Васька блаженный. 6, 7. В поисках своего пути

Астахова Светлана
 Пока доктор Мария Ивановна жила в Триполье, всю квартиру в городе занимала семья её брата. Теперь пришло время родне  потесниться   и принять приёмного сына Марии Ивановны - Василия, который поступил в городе в университет.

Прямых возражений и выяснений  со стороны родни Марии Ивановны не было, но Васе было там не уютно. Поначалу звонила  приёмная мать Васи часто, как своей родне так и ему задавала один и тот же вопрос ( Как там ладите?), очень  тревожилась, то трудно было скрыть, голос выдавал.

-Не обижают? Точно, не скрываешь?- спрашивала  по-несколько раз и у  Василия.

Теперь  вся зарплата уходила у нее на содержание приемного сына, студента первого курса, жизнь в городе была дороже, чем в Триполье. Помогал справиться с безденежьем сад-огород при больнице  да тетя  Люба - повариха, та что из Триполья,  так и учили Васю "всем миром". Посылки  он   получал  сначала два раза в месяц. Но вскоре  решил, что это неправильно.

Вася позвонил из ближайшего к дому отделения связи в больницу Марии Ивановне.

Вася:

-  Спасибо за всё. Но не надо так много и часто, я не голодаю!Прошу, не отказывайте себе в еде из-за меня.


 Пятнадцать квадратов городского жилья   не долго  были раем для  студента Василия. Через месяц после начала учебного года в квартиру подселился  сын брата  Марии Ивановны. Он пришел из армии и привез из Хабаровска жену  с ребенком. С этого момента все члены большой семьи только и делали, что демонстрировали перед Васей бедственность своего положения,  всем видом давая понять, что им не хватает комнаты, занятой неродным  сыном Марии Ивановны. После очередного скандала между членами семьи, который, как специально, разразился под  дверью Василия, он молча собрал свои вещички  и съехал, не объясняясь ни с кем и не сообщив  Марии Ивановне о своём решении.

Холодным  декабрьским  утром  Василий оказался на улице. Следовало идти в университет, но в руках вместо портфеля он держал чемодан и потому сначала  отправился на железнодорожный вокзал(в  камеру хранения), но цены, которые он увидел на табличке  этого заведения его смутили.

Вася ( человеку, который обслуживал камеру хранения):

- За сутки? ( он ткнул в табличку с тарифами на услуги, человек молча кивнул)Да я столько за неделю не трачу!

 Ничего не оставалось делать, как явиться в университет с чемоданом. Товарищи по группе встретили  его шутками, и  даже  Пётр, с которым Вася успел подружиться, спросил:
- Теперь ты не только безлошадный, но и бездомный?
Вася (старался не заплакать от обиды):
- Похоже...

Пётр (сокрушается):
- Как же так получилось?

Василий коротко рассказал, какое  неудобство вышло, родню Марии Ивановны не хочет стеснять, умолчав, что затаил на них обиду.
Пётр (в досаде потер себе шею):
- Наверно, и я бы так поступил.

Анастасия(девушка, сидевшая на лекции за ними)
- Лохи вы все... А Васька...ты, прямо, не молодой парень, а блаженный какой-то.

(Так, второй раз  его назвали  Василий Блаженный!)


 После занятий друзья Петра тайком через чёрный вход пронесли чемодан Васи в комнату к Петру в студенческое общежитие. Затем они попытались "пристроить" Васю, умоляли, предлагали деньги и любую помощь, но комендант не захотел на эту тему разговаривать с ними.
"Мест нет”, - был его единственный и строгий ответ на любые предложения.
Аргументы, что в их комнате можно поставить ещё одну кровать или раскладушку, на коменданта не действовали.

