***

Павел Бессонов 3
О ТЕХ,КТО РЯДОМ
                рассказы
                О ТЕХ, КТО РЯДОМ С НАМИ

                Стрижи
 –Папа, папа!  К нам птичка  залетела!
В углу  детской комнаты, за коробкой  с автомобильчиками, действительно лежала птица.  Черное ее оперение   отливало синевой ,круглый черный глаз смотрел настороженно.
 Когда я попытался взять птицу в руки, она зашевелилась беспомощно, но не вспорхнула. Я взял ее   и она  вцепилась в  пальцы острыми когтями  лап и  попыталась ущипнуть меня  крючковатым  хищным клювиком  за  руку.
Это  был стриж. Взрослый ,но наверняка молодой, недавно выпорхнувший из гнезда. В погоне за каким ни будь насекомым, он залетел в открытое окно  комнаты на седьмом  этаже и, « не справившись с управлением» среди четырех  стен  и предметов вроде люстры, книжного шкафа со стеклянными  дверцами, рухнул на пол.–
– Смотри,– сказал я сыну ,– какие у него большие крылья. Он   добывает себе  пищу на лету хватая всяких  насекомых. Видишь, клюв у него небольшой, но широкий. с загнутым крючком верхом, как у орлов или  соколов.  Такой клюв крепко удерживает пойманную добычу. Ведь  это может быть  крупный  жук, шмель  или  стрекоза
–  А лапки с когтями? Он как орел может схватить ими  добычу?
–  Нет, – ответил я , – такие крепкие  лапы с когтями ему нужны чтобы  держаться на скалистом склоне где он обычно выбирает  расщелину для гнезда или в городе, где он он  находит углубление в стене, между  плит . Он отдыхает после полетов и даже спит ночью примостившись на  выступе стены или камня. Он с трудом двигается по  гладкой поверхности и поэтому  не мог взлететь с пола.
– Может быть он  ушибся и не может летать? Оставим его у себя. Я буду ему приносить жуков…
– Нет. Он   здоров. . Он сможет летать.  А теперь, смотри!
Я подошел к открытому окну, раскрыл  ладонь. Мгновенно отцепившись от пальцев, стриж унесся  в небо.
–  Видел? Наверно уже начал свою охоту. Проголодался  лежа на полу в твоей комнате. Посмотри, там его братья  словно стригут  воздух. Он недаром их называют – стрижи.




                Мышь
Я сидел перед этюдником с картоном и  делал набросок  будущего натюрморта. В этой мастерской жила мышь. Она появлялась из щели в углу и утаскивала к себе  кусочек  хлеба или колбасы оставленного на полу. Делала она это бесшумно и мгновенно. Это было очень просто. Я решил усложнить задачу получения съедобного  подарка.
Я вбил гвоздик в деревянную стену  над норкой и на  крепкой нитке   с полметра длиной, привязал корочку хлеба так, чтобы  она лежала на полу и стал  смотреть.
Мышка, как всегда ,схватив зубками  корочку , быстро потащила ее к себе в норку. Но  корочка, к её удивлению, видимо , вырвалась и ,качнувшись на нитке , вновь очутилась  на прежнем месте.
Это наверняка озадачило мышь, но запах корочки хлеба по-прежнему привлекал. Она еще раз делает попытку – и тот же результат. Занимаясь своим делом, то есть рисованием, я считал, сколько раз подряд мышь попытается утащить корочку. После пятой попытки мышь только выглянула из норки и спряталась. Я ушел из мастерской и вернулся следующим утром. Корочки не было. Нитка была цела, не развязана. Наверно ночью, без посторонних, то есть меня, мышка  разгрызла корочку не затаскивая её в норку.


