Природа духа

Маргарита Школьниксон-Смишко
Запертые в тесной тёмной клетке, которую мы сами себе построили и считаем вселенной, лишь немногие из нас способны представить себе другие стороны реальности. Патруль Ринпох* рассказывает историю старой лягушки, которая всю жизнь прожила в колодце. Однажды к ней в гости пришла лягушка, живущая у океана.
"Откуда ты?", - спросила колодезная лягушка.
"Я живу у большого океана", - отвечала гостья.
"Как велик твой океан?"
"Он - огромен!"
"Что-ли как четверть моего колодца?"
"Больше"
"Больше? Ты имеешь ввиду - как его половина?"
"Нет, ещё больше."
"Неужели... как мой колодец?"
"Нет никакого сравнения!"
"Это невозможно! В этом я должна сама убедиться."
И они отправились к океану. Когда колодезная лягушка увидела океан, её шок был таким огромным, что голова еёё раскололась на части.

Существуют различные аспекты духа. Поговорим о двух важнейших. Первый это т.с. обычный дух, по-тибетски сэм. Сэм - это дух, который думает, планирует, манипулирует, это колыбель тёмных мыслей и чувств, которые в первую очередь заботятся о собственном существовании, всё оценивают, свой опыт фрагментируют, создают концепции и в них застревают. Сэм - несопротивляющаяся, лёгкая добыча внешних влияний. Его можно сравнить с пламенем свечи на сквозняке. Сэм постоянно занят второстепенным и его интерпритациями. Его энергия пожирается на проецирование внешнего мира. С другой стороны он обладает тупой стабильностью, самодовольной, о себе заботящейся неповоротливостью: свинцовым спокойствием собственных привычек. Сэм - это непоседливый, зарвавшийся политик, скептичный, недоверчивый, мастер обмана и подвоха. Используя опыт этого хаотичного, запутавшегося, недисциплинированного и постоянно противоречащего себе духа, мы всё вновь и вновь переживаем как события нашей жизни так и нашу смерть.
Но существует и истинный дух (по-тибетски ригпа), внутренную эсенцию которого не способны поколебать перепитии нашей земной судьбы и смерти. Он скрыт под одеждой сэма ( нашими повседневными мыслями и эмоциями). Но также, как облака сильным ветром порой уносятся, обнажая голубое небо с сияющим солнцем, так и определённые обстоятельства позволяют нам изредка взглянуть на природу истинного духа. Эти прозрения  м.б. различной глубины и градации, но каждое из них приближает нас к истине, делает жизнь более осознанной и свободной.
Однако было бы ошибкой , если бы мы поняли природу духа как только наше личностное высшее Я. В действительности она - причина всего. Понять истинный дух - это значит понять природу всего. Святые и мистики всех времён обладали этой истиной, но  приписывали ей разные названия, т.с. по-разному её интерпретировали, придавали ей различные лица. Индусы называли её Шива, Браман, Вишну; Суфисты - "скрытой эсенцией", буддисты - "Природой Будды", иудеи и христиане - Богом. В сердце всех религий лежит уверенность, что существует истина и что в этой земной жизни заключена святая возможность через собственное совершенствование познать эту истину и её воплотить.
Когда мы слышим слово "Будда" мы непроизвольно думаем об индийском принце Гаутама Сиддхарта, который за шесть столетий до рождения Христа достиг святости и учил спиритуальному пути, известному сегодня как буддизм, и которому сегодня следуют миллионы людей. Слово "Будда" имеет однако более глубокое значение: оно обозначает человека - каждого человека, который полностью покинул состояние незнания и познал потенциал своей мудрости. Будда - каждый, кто окончательно оставил за собой такие чувства как страдание и фрустрация и окунулся в состояние бессмертного счастья и мира.
В наше скептичное время такое состояние может многим показаться фантастичным , мечтой,  тем, что находится далеко за нашим горизонтом. Поэтому важно вновь и вновь вспоминать, что Будда - такой же человек как ты и я. Он никогда не считал себя единственным божеством, он только знал, что он нёс в себе "Природу Будды", семя святости, как и все другие существа. "Природа Будды" - право каждого рождённого существа.
Однако, хотя мы и обладаем такой же внутренней природой, мы её не распознаём, потому что она скрыта нашим индивидуальным повседневным духом. Представьте себе пустую вазу. Пространство в ней таково же, что и вне её. Только хрупкие границы вазы их разделяют. Наш Будда-дух заключён стенками нашего обычного духа. Когда мы переживаем озарение, стенки вазы дают трещины. Внутреннее пространство мгновенно сливается с внешним. Они становятся единым.      
*Ринпох - монашеский титул, редко присваемый в восточном Тибете, означающий "драгоценный" учитель

Перевод из книги Sogyal Rinpoche "Тибетская книга о жизни и смерти"