Немного о внуке

Валентина Бурлуцкая
   


 Листая старые заметки, наткнулась на "зарисовки с натуры" - то, что я записывала за своим внуком Глебом. Сейчас он уже большой, ему скоро будет одиннадцать лет, а записывать начала лет с четырёх... Итак:   



Стоим с Глебом у цветника. Он говорит: Какие анютины глазки красавицы, как женщины!
   Я - « А что, все женщины красавицы? Он - Да, все. Я - А я тоже красавица? Он посмотрел на меня скептически и говорит: - Нет, ты не красавица, ты уже старая» 



           Глеб мне: « Давай накрашу тебе глаза зеленкой, ты у меня будешь такая краса-а-вица! Давай я из тебя принцессу буду делать. Распустил мне волосы, расчесывает и пытается безуспешно надеть резинку. Пыхтит, старается. Я  - «Что, не выходит из лягушки принцесса? Процесс видимо необратимый»? Он  не спорит со мной насчет лягушки и говорит сердито: «Василиса премудрая  получилась красавицей потому, что она молодая была »! Железная
логика, и не поспоришь.

     Опять сегодня делал из меня принцессу. Сначала накрасил мне глаза. Тени накладывает как заправский визажист. Потом долго расчесывал волосы. Цвет ему нравится. Говорит: « Как золотые. Такие всегда у принцесс бывают». Я – «Вот только цвет и остался, как у принцессы. А так, какая уж тут принцесса»?! Такая толстая и вдруг – принцесса»  Он с горячностью –«   Вот я видел ДЕВИЦУ, толстая, но все равно красивая». Нацепил мне на макушку заколку- это моя корона. Волосы заколоть не дал. « У принцесс всегда волосы  распущенные бывают, - говорит. Отошел на несколько шагов. Посмотрел, посмотрел и говорит: - « Жалко, что не молодая»
         

          Дед привез с рынка цветы. Красивый букет из палевых лилий. Глеб; « Это маме цветы»? Дед – «Нет, это букет для Аллы Алексеевны, у них сегодня годовщина свадьбы. Алла Алексеевна – невеста» Глеб сердито так: «Какая свадьба, какая невеста, она ведь старая»! И продолжает тоном, не допускающим возражения: «Таких невест не бывает! Жалко, что маме такие цветы не купили!» Дед « А мама может быть невестой»? Глеб с восторгом: - « Да, может! Я видел, она настоящая невеста. Краса-а-вица!»
 ( видел на фотографии)


        Любит сам собирать цветы, делает букеты, любит дарить цветы девочкам,  дарит мне, но, уходя, домой, обязательно  забирает цветы. Спрашиваю: «Зачем забираешь мои цветы? Ты ведь мне их подарил?» Он  виноватым тоном: «Понимаешь, я ведь для мамы не набрал цветов, а  как она без цветов будет жить»? И очень доволен, что я разрешаю  цветы забрать.


Сегодня 21 сентября

         Играем с Глебом вечером на улице. Играли в космонавтов. Я – мама, он – папа, кукла – голыш – наш ребенок. Летали на Марс.  Потом Глеб вообразил себя плезиозавром и воровал у меня ребенка.
Поиграли, а потом я и говорю, мол,   ребенок испугался, нужно его успокоить. Он подает мне куклу и говорит: « Согрей сынка. Сказку ему расскажи». Я спрятала куклу под куртку и начала: «Жили - были дед и баба. И была у них курочка ряба»…. Глеб раскинул руки в стороны и,потряхивая кистями рук, 
( это у него характерный жест) возмущенно закричал: « Какой дед, какая баба? Какая курочка ряба?!  Ты ему  что – нибудь романтическое расскажи; - и продолжает ворчливо; - курочка ряба, курочка ряба…»  Я начала оправдываться, мол, он маленький, что же ему рассказывать нужно?. Он забрал куклу, прижал к себе и начал рассказывать сказку про принцессу. Собрал вместе несколько сказок, но довел до логического конца. Интересное получилось соседство – Шрэк, королевич Елисей, Златовласка и, почему– то -    баба Яга. Вот такие, оказывается, существуют  атрибуты романтичности.

