Кредитная история

Кузнецов Николай 2
(credit history)
«Кому жемчуга мелки, а кому и бисер крупный», 
«Берешь в долг чужое на время, а отдаешь свое и навсегда»-
- народная мудрость…

«Беспроцентный кредит», «выгодные условия», «нулевая ставка»,- все эти магические слова сделали свое черное дело. Мне как раз необходима была некоторая сумма, для покупки современного компьютера. Зарплаты еще не видно, а тут с фирмы позвонили, сказали, что есть подходящая модель. Ну, я и решился. «Комп» мне оформили быстро, миловидные девочки,  кассирши-банкирши, подсунули мне пачку листков,- бумаги по кредиту.  Я все «это» внимательно просмотрел, ничего не понял и подписал.

Новый мощный  компьютер  дома. «Крутые» игры,  детишки радуются, да и сам не без греха. По ночам то в игры, то сети Интернет зависаю. Красота. Потом стал высчитывать доходы и расходы. «Комп» и соответственно кредит мне обошлись в сто пятьдесят тысяч.
 (Здесь имеется в виду 150 000 тенге, - нац. валюта Казахстана (курс примерно - 1 российский рубль стоит 5 тенге. прим. автора - «еще проще, -тысяча долларов, примерно»)).

Платить мне надо три года, там проценты в год такие…, получается вся сумма на три года, каждый месяц получается совсем чуть-чуть.  Жить можно.
Правда радовался я недолго. Через год,  доходы у меня несколько упали и требуемую сумму по кредиту не смог вовремя заплатить, Мне тут же позвонили из банка и посоветовали не просрочивать платежи, я немного «поплакался» и пообещал платить вовремя. Плачу, как и договаривался поначалу…   Время идет, мне опять звонок и, голос такой серьезный, мне говорит, - мол, у вас образовалась большая задолженность по кредиту и когда вы её предпочитаете оплатить. Я в  некоторой растерянности, «на всех парах лечу в банк, очередная «красавица-лапочка» щелкает по клавишам своего компьютера и дает мне лист бумаги с распечаткой. От показанных мне цифр, мне становится несколько не по себе.

-Какого черта, откуда такие цифры, я же договор  читал, там было столько…
-И, я бы спокойно, раз в месяц, смог бы оплатить в течение положенного срока. А тут цифры раза в два, два с половиной превышает рассчитанную мною цифру общего платежа.
Из пояснений девушки,  я так толком ничего и не понял,
- У вас процент по задолженности, плюс тарифы за обслуживание вас и вашего счета. Потом вы занесены в список должников, а это тоже дополнительная оплата за обслуживание, вам неоднократно звонили и это также вносится в дополнительную оплату. Плюс сами проценты  по... И сам кредит, в итоге и получается такая сумма…

«… Если вы не станете оплачивать или просрочите  очередные сроки оплаты, вас занесут в черный список должников. В практике нашего банка, все невозвратные кредиты продаются Коллекторскому Агентству. И поверьте, эти ребята выкупают долги не для того, чтобы на них любоваться. Они из вас «выбьют всё, и плюс еще к этому, проценты за работу по выбиванию долгов…», - этого конечно, мне «лапочка-красавица» за компьютером не сказала. Но я все понял и без слов, благо человек грамотный. И сидя вечеров у «Ну, Очень Дорого Мне Компа» я  предавался мрачному настроению. Не придумав ничего для себя нового и оригинального, я решился выйти и погулять. - «Попить пивка что ли?»

И вот, сижу. «Весь в пессимизме». Полупустая кружка пива, рядом недоеденный шашлык. Мысли в голове «все препоганые». Одним словом тоска. Жалко водку не пью, а то бы напился…