Первую ночь Петру удалось всё организовать ночевку Васи, но на следующий  вечер во время срочной административной проверки всех вывели на чистую воду, и состоялся  скандал. Правда  коменданта восторжествовала, Василий был выдворен. Расстроенный, он отправился снова  на вокзал. Пребывание в зале ожидания и умывание в туалете обошлись ему в первую ночь в сумму, лишающую его обеда в студенческой столовой на следующий день. И следующую ночь голодный Вася  слонялся по вокзалу, чтобы не замерзнуть на улице. В университет пришел после бессонной ночи  с темными кругами под глазами. На лекции он заснул, это привлекло лектора. Профессор подошел к юноше и тронул его за плечо.Испуганный  Вася  вскочил,  завертел головой по сторонам. Под хохот аудитории профессор задавал  вопросы:
- Молодой человек, вроде зима кончается, что же вы в спячку впали?

Вася:
- Я не спал всю ночь.

Профессор:
-  Чем же занимались, если не секрет,вроде  ещё не сессия. А может быть вы ночами поете серенады под  окнами в женском общежитии?

Вася:
- Может, пою...

Профессор:
- Так ещё же далеко до весны!

 (Рассмотрев через толстые линзы очков нездоровое состояние молодого человека, профессор прекратил насмешки)
Зайдите ко мне на кафедру сразу после лекции.

После лекции на кафедру  с Васей Блаженным поплёлся и  Пётр, как Вася его не прогонял.

Профессор:
- У вас тут целая делегация? ( улыбнулся, жестом предложив молодым людям сесть)
 Выходит, вам отказали в общежитии, и вы вынуждены проводить ночи на вокзале?

Вася:
- Выходит так.

Профессор:
- Собирайтесь(профессор встал,  набросил на плечи  пальто) Идемте...


 После вмешательства профессора( он лично поговорил с комендантом),  Васе дали законное место в общежитии.

На следующий день Вася получил до востребования на почте письмо от Марии Ивановны.

Мария Ивановна  сообщала, что по неизвестным причинам, на них свалилась благодать: к больнице за бюджетные средства тянут нитку газопровода, обещают установить мини-котельную с водяным отоплением." Окончатся, наконец, муки с углем и печниками, будет, тепло и горячая вода. А как у тебя дела, Василёк? - Спрашивала она в письме.

 Пётр, будучи более практичным, нашел работу на стройке, и ещё несколько студентов по выходным дням подрабатывали с наступлением летних каникул. Вася по примеру друга, тоже пошел работать и  не смог поехать на выходные в Триполье. Он отправил  Марии Ивановне открытку ко дню рождения. Мария Ивановна, в свою очередь, сообщала, что у неё прибавилось забот в связи с неожиданной реконструкцией  больницы, но, "как только это закончится, она непременно приедет к Васильку". Вася тут же позвонил с вахты общежития, пока коменданта не было на месте, что у него всё хорошо: и с учебой, и материально, т.к. ему назначили повышенную стипендию.

На студенческих вечеринках   выявились  литературные наклонности Василька. Участие Василия в  КВН.
Из зала скандируют: " Блаженного на сцену!”
Вася читает шуточные  эпиграммы на студентов и преподавателей.

После летней сессии Васю включили в списки персональных стипендиатов ректорского фонда. Он прочитал приказ на стенде и улыбался.
 Теперь он меньше бывал  на стройке. Но была другая, не материальная, а более важная причина, притягивающая его к команде КВН, этой причиной оказалась его сокурсница Анастасия. Анастасия притягивала  к себе внимание многих студентов. Вася не оказался исключением, хотя на праздничных вечерах к нему на белый танец  подходило несколько хорошеньких поклонниц. Только Анастасия не обращала никакого внимания на Василия. В связи с этим он написал стихи и прочитал в переполненном зале, включив его в текст домашнего задания КВН. Читал он, преклонив колено перед Настей, глядя ей прямо в глаза:

 Анастасия, вздорная девчонка,

 Открыв глаза, ты смотришь сквозь меня...

