Тридцать первый

Павел Масленников
НАТ. ШАХТА МЕТРО НОЧЬ

Несколько молодых людей, в рабочей спецовке, нагружают в вагонетки выработанный грунт. Земля подаётся по транспортёру, ссыпается в вагонетку и рабочие вывозят её. Один из них толкает вагонетку и замечает на поверхности грунта блестящий предмет, берёт его, натыкается рукой на старую жёлтую кость, брезгливо отбрасывает её, вытягивает из земли древний золотой амулет с цепочкой, оглядывается по сторонам, прячет его в карман и толкает вагонетку дальше.   

ТИТР:

Проходит 20 лет.

ИНТ. КВАРТИРА НОЧЬ

В пустой комнате, мужчина, которого зовут ПАВЕЛ(45), красит валиком потолок и постоянно смотрит на часы. За окном на улице льёт дождь, через дорогу подземный переход, над ним горит буква «М». Павел докрашивает, идёт в ванную комнату, моется под душем, быстро одевается и выходит из квартиры. Комната освещается светом молний и высвечивает на подоконнике чёрный силуэт волосатого бородатого СТАРИКА в рубашке до пят. Он встаёт на подоконнике, проходит через закрытую застеклённую раму и выскальзывает в ночь.

ИНТ. ВЕСТИБЮЛЬ МЕТРО НОЧЬ

Павел, мокрый от дождя, достаёт кошелёк, прикладывает к жёлтому кругу турникета, проскакивает между открывшимися створками и бежит вниз по эскалатору. Часы в метро, показывают двадцать минут первого.

ИНТ. КОРИДОР МЕТРО НОЧЬ

Павел, сходит с эскалатора, к нему бросается девушка, это ЮЛЯ(25)и бежит за ним по коридору. Павел торопится.

ЮЛЯ
Можно вас…

ПАВЕЛ
Извините, я очень спешу!

Юля хватает Павла за рукав, и пытается остановить его.

ЮЛЯ
Вы меня видите… Слава богу!
Вы педагог университета?
 

ПАВЕЛ
Бывший! Вы у меня учились?

ЮЛЯ
Нет, но жду я, именно вас!

ПАВЕЛ
Меня! Очень странно! Зачем?

ЮЛЯ
Чтобы помочь вам!

ИНТ. ПЕРРОН СТАНЦИИ МЕТРО НОЧЬ

Павел садится на лавку, Юля догоняет его и садиться рядом.

ПАВЕЛ
А в чём вы мне можете помочь, устроите на хорошую работу?

ЮЛЯ
Скажите! Вы живёте наверху, в нашем общежитии…

ПАВЕЛ
Нет… я его ремонтирую! 

Слышится гудок и из тоннеля показывается поезд.

ЮЛЯ
Понятно! Всё сходится! Вы делали ремонт в нашей комнате! Теперь вы тоже прокляты! Ни чего не бойтесь! И умоляю, спасите себя и всех нас!

ПАВЕЛ
Юля! Я вас не понимаю…
 
Павел и Юля встают с лавки. К перрону подходит поезд, с лязгом открываются двери, он совершенно пустой, в вагонах не горит свет, а сами вагоны изъедены ржавчиной и покрыты копотью, стёкла на окнах серые от грязи, а входы затянуты паутиной. Павел пятится назад. Юля хватает его за запястье и тащит к поезду. Павел цепляется свободной рукою за край лавки, Юля лёгко отрывает его от лавки и тянет в вагон.

ПАВЕЛ
Отпустите! Куда… Зачем!



ИНТ. СТАРЫЙ ВАГОН МЕТРО НОЧЬ

Юля затаскивает Павла в вагон и сажает на лавку.
Загорается свет, двери закрываются, поезд отъезжает от станции. Павел оглядывается и видит, что находится в поезде, состоящем из старых, ветхих вагонов. Стены вагонов облупились от времени и давно требуют ремонта. В вагоне находятся одни мужчины, они сидят на лавках и не отрываясь, смотрят на Павла. У всех у них длинные бороды, длинные нечесаные волосы и серые от грязи лица. Одежда на них старая, вся в дырах и заплатах. С дальней лавки поднимается бородатый здоровяк, это ТРИДЦАТЫЙ(35). Он подходит к Павлу и с интересом разглядывает его.

ТРИДЦАТЫЙ
С прибытием коллега! Как там наверху? Что нового?

Павел молчит, тридцатый присматривается и видит, что вся одежда на Павле мокрая от дождя.

ТРИДЦАТЫЙ
Дождь! Мужики! Там дождь!

