Человек разумный. Метро

Алекс Черников
Я пожил на этом свете достаточно долго и даже помню интересные вещи. Помню, например, что в метро на эскалаторе, идущем вверх, правая и левая стороны были заполнены стоящими людьми, и никто вверх не шел. Более того, если такой человек все же находился и, ужом проползая между рядами пассажиров, пытался пробраться наверх, то на него смотрели, как на идиота. Потому что большинство было разумно и не понимало, что заставило этого человека совершать нелепый, с их точки зрения, поступок.
Сейчас упорное стремление забраться на вершину эскалатора – обычное дело. Поскольку я, размышляя, так и не понял, зачем люди это делают, то не поленился и провел небольшой опрос пассажиров метро, прикинувшись транспортным работником, исследующим пассажирские потоки. Народ отвечал охотно. Даже те, кто, на первый взгляд, торопились, останавливались и отвечали на вопросы. Дефицит общения, что ли?
Основные ответы были таковы (округлено):
«Я тороплюсь» - 50 %.
«Привычка» - 20 %.
«Это вместо физзарядки» - 5 %.
«Все идут, и я иду» - 5 %.
«Сам не знаю» - 5 %.
15 % затруднились сказать что-то определенное, но это почти то же самое, что и «сам не знаю».
Очевидно, что любое действие, даже шевеление пальцем, человек совершает, имея мотив и преследуя какую-то цель. Помня об этом, рассмотрим полученные ответы.
Затруднившиеся с ответом с примкнувшими к ним незнающими и теми, кто идет, потому что все идут, характеризуют человека, не как разумное существо, а как существо стадное. Поскольку кроме стадного чувства, никакой сколь-нибудь разумной мотивации, чтобы не стоять на месте, а лезть вверх, у них нет.
Еще как-то можно понять тех, кто таким образом тренирует ноги. Хотя, подозреваю, что, на самом деле это, по их мнению, наиболее разумный ответ, характеризующий неразумную ситуацию. А истинный ответ был бы все тот же – «сам не знаю».
Те, кто выработал привычку не стоять на месте даже на лестнице, которая сама тебя несет к цели, просто не задумываются, что делают. Разумом тут и не пахнет – работает автопилот.
Итак, с этими все понятно. А теперь те, которые, на первый взгляд, поступают разумно – они торопятся, поэтому всеми силами стараются сократить время на поездку.
Я подсчитал, сколько реально можно сэкономить времени, передвигаясь вверх по эскалатору на переходах и на выходе из метро. Оказывается, всего ничего – не более 4-х минут. Кстати, при движении по эскалатору вниз из-за существенно большей скорости экономия уже значительна – до 9-ти минут.
Кстати, к сведению: пропуская способность эскалатора из-за таких спешливых товарищей вовсе не увеличивается, как казалось бы на первый взгляд, а уменьшается где-то процентов на 15 – 20.
Резюмирую: разумен ли человек, который, вместо того, чтобы выйти «с запасом» (всего-то на 4 минуты раньше), будет лезь по эскалатору вверх, тратя на это немалые силы, пытаясь поймать всего лишь десятки секунд?
И наконец, обобщаю: разумно ли поступают те, кто, либо непонятно даже для них самих, совершает немотивированные поступки, либо тешат себя самообманом и ленится заняться арифметикой? А если неразумно, то почему за 20 – 25 лет человек так потупел?

Небольшое лирическое отступление.
Раз уж разговор зашел о метро, то, так и быть, открою москвичам (про метро в других городах не скажу – не знаю) тайну, скрываемую, лучше любой военной.
Я пожил на этом свете достаточно долго и даже помню интересные вещи. Помню, например, что метро совершенно справедливо хвалилось тем, что в нем зимой тепло, а летом – ПРОХЛАДНО! Москвичи, вы правильно прочитали – ПРОХЛАДНО! Вы, вероятно, не верите мне? Почитайте газеты семидесятых годов – там об этом часто писалось. Писалось также, как это достигается.
А из ныне живущих, похоже, это помню уже только я. Помню, как любым жарким летом можно было укрыться от зноя, нырнув в метро на любой станции. Помню, что температура там, по моим ощущениям, была что-то около 22 градусов. Всегда, вне зависимости от температуры на поверхности!
И вот теперь самое главное, самое тщательно скрываемое – по моему разумению, в метро есть системы кондиционирования воздуха! Не те, которые стоят на крышах вагонов поездов нового образца и которые охлаждают воздух внутри вагона, но… нагревают его снаружи – на станциях и перегонах. А стационарные, мощные системы кондиционирования всего метрополитена в целом – тогда они назывались системы охлаждения, сложное иноземное слово «кондиционирование» до СССР в те стародавние времена еще не дошло.
Вы не поверите – похоже, что они есть, есть до сих пор и даже иногда включаются! Очень редко и далеко не на всех станциях, но такие чудеса бывают. Так, одно время, можно было заметить непривычную прохладу на станции Белорусская – Кольцевая.
Я могу ошибаться, но, по-моему, охлаждать воздух летом в метро прекратили на рубеже 70-х – 80-х годов, а точнее, после Московской олимпиады. В 1980 году, когда в связи с олимпиадой действовали еще два чуда – в вагонах станции объявляли на двух языках, русском и английском, а милиционеры ходили в парадной форме (белые рубашки) - вот именно в этом году прохлада в метро была в последний раз. Потом включали уже только вентиляцию.
Почему сейчас не включают кондиционеры? Ответ очевиден: они сжирают море электричества. Метро и так плачется, что работает себе в убыток. А представьте, что будет, если включат охлаждение? И потом: ведь вентилируют же, ведь от жары еще никто не умер? Вообще-то, если говорить по правде, то народ в метро все же иногда умирает. Но, так это не от жары, а от слабого сердца!