Кто расстреляет Селигер?

Александр Токарев
32-летний норвежец Андерс Беринг Брейвик, устроивший взрыв в Осло и бойню на острове Утойя, признал свою вину. Свои действия он назвал «зверскими, но оправданными». В своем видеообращении, размещенном в сети, Брейвик призвал противодействовать исламизации континента, использовав образ средневекового крестоносца в качестве модели поведения, призвал перед началом «нашего крестового похода … истребить культуру марксизма». Более подробное объяснение своих мотивов он обещал дать на суде.

Какими бы мотивами ни руководствовался Брейвик, действовал ли он один или с сообщниками, но расстрелять около сотни подростков, устроив перед этим грандиозный взрыв в столице, - это вам не хухры-мухры. Как вообще стало возможным то, что террорист в течение полутора часов методично расстреливал подростков (если он действительно был один, то терминатор рядом с ним отдыхает), оказавшихся неспособными не то что к сопротивлению, а даже к бегству. А где полиция-то была? Она вообще в Норвегии есть? Я понимаю, что это остров – часть суши, со всех сторон окружённая водой. Но связь-то с внешним миром должна была быть – мобильники у всех есть. У полиции должны быть вертолеты. Да и должные меры безопасности в благословенной Северной Европе, видимо, никто не счел нужным усилить. Им бы наш Беслан!

Но главное совсем не это. Светловолосый норвежский парень (эдакая белокурая бестия) с автоматом бросил вызов Европе. Всаживая пулю за пулей в детские тела, Брейвик давал понять, что эра европейской свободы и демократии, толерантности и политкорректности заканчивается, а право убивать (тем самым доказывая свою правду) принадлежит тем, кто сам им себя наделяет.

И старой Европе нечего этому противопоставить. В России после каждого теракта закручивают гайки, находя в качестве эффективного средства против террора то отмену выборов губернатора, то переход к выборам по пропорциональной системе. Норвежские власти уже заявили, что ответом на кровавый теракт в их стране будет… еще большая свобода! Во как! Не запугаете, сукины дети! Норвегия будет свободной! Пусть даже мертвой.

Думаю, излишне говорить, что ни ужесточение режима, ни его дальнейшая либерализация не станут решением проблемы терроризма. Террор – это последний оставшийся метод в борьбе с Системой. И те, кто берет его на вооружение, - это не банальные психопаты и отморозки, это люди, убежденные в правоте своих воззрений, причем настолько, что готовы ради торжества своих идей принести в жертву не только других людей, но и себя. В каком-то смысле, Брейвик – это белый шахид, хотя ему, как видно, предпочтительнее именоваться крестоносцем. Борьба с террором – это борьба идеологическая, борьба духовная. И неважно, кто одержит в ней верх – правые или левые, исламисты или неонацисты. У Европы нет сил для такой борьбы. Значит, она обречена.

И еще одна невольно напрашивающаяся мысль: как себя чувствуют мальчики и девочки на Селигере? Не бродит ли в окружающих их лагерь лесах какой-нибудь право-левый радикал с автоматическим оружием? Ребятам из ФСБ не мешало бы проверить эту версию. А то не ровен час…