Один день войны

Евгений Казанцев
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы
Все судьбы в единую слиты.


   Что я знаю о том бое в 44-м, унесшим жизнь брата моей мамы, ровным счетом ни чего. Сколь бы много ни было написано воспоминаний фронтовиков, каждый день боев не опишешь, каждого убитого солдата не вспомнишь. Есть только строки из воспоминаний начальника штаба 529 стрелкового полка  38-й армии 1-го Украинского фронта майора в отставке И. Горелова. Вот что он писал о бое в марте 1944 года за деревню Рубаный мост, что на Черкасщине.  «В этом году и природа спешила навстречу наступающим частям Красной Армии. Весна на Украине выдалась ранняя. Щедрое солнце и ядреные туманы быстро слизали с полей снег, обнажился жирный украинский чернозем. Развезло дороги – ноги не вытянуть. Наш полк, выполняя очередную боевую задачу, наступал двумя клиньями. Два стрелковых батальона действовали вдоль важной в стратегическом отношении дороги, в одном кулаке с основными силами дивизии. А батальон капитана Г. Р. Гришкова имел частную задачу – овладеть стоящей чуть в стороне деревенькой Рубаный Мост и затем лишь присоединиться к основным силам полка. Но фрицы оказали Гришкову яростное сопротивление. Деревня в течение суток переходила из рук в руки не один раз: то батальон Гришкова вышибет немцев из Рубанова Моста, то те, собравшись с силами, контратакуют Гришкова и овладевают деревней снова. Командир дивизии Ф. В. Карлов, помню, вызвал по рации командира полка майора Ф. В. Егорова и категорически потребовал от нас «покончить чехарду» с Рубаным Мостом. Дал на это два часа сроку. В бой была введена рота автоматчиков, и Рубаный Мост, благодаря внезапной, дерзкой атаке автоматчиков, был навсегда освобожден от оккупантов». Так что за рота автоматчиков участвовала в этом бою?
 
        С началом войны, в 1941-м Зенков Семен Савельевич был призван в действующую армию Илийским РВК, Алма-Атинской области. Его боевой путь  не известен, но судя по документам,  в 1944 году он воевал в составе 95 отдельной разведроты под командованием лейтенанта А.С. Демиденко,  93-й гвардейской Харьковской дивизии в составе 5-й армии 2-го Украинского фронта, в должности стрелка – разведчика. Дивизионная разведка, как правило, действовала в ближайшем немецком тылу. На удалении пять-восемь километров от линии фронта, и находилась непосредственно в подчинении у начальника разведки и командира дивизии. Каждый взвод разведроты, по сути, являлся отдельной разведгруппой. Вооружение было стандартным для войсковых разведподразделений, автоматы,  гранаты, да запасные диски. По воспоминаниям фронтовика, дивизионного разведчика Кац Генриха Зиновьевича, обычно в поиск шло до двадцати человек, пять человек в группе захвата, остальные в группе прикрытия. «Все эти люди личности, с сильным характером. Другие в разведке не воюют. Эта группа солдат - элита дивизии, и одновременно «смертники». Они не месят грязь в окопах месяцами. Но первая пуля на войне и первый орден – для них. В наступлении разведрота часто используется как резерв командира дивизии, находится рядом с НП комдива.  Любое форсирование или захват плацдарма – нас пустят под огонь первыми, потому что на нас надеются, знают, что мы задачу выполним любой ценой».

        93-я гвардейская Харьковская стрелковая дивизия с 23.2.1944 г. по 3.3.1944 г. в составе 35-го гв. стрелкового корпуса совершает передислокацию от Вершино-Каменки и Новгородки в район западнее Звенигородки  Черкасской области, в расположение 27-й армии. Которая была выведена из состава 1-го Украинского фронта и 13 февраля 1944 года переподчинена 2-му Украинскому фронту. И так в бой, во взаимодействии с частями 2-го Украинского фронта , 7 марта 1944 года, за населенный пункт была введена отдельная рота дивизионной разведки. Если исходить из боевых потерь, это действительно была внезапная и дерзкая атака. В этом бою погиб всего один разведчик, сержант Зенков С.С., которому было 31 год отроду. Похоронен он на северо-западной окраине  деревни Рубаный мост. Вот и все, что я знаю. Людская память короткая, только архивные бумажки берегут память о погибших.

Вечная память погибшим в боях за Родину.