Зал аплодировал стоя. Первый раз он увидел, что гордая и насмешливая  девушка  смутилась и после этого случая Анастасия начала глядеть на Василия  с любопытством, по-женски. Василий пригласил её на живой концерт классической музыки (сам он давно мечтал о живом концерте, практически - всю жизнь. Билеты  купил заранее, истратив на них почти весь свой месячный бюджет. Но Анастасия не была в том же восторге, что и Вася. В антракте она несколько раз зевнула,он поинтересовался - в чем дело, не скучен ли ей концерт.
Настя:
 - Ну, так... не обращай внимания, просто плохо спала  ночью.

Второе отделение потрясло Васю. Он бурно аплодировал, вскочил с места и закричал "браво”. Анастасия искоса посмотрела на него. После концерта он был всё ещё под впечатлением, и всю дорогу, пока провожал девушку домой, делился своими восторгами.

- Я так люблю классическую музыку, меня Мария Ивановна научила понимать её,  но не ожидал, что в живую, это такая фантастика, просто божественно...

Анастасия:

-Ты бы рассказал о себе. Откуда ты, кто твои родители?

 Они дошли до её дома от метро пешком, Василий тихо рассказывал о себе.
 Рассказал коротко, но правду (что жил без родителей, но у него теперь приемная мать, доктор...)всё без прикрас. Она выслушав ,  ухмыльнулась и сказала: "Ну, пока...я пошла” ( помахала ручкой и исчезла в подъезде своего дома)

 На следующее утро, когда он увидел её, бросился с улыбкой навстречу, Настя   резко свернула  в сторону и скрылась за колонной. Практически повторился эпизод его жизни с Умой. Что он делает не так? С этого дня Василий начал избегать общения с другими однокурсницами и с девушками вообще.

Весной в конференц-зале университета идёт  творческий вечер довольно известной областной писательницы, она - автор нескольких современных  детективов. В зале присутствовали преподаватели, студенты университета, приглашенные гости. Автором популярных книг оказалась ярко накрашенная блондинка, давно перешагнувшая сорокалетний рубеж, во всех проявлениях, включая речь, стремящаяся идти  в ногу со временем. Она красовалась перед залом в мини-юбке и обтянутом фигуру свитерке, старалась быть не столько умной, сколько оригинальной.
Писательница:
-Творческому человеку в современном мире надо уметь зарабатывать деньги и научиться этому можно. Несовременно  заниматься "эпохалкой”,  следует просто писать, о чем знаешь и что может заинтересовать издателей.
 Василий (не выдержал и громко сказал на весь зал):
 - Этого очень мало, чтобы считать себя писателем и браться за перо, даже в детективном жанре.

Умеющую делать деньги, " бизнес-леди", такой поворот  от запланированной программы вряд немного смутил.

Писательница (в зал)
- Разве у вас  литературный факультет? (Василию)Вы хотите сказать, есть студенты, способные поддержать дискуссию на должном уровне? Если да, то выходите, пожалуйста, на сцену, не стесняйтесь.

Василий:
- А я и не стесняюсь.
( встал и направился к микрофону)

 Пока он взбирался на сцену, писательница осматривала его: молодого, хорошо сложенного шатена  с дерзкими  глазами.

Писательница:
- Ну, господин студент, что вы можете поведать?
Василий:

- Я не буду делать долгих вступлений, я сразу :  ваша точка зрения на место литературы и писателя в духовной жизни общества понятна. Но то, что делаете вы - это не литература, и тем более, не русская. Дело даже не в жанре. То, что делаете вы - это чтиво, другими словами - словесная жвачка для обывателей.


 По залу прошел смешок , потом гул.

Писательница( подняла руку, гул затих):

- Много болтать ума не надо. Вы напишите хоть что-то... похожее...

Вася:
- Извините, я ещё не закончил. Вы же сами мне предложили высказаться. Не так ли? Так вот, тема, которую я предлагаю обсудить - не новая. Разговор об этом начался сто семьдесят лет тому назад между Пушкиным,  Булгариным и  Сенковским. Вы, по-моему,  повторяете  позицию Булгарина и Сенковского. А я стою на позиции Пушкина.