             Глебу очень нравится играть в игру – перевоплощение в животных. Если он собака, то его зовут Бродяга. Если играет с Машей, то она - Леди. Ему нравится мультфильм « Леди и Бродяга».

          В последнее время понравилось ему игра в космонавтов. Он то представляет себя космонавтом, то пришельцем. Игрушкам требует найти космическое название и предназначение. С удовольствием поет космическую песню:
« Я Земля, я своих провожаю питомцев,
 Сыновей, дочерей
 Долетайте до самого солнца
 И домой возвращайтесь скорей»
Я знаю только эти  слова, дальше не помню. Он требует, чтобы я вспомнила и несколько дней спрашивал: « Ну что, вспомнила»?
    Сейчас не спрашивает, то ли забыл, то ли решил, что бесполезно спрашивать.


         Очень чутко улавливает красоту и совершенно не по- детски выражает восторг. Обороты речи красочные, и совсем взрослые. Поехали на залив в Стрельну. Оставили машину на стоянке и идем к заливу. Там вдоль дороги растут клены, дубы, березы. Я – «Смотри, какой клен!» Он –« Я   и представить себе не мог, что здесь растет такой клен!» Идем дальше, видит дуб, потом большую березу и говорит: «Ума не приложу, как здесь выросла такая большая береза»! И это речь четырехлетнего малыша...


                Зову Глеба обедать. Он - « Что мы будем есть»?  Я - «Что – нибудь»  Поел суп, курицу, попил квас. А потом мне на ухо тихо: « Бабушка, ты забыла мне дать нибудь - что». Очень обиделся на меня за то, что я начала смеяться.               



     Сегодня попросил меня сделать ему рыцарский костюм.  Надела на него свою кофточку без рукава, (это у нас кольчуга, предлагала надеть дедову дырчатую футболку – отказался) вместо пояса завязала шарф, ( ему не понравился длинный кожаный ремень деда) вместо перчаток повязала накрест кусочки полосатой ткани. Он надел еще каску, взял в руки линейку и говорит, что у рыцаря должен быть еще и  щит. Сделали щит из крышки обувной коробки. Очень заинтересованно смотрел, как я делаю дырочки в крышке ножом и продеваю резинку. Говорит мне с восхищением: «А кто тебя научил делать такой щит»? Я - « Сама догадалась, - завязываю резинку и спрашиваю:- Ну что, нравится?
Он взял щит в одну руку, линейку в другую, смотрит  с восхищением на себя в зеркало и говорит: «Настоящий рыцарь»!(резинку у строительной каски ярко-жёлтого цвета заправил за уши, вид очень комичный)


      Несколько дней говорят с дедом о ловле акул. Сегодня шли к нам и опять обсуждали ловлю акул и китов. Спрашивал, чем киты отличаются от акул. Уяснив себе, что маленькие киты пьют мамино молоко, как люди, Глеб решил: кашалота, и вообще китов, не ловить.
У нас дома часа через два слышу, опять они с дедом говорят об акулах. Обсуждают не только размер самих акул, но и  длину их зубов. Благо в рекламе зубной пасты есть сюжет о количестве зубов у акулы. Договорились до того, что  вроде уже поймали акулу и Глеб спрашивает: « А как мы её домой занесем?
Дед - Я привяжу ей веревку за хвост, и буду тянуть, а ты возьмешься за голову и будешь мне помогать. Глеб – Ага,ты что, она мне руку откусит... Нет! Постой, у меня есть план. Ты ей сначала веревкой рот завяжешь»!
     Оба довольны друг другом и собой. Дед потихоньку смеётся довольный его сообразительностью, а Глеб доволен тем, что решен вопрос безопасности при транспортировке акулы. И, именно он, Глеб решил этот вопрос. Сейчас обсуждают, что едят у акул. И едят ли их вообще. Для своих четырёх с половиной лет, Глеб много знает не только о самих животных, так сказать, как они выглядят. Но и о повадках и многом другом. Ему это интересно. Много расспрашивает, смотрит в книгах, если есть то, что ему нужно. Если нет в книге, расспрашивает в течение нескольких дней. А частенько и нам в книгах  приходится рыться , чтобы ответить на его вопросы.


            Я занимаюсь консервацией на кухне, Глеб сидит рядом. Разговариваем... Говорит мне, потирая руки – Поймаем акулу, вот икры будет много, на всю зиму хватит! - Разочаровался, когда дед ему объяснил, что у акул яйца, а не икра.