Все вскакивают со своих мест, бегут к Павлу, тянут к нему руки, щупают его одежду, лезут к Павлу в сумку, задние напирают на передних, передние огрызаются.

ТРИДЦАТЫЙ 
Куда вскочили! А ну давай назад. Вы что, не поняли?

Тридцатый достаёт из – за пояса кусок трубы и стучит ею по металлическим поручням вагона. Пассажиры останавливаются, смотрят на трубу, воют, бредут на свои места, садятся и смотрят на Павла.

ТРИДЦАТЫЙ
Целый год не видел дождя! 

Тридцатый касается рукой рубашки Павла. Пассажирам тоже очень хочется коснуться Павла, и они опять бросаются к нему. Тридцатый хмурится и бьёт переднего трубой по голове, тот падает, остальные останавливаются, воют от обиды, подбирают упавшего и уносят вглубь вагона. Павел прижимает к себе сумку и озирается по сторонам. Юля сидит рядом, молчит и смотрит в пол.

ТРИДЦАТЫЙ
(продолжая)
Да ты не бойся! Лучше расскажи, как там наверху?

Павел оборачивается и смотрит в окно, поезд уже выезжает из тоннеля. Он встаёт и идёт к выходу из вагона.
 

ПАВЕЛ
Позвольте пройти!

Тридцатый садится на своё место и поигрывает трубой.

ТРИДЦАТЫЙ
Проходи! Только остановки больше не будет! И жаловаться некому! Всё брат, приехал! Смотрел «Пункт назначения»? Слушай!
А что там сей час крутят? Ну, пожалуйста! Расскажи!
 
Поезд проезжает станцию и не останавливается. На перроне стоят несколько человек и не обращают на поезд никакого внимания, они просто не видят его. Пассажиры же, наоборот кидаются к окнам и с интересом рассматривают людей на перроне. Поезд снова въезжает в тоннель, пассажиры разочарованно воют, садятся на свои места и переключаются на Павла. Павел беспомощно оглядывается на Тридцатого.

ПАВЕЛ            
Извините! Я не знаю…

ТРИДЦАТЫЙ
Тридцатый я! А ты, Тридцать первый! Ты давай, садись! Я тебе сейчас всё объясню!

ПАВЕЛ
Почему он не остановился?  Что происходит?
 
Со стороны последнего вагона раздаётся жуткий вой. Тридцатый и все пассажиры вскакивают с лавок, падают на колени и кланяются. Вой становится всё сильнее. Юля и пассажиры в ужасе закрывают голову руками и зажимают уши. Павел сидит на лавке бледный, как смерть. С последней лавки, поднимается мужчина. Его зовут МАКСИМ ИВАНОВИЧ(50). На нём новый спортивный костюм, синие брюки и синяя куртка с полосками. На куртке красуется олимпийская символика, переплетённые кольца и смешной медвежонок на задних лапах, символ Московской олимпиады 1980 года. Максим Иванович поворачивается лицом туда, откуда доносится вой, поднимает кверху руки. Вой стихает. Максим Иванович разворачивает к пассажирам.



МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Не бойтесь! Это «Хозяин» приветствует новичка!

Пассажиры встают и выстраиваются в две шеренги. Максим Иванович проходит между ними. Тридцатый идёт за ним. Максим Иванович подходит, садится напротив Павла и мило улыбается. Павел встаёт с лавки.


МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Да вы садитесь! Напугали мы вас? Извините, пожалуйста!
Ой, чуть не забыл!
(ко всем)
Сегодня 13 июля, скорбный день для всех… Но есть и хорошие новости! Поздравим  нашего брата, Тридцатого! Сегодня год, как он с нами!
 
Тридцатый гордо выпрямляет спину, пассажиры играют на губах торжественный марш. Один из них несёт на вытянутых руках подарок, замшевую кепку, подходит к Тридцатому и с поклоном вручает. Тридцатый берёт кепку, прижимает к груди, на глаза его наворачиваются слёзы.   

ТРИДЦАТЫЙ
Максим Иванович! Это мне… Такой подарок! Спасибо! Да я за вас теперь  любого на кусочки порву! Вы…    

ПАВЕЛ
(ко всем)
Это, наверное, сон? Да? У меня так бывает! Много работаешь, вымотаешься, заснёшь, и снится всякая гадость! А завтра воскресение, вставать не надо, вот и заспался совсем!

Все поворачивают головы к Павлу, показывают на него пальцами и дико хохочут. Тридцатый вынимает трубу и снова
бьёт ею по лавке. Смех стихает, пассажиры вытягиваются по стойке смирно и с интересом следят за тем, что будет дальше.
 
МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Очень забавно милейший!
И, Тридцатый также говорил! Правда, Тридцатый!?

ТРИДЦАТЫЙ
Почти, Максим Иванович!
Я говорил ещё, что надрался, как свинтус последний!

Максим Иванович снисходительно улыбается Тридцатому и смотрит на Юлю. Юля вжимается в лавку и прячется за Павла. 

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
А ты что сидишь, Шалава!
У тебя выходных нет! Давай работай! Мужики уже томятся!
Тридцатый помоги даме!

ТРИДЦАТЫЙ
Яволь! Так! Те, кто тащился вчера, по лавкам! Остальные в очередь, шагом марш!

Тридцатый прячет за пазуху трубу, надевает кепку, подходит к Юле, смешно кланяется, изящно берёт её под локоть и ведёт в другой конец вагона. Юля, смотрит с мольбою на Павла. Поезд проезжает, не останавливаясь, ещё одну станцию. Половина пассажиров садится на лавки и следит за новичком, а вторая половина, в предвкушении наслаждений, строится в очередь в другой конец вагона. Павел поднимается с лавки.
 
ПАВЕЛ
Скажите, я, умер?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Да что вы, Господь с вами! Вы живы и здоровы! Просто вы прокляты, как я и они! Да вы садитесь!

ПАВЕЛ
Проклят… Кем?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Да вон той сучкой и прокляты! И пока она там замаливает свои грехи, я расскажу вам нашу историю! Я каждый год рассказываю её новичкам и кое - кто даже  плачет! «Случилась она одним чудесным летом, в канун большого праздника…

ИНТ. КАБИНЕТ ДЕКАНА УНИВЕРСИТЕТА ДЕНЬ

Максим Иванович сидит за столом и пишет в общей тетради.
На стене висит календарь, на нём написано – 1980 год. Раздаётся стук в дверь.
 
МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Да – да! Войдите!

Дверь открывается и в кабинет входит девушка! Это та самая Юля из метро. Юля запирает дверь на ключ и тихонечко подкрадывается к Максиму Ивановичу. Она садится к нему на колени и Максим Иванович нежно обнимает и целует девушку, в щёчку, в носик и наконец, в губы! Девушка млеет, нежно обнимает Максима Ивановича за шею и гладит его волосы! Профессор берёт девушку за руки.

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Юленька! Счастье моё! Всё! Я, решился на развод!

ЮЛЯ
Правда! И я перееду к тебе? Я так счастлива… А где будет жить твоя бывшая? А в прочем всё равно… пусть живёт, где хочет! Не в нашей же квартире, в самом деле?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
(огорчённо)
Прости Юленька, но мы не сможем жить, ни в квартире, ни на даче! Я тебе ещё не говорил, но квартира, и дача…они не мои! Кооператив записан на Надежду, а дача! Она вообще её родителей!

Девушка отстраняется от Максима Ивановича.   

ЮЛЯ
Как не твоя? Это очень плохо Максим! Где же мы будем жить? Не в общежитии же?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
А почему бы и нет! Я попрошу, и нам обязательно дадут комнату! А можно ещё жить в Мытищах, у моих стариков! Там такой воздух! Соловьи поют! Представляешь Юлька, открываешь окно…

Юля встаёт с колен Максима Ивановича и поправляет сарафан.

ЮЛЯ
Соловьи… Ничего себе перспективочка!
Просто фантастика! Из деревни и опять в деревню!

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Не волнуйся Юленька! Я встану на очередь!
На однокомнатную меня точно поставят! Ведь главное наша любовь! Верно!?

Юля снова садится на колени к Максиму Ивановичу, достаёт из сарафана зачётку и протягивает её.

ЮЛЯ
Да… Ты прав! Главное любовь!
Прости, я ничего не учила, так голова болела!

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Любимая! О чём ты говоришь? Давай её сюда!

Максим Иванович берёт зачётку, находит свой предмет, ставит четвёрку и подпись. Бросает ручку на стол, неожиданно обнимает Юлю и опять нежно целует. Пока влюблённые целуются, из комнаты выскальзывает чёрная тень.
 
ИНТ. СТАРЫЙ ВАГОН МЕТРО НОЧЬ

Павел слушает Максима Ивановича, но смотрит в другой конец вагона, где пассажиры толпой окружают девушку. Что происходит не видно, но оттуда слышится тяжёлое пыхтение и хохот. Девушка стонет и плачет. Павел не выдерживает, вскакивает, сжимает кулаки и идёт к толпе, Максим Иванович поводит бровями, с лавки встают четверо пассажиров, хватают Павла за руки и тащат на место.