- О, Коля. Ты чего здесь один?
Гляжу, а это Юрка Семенов, собственной персоной. Со школы еще знакомый. Не друг, а так себе «товарищ», общались одно время. На гитаре что-то там играли вместе. Уже гораздо позже, я узнал, что Юрий совместно с одноклассником стали заниматься бизнесом. Начало «девяностых»,- валюта пошла. Вот эти парни и открыли обменные пункты. Время шло, бизнес рос успешно. Я с Юркой за это время парочку раз пересекался. Ну, и с каждым разом бывший одноклассник, а ныне бизнесмен, все богател. Потом я узнал, что «шустрые парни» открыли еще и  ломбардов по всему городу, стали еще крутее. Но, у них была своя компания, своя так сказать «тусовка». Мне было с ними не по пути. Изредка так встречались, здоровались и все.
-Юрка привет.   Как жизнь  на ниве капитализма?
 -Да так, все богатеем.- Это у нас была такая шутка, безобидная впрочем. Я всегда издевался над Юркой, интеллигентом в пятом поколении, ставшим «коммерсантом». А Юра в свою очередь подкалывал меня, мол - «Если умный такой, то почему тогда такой бедный?».
- А ты чего Колян, мрачный и пиво пьешь? Случилось чего?
- Да так, с кредитом попал, брал вроде на сто штук, а сейчас, получается, отдавать двести пятьдесят придется.
- Погоди, а  банк  какой?
-«Валют, кредит-сервис».
-Да это наш банк. Ну, Колян, уморил. Ты еще и быстрый кредит подписал. Ну, молодец, и что делать думаешь?
-А фик иего знает? Топор возьму и всех  похе…у.
-Уймись Коляныч, не гони волну. Я ж говорю банк наш. Есть такой «список невозвращенцев». Маленький такой, там все долги просто списываются, поскольку все равно их вернуть будет практически невозможно. Ну, там должник умрет. Или какой нибудь льготник инвалид , и по нулям совсем. Разные бывают типы. И вот эти долги просто списывают. Мы все спишем, что  не сможем вернуть, но за это все остальные «плюс малюсенький  процентик» нам платить будут. Так, что мы ничего не потряем.  Но,- тут Юрий заговорщицки мне подмигнул,- это страшниая тайна и только для лиц «особо приближенных». Решим твою  проблему. Не дергайся.
-Ну блин уважил, а за это потребуешь мою бессмертую душу?
-Ага, как ты блин догадался. – Тут Юрка сел рядом со мной, заказал еще пива и шашлыка, хлопнул меня по плечу и расхохотался.
- Коля, ты мне вот какую вещь скажи, ты же вроде умный человек а повел себя как последний «лох». – Тут банкир-бизнессмен отхлебнул из принесенной официантом кружки пива, большой глоток и продолжил,- Ну кто в магазинах кредитные договора подписывает, там же проценты ого-го какие. Если уж совсем припекло, походи, расспроси, где как, что. Мне бы хотя бы позвонил. Нашли бы вариант, так себе, по нормальнее. Но, я тебе одну  вещь скажу,- тут Юра еще отхлебнул пива,-- весь мир делится на две категории: «Финансистов» и «Лохов». Я, например «Финансист», а ты Коля, уж прости конечно,  поступил как настоящий «Лох». Вот смотри,-  «Беспроцентный кредит», «выгодные условия», «нулевая ставка». Ты, что читать не умеешь между строк? Ой, мамочки, держите меня,- Юра вошел в раж и поднял обе руки в верх, на манер «сдаюсь в плен».
- Да само слово «кредит», а  еще есть «ссуда», - ты что «Гобсека» не читал? А еще грамотный человек.  Это деньги дают в долг под процент, блин, блин и еще раз блин. А без процентов кто тебе даст?  Это уже  будет «Халява».
Так второе: «Выгодные условия» для кого, для тебя что ли,- тут холенный, указательный Юркин палец уткнулся мне прямо в нос,- а с какой такой стати?  Выгодные они только для меня.
Третье «Нулевая ставка», опять развод  для «лохов».  «Нулевая» она может быть и нулевая. Но там столько подводных камней, столько ловушек, простому человеку и не разобраться…
-Да уж, понял все. Это же обман  просто.
- Обман не обман, а жить как-то надо. Это теперь называется коммерция. И притом, мне же надо свой «Лендровер» обновить. Квартира, что-то поизносилась, «ремонтец», штук так на  пятьдесят, «зеленью», стоит. Дом вот начал строить себе в экологически чистом районе, опять же расходы. Да и Катька «жена моя номер три» (любовница, третья по очереди,- прим. автора), шубу новую требует, вот стерва.- Тут капиталист-одноклассник допил пиво и встал.-  Ты это завтра часиков в десять ко мне в офис с бумажками подходи, не затягивай. Поглядим.   Кстати, Коля, ты знаешь кто самый богатый человек в мире?
-Билл Гейтс?
-Этот  блин, гений компьютерный, не в счет, после него кто?
-Султан Брунея?
-Тьфу, после них.
-Не знаю.
-Вот. Не знаешь, а я знаю. Фамилию не помню, но знаю как.
-И как же?
- Да очень просто.  Этот «умник» придумал раздавать всем:    «не сильно развитым», и  всем прочим «недоразвитым» странам (в смысле, их гражданам, кто победнее,- прим. автора) маленькие кредиты. Размером от двухсот «баксов», до тысячи. Вот как у тебя было.  И ты понял, что получилось? Оно вроде терпимо,- взять «баксов» так триста, пятьсот отдать. Вполне может  и не смертельно.  А?    Лохи довольны мнимой свободой в финансовом плане, а тот «Самый тип» с большими амбициями, стал «Очень и очень богатым человеком»…
-Да понял, я все, когда распечатку увидал свою. Да, а  насчет моей бессмертной души, как?
-А вот это, уже вопрос третий. – Тут Юрка, прощаясь, встал из-за стола. Бросил на стол несколько купюр,- все оплачено Колян, пей пиво и не робей.  И улыбнувшись улыбкой «Чеширского  Кота», закончил,-
-Как говорится: «Я те грушу,  а  ты мне душу…», поживем, поглядим.



Кузнецов Николай aka kraft-cola 24.07.11