Когда он встретил в зале приехавшую к брату...

Эрнст Саприцкий
Когда он встретил в зале приехавшую к брату молоденькую, очень затянутую, очень стройную Бакунину *, он понял, что влюблен. Это было вовсе не похоже на то, что он испытывал, гоняясь за горничной Наташей или смотря на оперу, в которой пела надтреснутым голосом другая Наталья…Это была очень сильная любовь, но только издали…Потребность видеть ее стала у него привычкой… (59, с. 455)
*) Екатерина Павловна Бакунина (1795-1869), сестра Александра Бакунина, лицейского товарища Пушкина. По данным лицейских ведомостей, Е. Бакунина посетила лицей вместе с матерью в 1811 году – четыре раза, в 1814 – тридцать один, в 1815 – семнадцать, в 1816 – шесть. В 1817 – восемь раз…О ней Пушкин сделал в ноябрьские дни (29 ноября – авт.) 1815 года в своем лицейском «Дневнике» взволнованную запись:
«Итак, я счастлив был, итак я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался… » 
     С отзвуком этой первой (платонической) любви мы встречаемся и в черновых записях  восьмой главы «Евгения Онегина»:
 
В те дни…, в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы и любовь
Младую взволновала кровь…
***
Я помню первую любовь.
Она была, как снег, чиста,
И не вскипала страстью кровь –
Пленяла только красота.

Мечтал о ней на расстоянье,
Лишь платонически любил,
В тоске несбыточных желаний
И дни и ночи проводил.

Прошли года, но я услады
От девы той не получил –
Любовь сама была наградой,
Настолько искренне любил.

С тех пор десятки лет прошли,
Давно я, к сожаленью, сед,
Но от безумной той любви
В душе остался светлый след…