Книга жизни ч. 71 счетные машины август 1967

Александр Нотик
Главным инструментом бухгалтера в России долгое время оставались счеты. Этот неприхотливый предмет не занимал много места и не требовал особого ухода.  Даже  когда появились первые вычислительные машины типа арифмометра, бухгалтер обязательно проверял результат на счетах.
 
Однажды главный бухгалтер попросил меня зайти к нему. Он указал на стоящие на полу три суммировочные машины с электроприводом и спросил, не могу ли я посмотреть, почему они не работают. Я сказал, что на работе у меня нет времени, а дома после работы я мог бы посмотреть, что это за техника. Я взял одну и отнес в свою машину.

Вечером я повозился с ней и обнаружил, что сломан один рычаг. Но чтобы добраться до него нужно разобрать всю машину.
Разобрать – дело не хитрое. Но ведь потом нужно ее правильно собрать.
И вот я начал разборку, зарисовывая каждую, снятую деталь и записывая порядок разборки. Так продолжалось почти месяц. Наконец я добрался до сломанного рычага, подобрал материал и сделал копию. Сборку начал в обратном порядке по записям и эскизам. Но вот, когда я почти собрал всю машину, то обнаружил, что не поставил одну регулировочную шайбу у самого основания. У меня уже появился навык разборки и сборки и я за один вечер разобрал и собрал машину, не пропустив не одной детали. Проверил – машина работает. Принес отремонтированную машину в бухгалтерию и забрал домой две неисправные. Теперь, когда появился навык в разборке и сборке ремонт упростился. За работу в неурочное время я получил за вычетом подоходного налога чуть больше 5 рублей. При цене бензина 54коп/10литров меня это вполне устраивало.

Но инициатива наказуема: через месяц мне приносят приказ, в котором ремонт счетных машин вменяется в обязанность моего отдела.

Меня успокоили, что в штат отдела добавили единицу: слесарь по ремонту счетных машин. А где взять такого слесаря?  Был один, который разъезжал по области и шабашил. Но устраиваться на работу с мизерной зарплатой он не хотел.
Привели ко мне для беседы молодого мужчину, у которого все лицо, как оспой покрыто следами от пороха и один глаз искусственный.

Спрашиваю, что с лицом? Говорит, пацаном ковырялся в минах. Еще хорошо, что остался жив.
- Счетные машины знаешь?
- Нет, но хочу научиться.

И вот передо мной задача сделать из него специалиста по ремонту счетных машин.
Ремонтник – это призвание. Оно либо есть, либо его нет. Научить настоящего ремонтника, если нет призвания, невозможно. И вот он ищет неисправность в очередной остановившейся счетной машине. Я наблюдаю, как он аккуратно это делает, а сам держусь за щеку. Через пару дней в отпуск, едем в Болгарию, а у меня разболелся зуб. Неожиданно он отрывается от работы, спрашивает у меня, что болит и предлагает поехать к папе.
Я интересуюсь, а кто его папа. Оказывается его папа врач стоматолог и живет в Молочанске.
Садимся в моего «Москвича» и едем в Молочанск. Заезжаем в тихий зеленый проулок и останавливаемся у калитки. Нам навстречу выходит невысокого роста седой мужчина. Знакомимся. Павел Петрович предлагает пройти в дом. Я объясняю, что не вовремя разболелся зуб. П.П. смеётся, а разве бывает вовремя? Он предлагает мне сесть, а сам приготовил раствор марганцовки и рассказывает, что он в первой группе стоматологов окончил Харьковский университет им. Л.Л. Гиршмана, а перед войной кто-то настучал, что он работает с золотом. И он загремел в лагерь под Архангельском. Благодаря своей профессии он оказался в привилегированном положении. Ему разрешили открыть в лагере зубоврачебную клинику. Клиентами было лагерное начальство и руководители области. И только после войны, в начале 60десятых его реабилитировали, и он приехал в Молочанск.
Кариес оказался под десной и, как только он вскрыл, я сразу почувствовал облегчение. Когда он закончил и я хотел как-то расплатиться, он замахал на меня руками и сказал, что сейчас будем обедать.

Я: - А как же 2 часа не есть и не пить?
П.П. – Это так говорят в поликлинике, а у меня можно!

Жена накормила нас изумительно вкусным украинским борщом с пампушками.
Пломба, которую он поставил, продержалась больше 10 лет и этот зуб жив до сих пор.
А его сын стал хорошим специалистом и мастером на все руки.


Продолжение следует:http://www.proza.ru/2011/08/07/1204