Писательница:
 - Да кто вы такой, чтобы так говорить!

Вася:
- Я уже сказал... Вы - продолжатель дела Булгарина и Сенковского, а я - продолжатель дела Пушкина.


Писательница:
- Чтобы так говорить, надо прежде сделать что-то в литературе. По-моему, вы просто демагог и завидуете  моей популярности. А сами - пока ничего не сделали.

Часть зала  её одобрительно поддержала аплодисментами.

Василий (когда воцарила тишина):
- Вы знаете, Пушкин ведь тоже не отличался умением  "делать деньги", но он вынужден был зарабатывать на жизнь литературой. А вы?Вы ведь свои деньги сначала выкладываете, чтоб напечатали. Коммерция сплошная...
Писательница( рассмеялась):

- Что вы Всё  - Пушкин, да Пушкин. Вы что-нибудь свое прочитайте, хотя бы строчку....

Небольшая  часть аудитории  принялась скандировать: " Блаженный!” Вася  помедлил, дождался тишины, не стараясь перекричать зал:

-Хорошо. Но только при одном условии: прочитаю я, а  затем и Вы.

 (И, не дожидаясь ответа писательницы, он окинул вдохновленным взглядом зал и  начал ):

 Я был, теперь меня уж нет,

 А жизнь течет по мелочным законам,

 Глас божий заглушая дребезгом монет

 И раздавая пошлости поклоны.

 ..............................

 (Стихи Ю.Придатко)


 Зал затих. Читал Василий, ровно чеканя в зал строку за строкой.
  Не дожидаясь, когда Василий закончит, писательница молча ушла со сцены в задние кулисы. Практически одновременно с её уходом он закончил читать. Зал взорвался . Одни  одобряли,  другие  негодовали. Вася смотрел в зал и  отчетливо различал эти две составляющие. Он думал: "Вот очевидно так, ощущал себя Есенин после чтения  "Сорокоуста".

Вася  развернулся и  увидел, что оппонентки на сцене нет. А в зале, тем временем, началось движение, крики.  Продолжались они недолго, затем встал  проректор по организации отдыха студентов, попросил соблюдать порядок. А после объявления ведущей о финале мероприятия,  студенты и сотрудники   активно начали уходить  из зала.

 Вечером в общежитии мрачный Вася, лежа на койке, тупо смотрел в потолок.

Петр:

-Если честно, ты  вел себя, как ребенок...

Вася:

-Ну и что! случись подобная ситуация опять, я   повторил бы ей всё, что сказал.

Пётр:

-Вот ты Блаженный... Чего ты побиваешься? (Вася всхлипнул)Ну, давай попробуем организовать твой  творческий вечер.
Василий :
Не хочу пока.Да и кто придет на этот вечер?  Пока нет  на факультете и в университете  литературного клуба и настоящих соратников - это всё пустое.

Петр:

- А я говорю, ты  уже вполне созрел для вечера поэзии.  Докажи всем, кто есть кто.

Вася:
- Ты хочешь скандала?

Петр:
- И разве сегодня ты не устроил маленький скандал? Надо бы ещё статейку тиснуть в местную желтую газету. Пиариться, так пиариться...

В приказе об отчислении Василия из университета была такая формулировка: "...за организацию беспорядков и срыв творческого вечера известной писательницы...”

Верный друг Пётр собирает на курсе команду поддержки, он же возглавил делегацию к ректору с прошением о смягчении наказания, но всё было напрасным. В ректорате уже лежало грозное письмо из министерства образования с требованием "разобраться и наказать".  В день ознакомления с приказом Васе  вручили в деканате справку о том, что он прослушал три семестра и отчислен из университета за антиобщественное поведение. Он взял в руки этот "волчий" билет, покрутил его в руках. Выйдя из деканата, смял и выбросил в корзину для бумаг.