Творческое мышление учащихся

Гадаев Алексей Вениаминович
  Творческое мышление необходимо каждому и его требуется тренировать. Творческая деятельность - одна из сложнейших задач нашей жизни, но она же бывает одним из главных вознаграждений. Это мыслительный инструмент часто недооценивается учителем, хотя оно необходимо для повышения мотивации обучения, развития креативности и самовыражения. Учащимся важно научиться выражать свои мысли, осваивать профессиональные навыки и умения в своих проектах. Стимулировать одаренных и творческих учеников вот одна из задач педагога.
Творческий процесс можно развивать. Сам творческий процесс можно разделить на шесть стадий: Вдохновение, Прояснение, Дистилляция (самокритичное редактирование),Инкубация (созревание идеи, Перспирация (формирование черновых вариантов) и Оценка (оценка сильных и слабых сторон получившегося черновика и рассматривания возможности его улучшения).
 На самом деле творческий процесс может осуществляться в любом спонтанном порядке по нескольку раз  и эти переключения необходимы.[c.368-383).
  В отличие от многоступенчатого процесса, описанного выше, "нетворческие" люди обычно хватаются за пришедшую в голову идею и неосмысленно осуществляют её, не пытаясь серьезно продумать, чего они хотят. Как помочь?
Одна из ролей учителя в творческой работе заключается в помощи учащимся на тех стадиях, где они наиболее слабы, считает Петти Д. в своей книге "Современное обучение. Практическое руководство". Подчеркните, что первая идея не обязательно будет лучшей; что над идеями нужно работать; чо важно представлять чего мы пытаемся добиться и т.д. Следует предлагать учащимся задания, которые помогут им генерировать идеи. Лучше всего сделать это в начале творческого занятия. Они могут посмотреть картины, схемы, фотографии и при этом фиксировать любые слова, фразы или наблюдения , которые приходят в голову,  - даже не задумываясь о том, как они смогут использовать это в дальнейшем. Так же можно обратиться к собственному опыту, прочитать или рассказать по этой теме. Хорошо если стадия вдохновения уведёт учащегося в сторону от банального, стериотипизированного мышления.
Можно использовать случайные ассоциации. Преимущество этого метода - в отходе от избитых путей. Почему бы ни предложить достаточно продвинутым или мотивированным учащимся завести дневник интересных идей? они могут быть использованы в нужный момент.
Метод "обдумайте все Альтернативы". Рассматривайте каждую возможность, вне зависимости от её практичности; в противном случае какая-то альтернатива может быть незаслуженно обойдена вниманием.
Метод "Провокационное утверждение", которое явно абсурдно, но может стимулировать дальнейшую работу(предложенный де Боно).
Метод "обратный порядок"- вернуться на несколько позиций назад и попробовать другой маршрут.
Творчество как умение.
Некоторые люди рассматривают творчество как дар, которому невозможно научить. Это не правильно. Учащиеся должны знать стадии творческого процесса, изучить область приложения своих творческих сил - понять, как выполнить задание. В творческой работе даже больше чем в обучении другим видам деятельности, важно, чтобы учащиеся могли критически рассматривать и исправлять свою работу. Учитель может оказать здесь огромную помощь, особенно в технических аспектах.  Учащиеся получат большую пользу, оценивая свою работу и работы одноклассников, особенно если это будет происходить в форме открытой дискуссии с ровесниками и учителем[c. 373-383].
Литература:
Петти Д.Современное обучение. Практическое руководство.М.:"ЛомоносовЪ", 2010.