на своего десятилетнего сына, дрожащего всю ночь на холодной земле «двора таинств», студент колледжа, перемежающий удары палкой по спине и голове своего «младшего брата» во время Адской ночи взрывами нервного смеха – это не садисты. Подобные акты необходимы для выживания группы, так как побуждают ее будущих членов считать группу более привлекательной и стоящей. Пока людям нравится то, что они могут получить только в результате борьбы, самые разные группы будут продолжать проводить мучительные ритуалы посвящения. Верность и преданность новых членов в огромной степени повышает шансы группы на выживание. Исследование 54 племенных культур показало, что племена, проводящие самые жестокие церемонии инициации, отличаются наибольшей групповой солидарностью. Аронсон и Миллс убедительно показали, что суровая церемония посвящения значительно увеличивает преданность новичков группе. Неудивительно, что группы противостоят всем попыткам уничтожить залог гарантии их будущей силы.
В военных организациях происходят те же процессы. Страдания новобранцев в армии стали легендой. Писатель Уильям Стайрон, бывший солдат морской пехоты, описывает свои собственные переживания весьма колоритно.
«Многочасовая строевая подготовка под палящим солнцем, психическое и физическое насилие, оскорбления, садизм сержантов-строевиков, ужасающие надругательства над духом, напоминающие издевательства над заключенными в концентрационных лагерях.»
Но в своем комментарии Стайрон не просто перечисляет проявления «учебного кошмара» – он признает его заранее предусмотренный результат.
«Я не знаю ни одного бывшего солдата морской пехоты – независимо от того, кем он стал после службы в армии – который не считал бы обучение суровым испытанием, из которого он вышел более храбрым и более выносливым» (Styron, 1977).
Но почему мы должны верить Уильяму Стайрону, писателю? В конце концов, у профессиональных писателей грань между истиной и вымыслом часто стирается. В самом деле, почему мы должны верить ему, когда он заявляет, что его «дьявольская» военная подготовка не только была полезна, но имела своей целью усиление духа товарищества и гордости у тех, кто много вытерпел? Однако правильность мнения Стайрона подтверждается многими жизненными примерами. Так, курсант Вест Пойнта Джон Эдвардс был исключен из Военной Академии США в 1988 году по обвинению, имевшему отношение к санкционированному злому подшучиванию, которому подвергались все курсанты первого курса со стороны старшекурсников, чтобы убедиться, что они смогут перенести суровость подготовки в Вест Пойнте. Находившийся по уровню успеваемости почти выше всех 1100 членов своего курса, Эдвардс был исключен не потому, что он был необыкновенно жесток в своем обращении с первокурсниками. Наоборот, его проступок заключался в том, что он не подвергал новичков «абсурдным и унизительным», на его взгляд, издевательствам. Похоже, что для групп, заинтересованных в формировании у своих членов чувств солидарности и исключительности, жестокость ритуала посвящения является ценным преимуществом, от которого они не откажутся без борьбы – даже ценой изгнания тех членов, которые не готовы принять эту суровость или проявить ее.
Хотя суровое обращение с новичками всецело одобряется и повсеместно распространено в армии, встречаются случаи чрезвычайно жестоких испытаний, как, например, видеозапись ритуала «кровавого пришпиливания», показанная по телевидению в 1997 году. Морские пехотинцы, совершившие свои первые 10 прыжков с парашютом, получают значок – золотые крылья. Этот значок прикалывается к рубашке двумя острыми штифтами, каждый сантиметр длиной, причем штифты не загибаются, а ударом вбиваются в грудь новичка, пока он корчится и кричит от боли (Gleick, 1997). Несмотря на выражения возмущения и негодования со стороны военного начальства после показа видеозаписи, только одному из 30 морских пехотинцев, принимавших участие в ритуале, было предложено уйти в отставку. Несколько солдат получили выговор, а участие остальных 20 осталось безнаказанным. Вопреки заявлениям военного начальства об «абсолютной недопустимости» подобных явлений, я считаю очень поучительным, что ритуал, который сами новобранцы воспринимали как чрезвычайно жестокий, не был таковым для тех, кто его проводил. Приходится еще раз убедиться: жестокие ритуалы инициации очень важны для групп, заинтересованных в длительной солидарности и сплоченности их членов, и приказом сверху их не отменить."(http://cialdini.info/publ/)