Чуть помедленнее, кони...

Ирина Шульц
               


   Судьба  отмерила  ему  ровно  столько,  сколько  посчитала   достаточным.  По  человеческим  меркам,  несправедливо  мало.   Но  зато  в  его  жизни  было  всего  с  лихвой:  темперамента,  таланта,  любви,  дружбы,  народного  обожания,  впечатлений,  потрясений.

   Есть  даты,  которые  невозможно  забыть.   Одна  из  них - это  25  июля  1980  года,   день  ухода  из  жизни   выдающегося  советского  поэта-барда, артиста    театра  драмы   и  комедии  на  Таганке  Владимира  Высоцкого.   
Он  дарил  нам  свои  песни,   радовал,  удивлял   и заставлял  задумываться  над  истинными  ценностями  жизни - справедливостью,   дружбой,   любовью.   Он   прожил  всего  42  года, короткую,  но  яркую  жизнь.  Прошёл  31 год,  а  сердце   до  сих  пор сжимается  при мысли,  что  его  нет  с  нами.   Потрясение,  которое  мы  испытали,  узнав  о  смерти  Высоцкого,  сопоставимо с  личной трагедией.    
   Если  бы  кони  несли  чуть  помедленнее!

   В  1960-1980-е   годы   в  стране  трудно  было   найти   дом,   квартиру,  где  бы  не   звучали   песни  Высоцкого,  чаще   всего   переписанные   на   магнитной ленте,   не   всегда   качественной.  Его  песни   я   впервые    услышала   в  начале  шестидесятых,  в  гостях.  Сын  наших   друзей,  восторженно  сообщил,  что  достал  у  кого-то  кассету  с  песнями  Высоцкого.   Запись   была  очень  плохая,   он   буквально  "переводил"  мне  каждое  слово.   Естественно,    восторг  такой   «концерт»  не  вызвал,  скорее   наоборот.  Но  когда   удалось   найти  добротные  записи   и   услышать   слова  песен,   Владимир  Высоцкий   навсегда  запал  в  душу.  В  начале  семидесятых  годов  мне  посчастливилось  посмотреть в  театре  на  Таганке  спектакль  «Гамлет».
 
   Роль  Гамлета   о  предназначении   человека,   словно  поставившая  его перед  «последними»   вопросами —  о  соотношении  «быть»  и  «не  быть»  в  человеческой  судьбе,   стала  для  Высоцкого  центральной  в  его  творческой  судьбе,   он  играл  её  без  замен  до  конца  жизни.

   
   24  июля,   в  Российском   Центре   науки  и  культуры, в Ереване, проходил   концерт,  посвящённый   памяти  Владимира  Высоцкого.   Это  авторская  программа   Арама  Гюрджяна,   подготовившего  прекрасную   подборку,    песен  и  стихов  Высоцкого.
  Арам  Гюрджян автор  двух  поэтических  сборников,   обладатель  высшей   награды  Международной  академии  телевидения  "Эфирная шкатулка".  Лауреат  Международного  конкурса  Бардовской   песни  "Сиваш-2006" и первого  Международного  фестиваля  "Русская песня"  российских  соотечественников  в  Москве. 


     После  концерта  народ  расходился  неохотно,  люди  переговаривались,  делились впечатлениями. В  этой программе  есть  главное - огромная   любовь  автора  к  своему  герою  и  желание  рассказать  о  нем,  как  можно  больше,   особенно   молодёжи,  которая  не только  плохо  знакома  с  его  творчеством,  но  иногда даже не  знает его имени. Я слышала в маршрутке такой диалог:
- Девушка, вы очень похожи на Марину Влади!
- Марина  Влади… А кто это?
- Французская  актриса, жена  Владимира  Высоцкого.
- Высоцкий… А кто это?

  И так бывает...

  Владимир  Высоцкий  облагораживал  и  очеловечивал  наше  не очень  благородное  и  человечное  телевидение.     Песни  Владимира  Высоцкого  популярны   и  актуальны  и  в  наше  время.   Жаль  только,  что  так  мало  его  песен звучит  по  радио  и  телевидению   сегодня.  А  причина,  та  же   что  и  раньше:   правда режет  слух,  в  стране  и  так  трудно  и  неспокойно,  поэтому  народ  лучше  убаюкать  сладенькой,  глупенькой эстрадой.    Но  мы  и  сами  не  желаем  раздражаться,  вновь  и  вновь  узнавая  себя  в  портретах,  написанных  Мастером.  И  так,  мол,   время  тяжелое.  Лучше  посмотрим  мыльную  оперу...
Есть,  конечно,  и   вторая  причина:   нынешние  руководители  независимых телеканалов  и  радиостанций,  воспитаны   на   другой   культуре  -  рок-музыке,  причем  по  большей  части - западной.  Её  образцами  они  в основном  и  делятся  со  зрителем  и  слушателем.  Это  неплохо,  но  хотелось   бы   пожелать не  забывать  и  про  миллионы  людей,  выросших на  песнях  Окуджавы,  Высоцкого,  Галича... 