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
(раздражённо)
Ну чего вы вскочили? Куда побежали? Садитесь и внимательно слушайте, что было дальше! 

ПАВЕЛ
Что здесь у вас происходит?
Прекратите это немедленно!

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
 «Что происходит»!
Да вы выслушайте историю до конца  и сразу всё поймёте… Успокоились? Я продолжаю…
«Прошло полгода. Профессору и Юле, на конец дали комнату в общежитии. Казалось, живи и радуйся…

ИНТ. КОМНАТА В ОБЩЕЖИТИИ ВЕЧЕР

Та же самая комната, которую Павел будет ремонтировать через 30 лет в 2011году. Только сейчас она заставлена невзрачной мебелью семидесятых годов. Юля собирает вещи, Максим Иванович стоит в дверях, смотрит на Юлю и горько плачет.

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Юленька, счастье моё, я не могу без тебя! Вот ты уйдешь, и я сразу умру!

ЮЛЯ
Максим Иванович, не говорите ерунды! Ничего с вами не случится! Как пыхтели, так и будете пыхтеть!

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Юленька! Я не буду пыхтеть! Я уже месяц не курю, честное слово! Не бросай меня! 

Максим Иванович встаёт на колени, плачет и ползёт к девушке. Юля берёт сумки и идёт к выходу. Максим Иванович доползает до девушки и обнимает руками её ноги.

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
(продолжая)
Юля! Мне так плохо без тебя! Останься, хотя бы ради нашей любви!

ЮЛЯ
Так! По - хорошему, ты, Максим, не понимаешь! Давай по - плохому! С чего ты взял, что я тебя люблю? Кто тебе это сказал?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Ты же сама всегда говорила…



ЮЛЯ
«Говорила»! Я думала, что у нас всё, как у людей будет! Я же не думала, что ты нищим окажешься!

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
«Нищим»? Но я, же люблю тебя! 

ЮЛЯ
Зато я тебя нет! И не любила никогда! За оценки с тобой спала, понял…

Профессор отпускает Юлины ноги, и рыдая, садится на пол.

ЮЛЯ
(продолжая)
И слёз этих не надо! Ты же взрослый человек и должен всё понимать! Мне сейчас совсем не до тебя! Учёба кончилась и мне надо устраивать свою жизнь! Всё! Прощай и забудь! 

Юля поднимает с пола сумки, открывает ногою дверь и выходит из комнаты. Максим Иванович встаёт с пола, бежит к окну, смотрит во двор, ищет глазами Юлю, высовывается в окно и кричит.

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Юля! Юленька! Вернись!

Максим Иванович захлопывает окно, надевает замшевую кепку и выбегает из комнаты. Сама собою открывается оконная рама и снова захлопывается. Комната погружается в темноту.

ИНТ. СТАРЫЙ ВАГОН МЕТРО. НОЧЬ.

Девушка уже не стонет, а хрипит. Павел дёргается изо всех сил, но четверо пассажиров крепко держат его за руки.    

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Эко вас ломает! Какой вы чувствительный! Да! Тяжело вам будет первое время! Но ничего, привыкнете!

ПАВЕЛ
О чём вы говорите? Как к такому можно привыкнуть? Вы, что, все тут с ума сошли?
Прекратите это немедленно!  Тридцатый! Останови их!

Тридцатый оглядывается и виновато пожимает плечами. Одной рукой он постоянно поправляет кепку, в другой держит трубу.

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Ух, как вы разошлись! Дай вам огонь -  всех спалите! А историю то, я вам ещё не рассказал! Самое - то главное, впереди! Догнал я Юльку - то!

ИНТ. ПЛАТФОРМА НА СТАНЦИИ МЕТРО ПОЛНОЧЬ

В метро, несмотря на позднее время много народу. Нарядная начальник станции, иностранцы, молодёжь в спортивной форме, милиционер в парадной белой рубашке, все обсуждают новости олимпиады и ждут последнего поезда. Юля стоит в самом начале платформы и тоже ждёт поезда. Максим Иванович подбегает к Юле и хочет обнять её, Юля отталкивает его!

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Юля! Я понимаю, что не молод и не богат! Но никто не будет любить тебя, как я! Без тебя мне ничего не надо! Ты уйдёшь, и весь мир уйдёт с тобой! Сейчас придёт поезд, и если ты… Если ты  сядешь в него, я не стану жить, Решай!