   
                .Хомка
Жилище для  хомячка Сережа  делал вместе с папой. В плоской коробочке из под каких- то витаминов вырезали отверстие – вход . Коробочку положили в  пустой аквариум.  В углу аквариума поставили плоскую стеклянную баночку  – для  воды.
 Покупать хомячка Сережа пошел с мамой на рынок.  Ему приглянулся   белый с несколькими черными пятнышками.
– Вот этого,  – показал  Сережа  и продавец  подал ему хомячка в стеклянной банке.
. – Кормите семечками. Не жареными.– сказал продавец.
–  Я буду  звать его Хомка.–сказал Сережа маме.
Посаженный в аквариум , Хомка сразу нашел  отверстие в коробке и юркнул внутрь.
Сережа ждал долго, когда  хомячок выйдет а потом спросил у мамы, что делать.
– Сейчас выйдет, – улыбнулась мама и стала насыпать на крышу домика зерна. – Ну вот, и вышел!…
Хомячок  набил рот зернами и нырнул в  домик. Тут же вылез и вновь набил защечные мешки зернами.
– Он не успокоится, пока все не перетащит. – сказала мама.  – А выходить гулять он будет под вечер и ночью.
На другой день  придя из садика  Сережа постучал по крыше домика пальцами и пока хомячок  искал зерна ,взял его в руку.
Маленький пушистый комочек не  вырывался, сидел в руке тихо.
–  Сережа! Не бери хомячка в руки! – сказала мама  , заходя в комнату.
– Я осторожно..– Сережа гладил пальцем хомячка, выглядывающего из его горсти.
– Положи в аквариум, Сергей!– повторила мама.
Вечером, когда мама  оставив  зеленый  ночничок, выключила свет и ушла, Сергей вылез из постели и взял хомячка в руки.
–  Я немного с тобой поиграю и опять посажу в домик, ладно?
Маленький пушистый комочек ползал по груди Сережи, змирал у него в руке, как в домике.
Сережу одолел сон и он не заметил, как уснул. И во сне он видел  хомячка и играл с ним.
Утром Сережа поднялся с постели после стука мамы в дверь комнаты. Он подбежал к столику, на котором стоял аквариум. Аквариум был пуст. Так  значит, он не отнес Хомку вечером в аквариум?
Сережа вернулся  к кроватке, поднял одеяло, подушку – хомячка не  было. Он поднял матрас и увидел – вытянув задние лапки , чуть приоткрыв глаза , хомячок неподвижно лежал на фанерном поддоне кроватки.
– Мама, мама!   – закричал Сережа в отчаянии, понимая, что  Хомки не стало по его вине.


                Птенчики
Я вместе с мамой поехал в  деревню , к тете  Дарье. В большом доме половину занимали сени,  где хранился  различный инвентарь нужный в хозяйстве. Над сенями  был сеновал, куда летом  накладывали  сухое сено  для  зимнего корма коровы. На сеновал вела приставная  лестница.
Я осмотрел все хозяйство , двор с курятником, коровьим сараем, крольчатник. Со всем этим управлялись тетя  Дарья и  дядя Иван, её муж, механик тракторного парка.
–  А у нас на сеновале что-то есть, –  сообщила мне  Танька, дочь тети Дарьи, девчонка на год меня меньше.
– Врешь ты, как всегда.– ответил я.
– Полезли, покажу…
На сеновале было  душно от  запахов сена, пыльно и больно кололи  босые ноги стебли грубых трав.
– Вот ,смотри!  – Танька разгребла  сено  и у ската крыши и обнаружился  проход наружу.
–  Смотри сюда, ближе!
На краю , в аккуратно сложенном  из травинок гнезде ,прижавшись друг к другу сидели  четыре птенчика.   Фиолетово- розовые , в пупырушках будущих перьев, они быстро  дышали. Глаза их были закрыты пленочками век.
Вдруг, как по команде ,  они раскрыли клювы, розовые  внутри, отороченные яркими  желтыми полосками. На край гнезда вспорхнула птица, быстро сунула свой клюв с какой - то добычей  в  раскрытый клюв одного из птенцов и упорхнула. Птенчики закрыли клювы . А получивший еду сделал   глотательное движение  головой и шеей, и тоже затих.
– Ну, видел?
– Здорово!  – признался я.
Я словно прикоснулся к какой - то тайне жизни, до того мне не известной, и этот случай запомнился мне навсегда.






                Морской  бычок.
В море у  поселка Песчаное  метрах в тридцати от берега была  подводная каменная  гряда. Доплыв до нее можно было стоять по колено в воде и   ловить бычка на удочку.
Я пришел выкупаться и позагорать. С собой  я прихватил маску для подводного плавания и малый  гарпун – метелку.
Море было  тихим, солнце  палило во всю. На гряде стояло человек пять рыболовов. Вздергивая удилищами они пытались  приманить рыбку.
Подплыв к рыбакам, я поинтересовался  клёвом.
–  Жара. Ушел бычок на глубину. Нет его……
Надев маску, с гарпуном в руках, я нырнул с гряды .Глубина была примерно  два-два с половиной метра и в прозрачной воде просматривался каждый камешек.  Между камнями стадами  проплывали бычки. Они не реагировали на  крючки рыболовов с наживленными  червяками.
Выбрав  крупного  бычка / в воде сквозь стекло маски они кажутся намного больше, чем в натуре / я подцепи его на гарпун и всплыл.
– Там бычков тучи!
– Аппетиту у них нет. Надо сматываться. – заявил один из рыболовов действительно подматывая снасть.
Я вновь нырнул и поплыл под водой вдоль гряды. На плоском камне я заметил большого  бычка и у же прицелился  гарпуном, как он резко вильнув всем телом , отплыл от приметного камня.
Вынырнув и набрав воздуха я поплыл в обратную сторону и вновь увидел бычка на том же камне. «Что он делает на  этом плоском камне?»  подумал я и  нырнув глубже, приблизившись лицом к камню от которого опять быстро отплыл бычок.
Все стало ясным : на камне,  в трещине продолговатым  холмиком лежала икра. Бычок, отец  будущего семейства, охраняет кладку и  движением грудных плавничков  освежает воду. Такой  бычок не отходит от гнезда и становится  добычей  рыболова если крючок с наживкой упадет от него недалеко.
--Ну что ж , папаша! Охраняй. Я тебя не трону.





