Уроки начальной военной подготовки

Наталья Минчакова
Курс НВП у нас вел Бородин Борис Николаевич. Бывший фронтовик, он с нами особо не миндальничал.

Мне никак не давалась строевая подготовка. Я маршировала, старательно сгибая ноги в коленях. Сейчас понимаю, что надо было, наверное, тянуть носочек вперед, а тогда у меня ничего не получалось. Борис Николаевич объяснял нам,  какие действия нужно предпринять в случае ядерного удара. Мы тихо хихикали, что в случае ядерной войны нужно выбрать самую белую простыню, завернуться в нее и двигаться пешим ходом в сторону кладбища…
А по ночам мне снились порой ядерные взрывы во всей своей красе, и я с ужасом просыпалась, и была счастлива, что это только сон… Я была девочкой аполитичной, и первые страницы газет никогда  не читала, откуда же этот страх?  Видимо, нагнетание истерии между двумя мирами в те далекие 60-е было достаточно серьезным.
 
Поражение боевыми отравляющими веществами. Зорин, зоман, иприт… Это все я тоже помню из уроков Бориса Николаевича. На стенах кабинета ОВП висели плакаты, предписывающие, что нужно делать, если начнутся боевые действия. Суровые люди на картинках собирали документы, брали с собой противогазы, питьевую воду, теплые вещи… Прошло 40 лет, а эти плакаты стоят перед глазами…

На первом курсе института наша группа принимала участие в соревнованиях по гражданской обороне. Вот тут нам и пригодились знания, полученные в школе.
Перед началом соревнований студентам выдали специальные костюмы, противогазы, носилки. Ребята с удовольствием натянули на себя эти доспехи. Происходящее походило на увлекательную игру…
Мы быстро нашли «пострадавшую» в зоне поражения, натянули на нее противогаз, оказали первую помощь и лихо забросили тетушку на носилки. Бегом  носилки были доставлены в медсанчасть, где нам указали кровать, на которую в спешном порядке и была уложена  «пострадавшая».

 И тут мне в глаза бросились черные резиновые тетушкины сапоги на белоснежной простыне…. Медики  потеряли дар речи…. Минут через пять они поинтересовались, а почему же больная в сапогах оказалась на кровати?! Кто-то из нас ответил, не растерявшись, что ведь война-то - ядерная, какая уж тут разница – в сапогах или без них?!

Все закончилось хорошо. Наша группа заняла первое место, а в заключение нас накормили перловой кашей с тушенкой из полевой кухни…