     Дед возил меня на лечение в санаторий (в Петергоф) и там, на рынке, в зоомагазине увидел симпатичных морских свинок. Вечером рассказали об этом Глебу. Сказали, что нужно спросить разрешение мамы, чтобы купить зверька. Дня через два он говорит: «Ну, давайте, покупайте мне этого поросенка. Я удивилась, какого такого поросенка? А он мне ворчливо: «Какого, какого? Морского»!
 Купили ему трехцветную морскую свинку. Назвал он его Хомка. Правда впоследствии у него появилась еще одна кличка – Хрюк, это потому что свинка очень смешно похрюкивает.
Вообще очень забавный зверек оказался этот Хрбк, сначала он  был очень пугливый, а сейчас дается в руки и очень забавно бегает, подпрыгивая, по дивану. Вчера даже спрыгнул с дивана, и мы его с трудом поймали.


      Маша пригласила Глеба на день рождения. Отмечали День рождения в  Макдоналдсе.
Вечером, накануне празднования, готовили с ним особый подарок для Маши – бусы и браслет из черного бисера и бусинок. Глеб очень старался и все переживал, понравится ли его подарок подружке. После празднования пришел в приподнятом настроении, и говорит мне: « Бабушка, Маша меня поцеловала вот сюда, показывает на щечку, по-настоящему! Я ей косметику подарил, «Маленькая фея» называется, и перстень драгоценный, и бусы!
    У него последнее время тяга к «зокровищам», купили ему несколько детских колечек, я дала бусы – счастлив безмерно. Постоянно у всех выпрашивает цепочки, подвески - чтобы подарить Маше. Говорит мне :« Она ведь моя невеста, я должен ей драгоценности дарить. А тебе,  зачем цепочка, ты ведь уже старая»?

  Долго не записывала ничего за Глебом, не до того было. Умер наш дорогой дедушка.Глебу не сразу сказали о смерти деда. Боялись. Поговорили с психологом, как помягче преподнести ему эту новость. Мёртвым он дедушку своего не видел, а сказали Глебу о том, что деда больше нет только на девятый день после го смерти. Не хочу вспоминать об этом, больно!

 Я говорю ему как-то, вот, мол, ты говоришь, что я старая, поэтому  мне осталось недолго жить. Он как-то так задумался вначале, а потом вроде и забыл о нашем разговоре, но это я так подумала, а он, оказывается, все обдумывал, сказанное мной, потому что часа через полтора говорит мне: « А те, кого сильно любят и кому помогают, не умирают. Ведь я же тебя люблю. И помогаю тебе!
 
   Дорогой мой маленький человечек, как много еще в твоем сердечке тепла и любви к взрослым! Не оскудело бы в твоей душе добро! Такой хороший, добрый мальчик растет. Меня иногда даже беспокоит его послушание. Не стал бы он орудием чьей-то  злой воли!
 
  Вон дети в садике обижают его тем, что показывают ему язык, или дразнят. Он очень расстраивается по этому поводу. Я научила его, чтобы он сказал тем, кто язык показывает, что у них язык отрастет, как нос у Буратино, и не будет помещаться во рту...
 Нужно будет спросить у него, применил ли он это на практике, и как дети на это отреагировали.

               


17 января 2007 года
 
     Сегодня на ужин сварила ему паровые котлеты и рисовую кашу. Посадила есть.   Он подцепил котлету на вилку и говорит мне : - А почему у меня котлета голая? ( Рядом, на тарелке у Олега, лежали обычные жареные котлеты)
Говорю ему, что мама велела приготовить ему диетическое блюдо на ужин. Потому- то у него такая котлета.
Глеб с недовольным видом съел кашу, а котлету есть не стал. В этот вечер его забрали домой рано, и я дала ему с собой две котлеты и немного каши, чтобы он поел дома. Лоток с ужином он забрал с удовольствием, только все ворчал, что уже поздно и ему дома не дадут съесть эти котлеты вечером.


В свой день рождения Глеб заболел ветрянкой. В этот день у них в садике был новогодний утренник. Все прошло замечательно. Мама с папой были на утреннике, у Глеба была  большая роль Деда Мороза, но он знал слова всех персонажей новогоднего сказочного представления.