                Бабочка
После купания мы с сыном стояли на песке, греясь в лучах утреннего солнца. На дальнем пляже еще никого кроме нас не было.  Белая бабочка, наверно обычная капустница  стала кружить вокруг меня и вдруг села на мои  ярко-синии плавки.  Сложив крылышки, она стала  ползти по влажной ткани, выпуская и убирая длинный  хоботок.
Я  махнул на нее рукой и она вспорхнула, но не улетела, а покружившись, села вновь на плавки.
– Смотри– сказал я сыну, - бабочке мои плавки нравятся.– и вновь отпугнул бабочку. Она вновь , покружившись, присела на плавки.
– Наверно ей  цвет нравится.– сказал сын.
Подошли и недалеко от нас  расположились  две девушки. На одной  был купальник  почти такого же цвета, как мои плавки. Когда я спугнул  белянку вновь, она  взлетела повыше и  перелетела на купальник девушки.
– Вот и все.  Купальник  у соседки много  больше чем  мои плавки.
Значит,  бабочки хорошо различают  цвета. Но почему  им нравится синий?  Ведь  таких цветов мало в нашей природе. Васильки  ,  цикорий…
.
               
                Рон и Мася
Маленького пуделя принесли в старой  зимней шапке. Он  был маленьким и по возрасту, и по породе  – «малый». Кошка по имени Мася долго обнюхивала шапку  и потом сидела перед  новинкой ,ожидая , что будет делать  Рон – так решили назвать пуделька. А он просто спал.
Кошку позвали на кухню  к её миске. Она аккуратно присела и неспеша стала поедать  овсяную кашу с кусочками вареной рыбы. Никак она не ожидала вторжения Рона.  Стуча по полу коготками он  направился к чашке и не обращая внимание на  Масю, какая  встопорщилась и зашипела, стал уплетать кашу. Вылизав чашку, он отошел в сторону и тут же улегся отдохнуть после обеда.
Мы всей семьёй наблюдали  эту сцену и делали выводы – наглый Рон не  даст Масе  покушать никогда.
Попытка  давать пищу в  отдельных чашках тоже провалилась – Рон  съедал свою порцию мгновенно и направлялся к чашке  Маси, бецеремонно отталкивая её морду от еды. Мася шипела, но почему то не обижала разбойника.
Только полное разделение по времени спасло Масю от голода, а Рона от обжорства.
Мася в общем -то дружелюбно относилась к  пуделю и скоро они  уже играли вместе.
Игру можно  было назвать «догонялки». Мася отдыхала на диване, куда Рон не мог никак забраться. Став на  заднее лапки он  ворчал на Масю до тех пор, пока она  не спрыгнув с дивана скачками пересекала  комнату, а Рон,  стуча коготками ее преследовал.  Остановившись  Мася вздыбливала спину, шипела,  показывая  зубы подбежавшему  Рону.
Несколько секунд  такая сцена  длилась и Мася мягкими прыжками достигала дивана, запрыгивала на него и ложилась, изображая готовность к  игре, а Рон  опять стоял на задних лапках,опираясь пердними на диван и ворчал.
Когда Мася, спрыгнув с дивана, удалялась не спеша,  Рон ее не преследовал.  Понимал, что игра кончилась и  Мася пошла по своим  делам.
Как бы продолжалась  дружба  Рона  с  Масей, когда он стал  взрослой собачкой осталось нам неизвестно. Рон прожил недолго. Он заболел и ветеринарный  врач сказал, что вылечить его невозможно.
В квартире Рона не стало . Мася  иногда  начинала мяукать около входной двери и мы знали – она вспоминает Рона, может быть ждет, что он вернется.

                Топот
Засидевшись  за книгой в дачном  домике до ночи, я решил выйти в сад. Ночь  была почти  безлунная. Среди ярких не городских звезд  слабо проглядывался узкий серпик месяца на исходе. Изредка слышалось, как падало яблоко и опять полная тишина.
Вдруг совершенно отчетливо мне послышался стук копыт неторопливо  бегущей лошади. Откуда здесь лошадь.? Да и дороги близко не  было. Стук приближался и  включил фонарик и его   луч выхватил  кроны яблонь, беленые стволы.
Стук прекратился  рядом со мной. Я осветил дорожку  между рядами яблонь и прямо под ногами увидел  крупного ежа. Не обращая внимание на  свет от фонарика он деловито обшаривал  траву около меня, потом  выбежал на  дорожку и побежал  дальше в глубь  садового участка, также  стуча твердыми когтями по утоптанному грунту дорожки.