   Их  умные  стихи  нужны  сегодня  не  меньше,  чем  в  застойные  годы.
Не скатиться бы снова в дом, который "погружен во мрак", не оказаться обложенными со всех сторон красными флажками, как те волки из легендарной песни.
   
Высоцкий  востребован,  как  и  раньше.   Это   наша  юность,  наша  молодость,   большая  часть   нашей  жизни,  и  нашей  общей  судьбы.

   Я   фотографировала  и  артиста, и  зрителей,   а  когда  посмотрела  на  снимки,  поразилась:  на   одухотворённых  лицах   людей,   целая  гамма   чувств:  доброта,  нежность,  грусть  по   прошедшей  молодости   и,  конечно  же,  острое  чувство   сожаления   от  слишком  раннего   ухода  такого  человека.      
   В  заключение   программы,  Арам  Гюрджян   исполнил  одну  из  песен  собственного сочинения,  посвящённую   Высоцкому.

   Владимир Высоцкий был для власти, особенно в первые годы, автором подпольных, полу-блатных песен. С ним можно было сделать что угодно. Вплоть до запрета на профессию.
Официальный брак с иностранной гражданкой переводил Высоцкого в иной статус. Тем более брак со знаменитой французской актрисой. Абсолютно невыездному Высоцкому дают разрешение на поездки за границы СССР.  В  Париже  выходит диск-гигант его песен.

   
   Власти, однако, предпочитали не замечать этой популярности. Стихи Высоцкого не допускались на страницы книг и журналов; за всю его жизнь в СССР вышли лишь несколько его грампластинок-миньонов (по 3-4 песни на каждой). Высоцкий не являлся членом творческих союзов и потому не имел официального статуса литератора или композитора. Многочисленные выступления поэта перед публикой носили обычно полулегальный характер и часто оборачивались неприятностями для их организаторов.

   Огромное напряжение на пределе человеческих сил в последние годы, болезненно переживаемое непризнание официальной литературой, подорванное здоровье оборвали жизнь Высоцкого на творческом взлете.

   Его смерть и похороны в дни московской Олимпиады стали событием национального масштаба и вылились в первое за долгие десятилетия советской истории массовое народное волеизъявление.

   Официальное  признание  поэта  состоялось  лишь  в  эпоху  «перестройки», во  второй  половине  восьмидесятых.

   Первый сборник поэта «Нерв» вышел  лишь после его смерти, в 1981году.  В  1987 году ему  была  посмертно  присуждена Государственная  премия  СССР.  В 1989г.  В  Москве  был открыт  Центр-музей  В. С. Высоцкого.   
   В  русской  поэзии  двадцатого  века,   Высоцкий  по  праву  занял своё  высокое  место.

   Пять лет  назад,  побывав  в  Москве,  как  и  в  предыдущие  приезды,  я пошла на Ваганьковское кладбище, поклониться его  могиле.  Горькое и  досадное  чувство, когда прямо  перед  входом на  кладбище  сразу  в нескольких  будочках,   продают  фотографии  Поэта,  записи его  песен на разных носителях  и   беспрерывно, оглушительно звучат  песни в его  исполнении для  привлечения  клиентов.  Всё это в непосредственной близости от места его последнего упокоения.

   Все, что было у Высоцкого, все, что случилось в его жизни, превратили в товар. Его слава, его обожание, его болезни, страдания, комплексы, радости, надежды - все на продажу... Поражает активность и предприимчивость  торговцев славным именем.

   …На  Ваганьковском   кладбище   памятник   Владимиру  Высоцкому  встречает  всех  поклонников  кумира,  а  на  небе  ярко  горит  звезда “Влад Высоцкий”,  которая  значится  под номером  2374  в  Международном каталоге  планет.
 
   Ах,  если  бы  кони  несли  чуть  помедленнее…



 Фото автора.
 
  Автором частично использованы материалы, заимствованные из интернета.