    Вот мы с ним обсуждаем события этого праздничного дня, и он вдруг мне говорит: - А у меня на ноге три раны! Посмотрела, это началась ветрянка. На следующий день появилось так много высыпаний, что пришлось его всего изукрасить зеленкой. Очень сердился на нас, за то, что мы над ним подшучиваем. В тот день у них в группе заболело сразу восемь человек.

   Почти три недели не ходил в садик. До сих пор еще зеленка не везде отмылась. За время болезни  появились на свет две новые истории из жизни Плюшки – Лясик у нас тоже переболел ветрянкой и тоже ходил весь зеленый. Глеба это привело в полнейший восторг. Несколько раз напоминал мне, чтобы я не забыла записать эту сказку.   




    Уже лето 2007 года. С 1 июня Глеб в садик не ходит. Мы с ним дома. Недавно купили и установили ему новый бассейн – он намного больше и глубже того, что стоял раньше в саду. Тот покупали еще  при жизни Юрия Михайловича. Очень нам всем его не хватает, особенно мне. Но ничего не поделаешь – жизнь продолжается, как бы ни хотелось повернуть время вспять…

    Глеб очень вырос, заметно повзрослел. С ним спокойно можно уже обсуждать совершенно недетские проблемы. Боится, что я стану старой.  Напоминает мне о том, что пора красить  волосы, чтобы не было видно седину. Для него седые волосы - главный признак старости. Ведь дед был совсем седой...
     Постоянно нахваливает меня. И готовлю – то я лучше всех, и самая добрая, и самая лучшая в мире бабушка. Так он мне почти каждый день говорит.


     Глеб с родителями ездил в Крым в сентябре, а я – в санаторий в Беларусь. Глеб привез столько впечатлений! Наш малыш тоже стал намного взрослее. Хотя он, даже будучи совсем маленьким, порой высказывался совершенно не по - детски.



                23 декабря 2007 года
    Так быстро летит время. Уже скоро Новый год. Глеб ходит у нас на подготовительные курсы в школу.
Вчера у них в школе был утренник. Мы с Таней ходили на утренник. Мне понравилось. Наш Глеб – самый видный мальчик среди детей двух групп. Дети пели французские песенки – они изучают французский язык. Это было так трогательно.      

    
    Недавно Таня(мама Глеба) рассказала такой смешной случай: Таню попросили забрать из сада друга Глебушки- тоже Глеба. Едут они домой. Оба Глеба что-то оживленно обсуждают сзади. Таня в какой- то момент заинтересованно прислушалась и вот что она услышала:
Наш Глеб: -Отец мне скоро клячера купит. Буду ездить возле дома. Видел, там лошади паслись? Ну, вот и я буду там скакать на клячере». Таня, не выдержав, рассмеялась. «Кто такой клячер? – спросила она. Ну, конь, - говорит Глеб. А почему клячер? – спрашивает Таня. - Ну потому, что молодой конь очень дорого стоит и вы мне его не купите, ведь так! –запальчиво ответил Глеб.
 Это случилось вскоре после покупки новых машин для родителей.  Глеб был свидетелем неоднократных разговоров по поводу покупки машин. Долго обсуждались  все аспекты приобретения машин- что выгоднее, купить новую, или подержанную машину... Вот ребенок и сделал свои выводы в пользу клячера.

 

       Глеб летом ездил в  биологическую научно-познавательную экспедицию на Полярный круг. Экспедицию устраивали работники Московского университета и Питерского дайвинг центра. Экспедиция оказалась очень интересной. Ребёнок наш как-то заметно повзрослел, хотя в группе он был самым юным участником экспедиции.
Он привёз из экспедиции не только массу впечатлений, но и грамоту за первое место в конкурсе рефератов.Глеб изучал морскую звезду и написал об этом реферат.

        Глеб с родителями постоянно ездит на погружения.Он тоже стал дайвером, сдал экзамены, получил сертификат и уже погружался в Крыму на 11 метров.А этой зимой плавал с Белухами в полынье на Белом море.

    Я точно знаю- из него вырастет хороший, добрый и умный человек.Уже сейчас эти черты характера присущи ему в полной мере, и меня это радует.