Парус-артемон

Константин Рыжов
Сравнивая между собой типовые корабли начала и конца средневековья сразу можно отметить их главное отличие: если в конце античности морское судно было по преимуществу весельным, а парус играл только вспомогательную роль, то в начале нового времени судно стало исключительно парусным и совершенно лишилось весел. Над развитием и совершенствованием парусного вооружения корабля прежде всего работала творческая мысль средневековых мастеров. (Это, впрочем, вовсе не означает, что большие гребные суда – галеры – исчезли совершенно. Нет, галеры широко использовались (главным образом как боевые корабли) еще в первой четверти 18 века, но конструктивно они очень мало отличались от тех образцов, которые были созданы еще в античности). Первое изменение в парусном вооружении средиземноморских судов касалось числа парусов. Уже в поздней античности помимо мачты с главным парусом появилась вторая мачта с носовым парусом – артемоном. Изобретение артемона явилось серьезным шагом вперед в мореходном деле, поскольку благодаря ему появилась возможность ходить не только при попутном, но и при боковом ветре, что раньше было совершенно невозможно.

Культура Древнего Рима   http://www.proza.ru/2010/07/27/1457

Хронология великих изобретений http://www.proza.ru/2011/03/26/354