Право на пямять. Дракон на Дерибасовской

Гуйван Богдан
                Сегодня я собираюсь обозревать рассказ Антона Мостового «Право на память». Скажу сразу: рассказ не просто понравился мне, он впечатлил и восхитил, а давно чтение не оказывало на меня такого эффекта. Начну, пожалуй, с определения жанра. Уже тут можно испытать приятное удивление, ведь нам не пихают очередных королей, просоленных рыцарей в кольчугах, пропитанных потом, тупых крестьян, живущих в собственном дерьме и мудрствующих магов; напротив, мир произведения по-своему оригинален, эдакий Гарри Поттер без наивного добра и галдящих детишек. Причем детали мира привнесены в текст так, что сначала вроде и непонятно, где фэнтези, а где история еврейской семейки в дореволюционной России, которую кто-то там ноет, что потерял. И только постепенно идет переход к магии, артефактам и прочей чехарде, которая в ПнП еще и остроумно высмеяна. Было бы побольше техники, произведение начало бы походить на техномагию или один из множества –панков, а так получилось вполне незаурядное фэнтези. Еще раз отмечу прием с обманом читателя, которому сначала скармливают одну реальность, а потом заменяют другой. Такое встречается довольно редко.

                Сюжет, как и жанровая сторона, имеет две ипостаси. Вначале читателя словно подушкой по голове бьют описанием жизни семьи Герштнер вплоть до рождения некого Яши, который с бухты-барахты становится главным героем. На протяжении не одной сотни слов непрекращающейся рекой льется авторский текст, рассказывающий эту самую историю в деталях столь не имеющих к ней прямого отношения, что все выглядит словно история настоящей семьи. Текст изобилует иронией, игрой слов и прочими видами тонкого писательского юмора. Эта часть сразу напомнила «Сто лет одиночества». Естественные вопросы: «Как же можно так складно и непротиворечиво нести такую балубень?» и «А знаменитые южноамериканские грибы здесь не при чем?». Взгляд отчаянно цепляется за знаки препинания, боясь случайно забрести в мысли сидящей на унитазе неудачницы (см. Поток сознания), но их наличие действует, словно спасательный круг. Ну а затем куколка превращается в бабочку, и начинаются «четырнадцать друзей Оушена». К Яше, подрабатывавшему ювелиром, заявляется загадочный джентльмен в шортах и предлагает заделать ему магических артефактов. Яша – потеющий лысеющий мужчинка во фраке – соглашается, потому что ему представляют веский аргумент – книгу, за которую можно и в исправительную психиатрию чисто советского типа лечь. И автором которой он является по совместительству. Мастерски вставленное отступление в прошлое не растянуто и не притянуто. За уши. Как это обычно бывает в типичном чтиве. Дальше начинается история человека, оказавшегося между молотом и наковальней. Шантаж, скрытые угрозы и тонкие диалоги, тонко намекающие на нехорошие последствия в случае невыполнения заказа прилагаются. Субъективно, мне эта тема близка. Объективно, сюжет развивается без провисаний и ровно, что не дает заскучать до самой развязки.

                Наконец, не могу не упомянуть, что сюжет неплох и потому, что так запросто пересказать его в двух словах не получилось. А также потому, что не вынуждает в определенный момент подумать: «а, ну понятно все, теперь я знаю, чем все кончится». Даже спойлерить не захотелось, потому что есть о чем. Финал отличный и непредсказуемый.

                Герои они как герои. Для рассказа подобного объема персонажи выписаны неплохо, но, учитывая уровень исполнения в остальных аспектах, хотелось бы большего. Ян – потный лысеющий мужчинка. Его отец – та еще хитрая изворотливая тварь. Влац – настоящий профессионал. Ну а в остальном сложные и незапоминающиеся имена, мало что под собой скрывающие.

                Стиль хорош до того, что я даже приведу несколько цитат, что делаю очень редко. Все настолько плавно и вылизано, что можно даже заподозрить, будто автор – печатающийся писатель, или, что еще хуже, текст украл. Что лишний раз доказывает, каким удачным и цельным является рассказ. Особенно на фоне последних двух произведений, подвергнутых мной разбору. Стилю ПнП присущи весьма недурственные аллюзии вроде Холма по прозвищу Тихоня, увертюры к «Черному металлу», города Содеи, и Империи, у которой всего одна невоенная технология, которой можно гордиться. Присущи также удачные и одновременно оригинальные сравнения («…когда глаза Яша перестанут быть похожими на кроликов, которые вдруг выпали из клетки и теперь мечутся по полю, пытаясь понять, куда делись привычные стены…»). Ну и без иронии, о которой я упоминал во вступлении, никак: «сломанное Неразрушимое Кольцо», «эльфы, которые уплывают, уплывают и все никак не уплывут», «новая страница в истории. Правда, криминальной».

                Итак, «Право на память» - это удачное фэнтези с элементами стеба, отличными диалогами, игрой стилей, неплохими персонажами и весьма оригинальным сюжетом. Обычно я долго расписываю недостатки, чтобы потом сказать: «а в целом неплохо», но этот отзыв вышел почему-то строго хвалебным. Перечитывая рецензию, все больше убеждаюсь, что мою душу купили и этот обзор напрочь заказной:D Но ведь что книга с ее вымышленными людьми, вселенной, историей и автором, упрямо отстаивающем свое мнение о мире, если не маленькая сделка с дьяволом?..

                Рассказ «Право на память» Антона Мостового можно прочесть здесь: http://proza.ru/2011/07/13/593

                Сюжет: 8/10
                Персонажи: 7/10
                Стиль: 9/10
                Оригинальность: 8/10
                Общее впечатление: 10/10

                Итоговая оценка: 8,5