ЮЛЯ
Всё сказал? А плевать я хотела на тебя и твою любовь! Я хочу весело жить, а не копейки считать! Я к Рафику ухожу! У него всё есть! Прощай, неудачник!

Подходит поезд. Пассажиры занимают свои места, Юля берёт сумки и одна заходит в первый вагон.
 
ИНТ. НОВЫЙ ВАГОН МЕТРО НОЧЬ

Юля ставит сумки, садится и даже не смотрит на Максима.

ИНТ. ПЛАТФОРМА НА СТАНЦИИ МЕТРО НОЧЬ

Максим Иванович плачет и высматривает Юлю внутри вагона.
Юли в вагоне не видно, он ищет её глазами и находит стоящей визу, в яме у платформы. Юля с мольбою тянет к нему руки. Максим бросается к ней, подаёт руку, Юля дёргает его за руку и стаскивает вниз. Двери закрываются, поезд трогается. Максим Иванович падает на рельсы, Юля исчезает, он пытается встать, но поезд продолжает движение и перерезает Максима Ивановича пополам.

ИНТ. КАБИНА МАШИНИСТА ПОЕЗДА НОЧЬ

МАШИНИСТ не замечает падения тела. В это время он отворачивается, снимает с крючка сумку и ставит на пол. Потом смотрит на приборы и прибавляет скорость. Поезд въезжает в тоннель. Машинист наклоняется, открывает сумку и достаёт из неё бутылку «Фанты».

ИНТ. ПЛАТФОРМА СТАНЦИИ МЕТРО НОЧЬ

На платформе стоит милиционер и молодая начальник станции.
Милиционер держит женщину за локоть, улыбается и что – то шепчет ей на ушко. Женщина хохочет. Поезд идёт всё быстрее и вот уже последний вагон скрывается в тоннеле. Тела на рельсах не видно, только тянется в темноту кровавый след.

ИНТ. СТАРЫЙ ВАГОН МЕТРО НОЧЬ

Максим Иванович садится и потягивается на лавке. Он даёт знак пассажирам, те отпускают Павла и уходят.

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
…и, как вы, наверное, уже догадались, я и есть тот самый Максим Иванович! А дрянь, которая скулит в конце вагона, это и есть та самая студентка, Юленька!

ПАВЕЛ
А кто тогда все остальные?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
А это те, кого заманила в вагон эта сучка за тридцать лет. Всё надеялась, что кто – то спасёт её!

ПАВЕЛ
Я, кажется, начинаю понимать…

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Ну, вот и хорошо!

А вы, между прочим, оказались крепче, чем казались, простите за каламбур! Тридцатый вообще обделался! Вы мне нравитесь!
Я, пожалуй, назначу вас его помощником.

ПАВЕЛ
Максим Иванович! Всё ли я правильно понял? Вам померещилась Юля, вы упали под поезд, погибли под колёсами и теперь вы покойник, запертый в этом вагоне с той, которую вы вините в своей гибели?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Абсолютно верно! И никто из пассажиров этого вагона никогда не выйдет из него! Поезд будет ездить по кругу вечно, и делать остановку только раз в году, чтобы забрать ещё одного проклятого неудачника, каким был я! Про поезд призрак, на кольцевой, слыхали? Это он!

Пассажиры дико воют, хохочут и как обезьяны прыгают по вагону. Тридцатый и ещё один пассажир приносят Юлю и кладут к ногам Максима Ивановича. Платье у Юли порвано, всё тело в синяках и ссадинах, лицо искусано насильниками.
Павел наклоняется к Юле, поднимает её голову на колено. 

ТРИДЦАТЫЙ
(нарочито громко)
Ну, всё! Спать пора! Все по лавкам и отбой!

Пассажиры расходятся, и каждый занимает своё место. Одни ложатся на лавки, а кому не хватило места, на пол.

ПАВЕЛ
Максим Иванович! Вы же так любили Юлю! Неужели вы за тридцать лет так и не простили её?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Не лезьте не в своё дело!

Павел поднимает Юлю и укладывает на лавку, достаёт из сумки полотенце, кладёт сумку ей под голову и вытирает полотенцем кровь.

ПАВЕЛ
С сегодняшней ночи это и моё дело! Скажите! В чём виноваты эти люди?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Люди? Где вы тут видите людей! Я вижу только стадо!

ПАВЕЛ
А вы значит пастух?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Я вождь и учитель! Пастух, Тридцатый. Он следит за порядком, а я воспитываю и просвещаю!

ПАВЕЛ
И всё - таки это люди хоть и развращённые вами! Юля сказала мне, что я тоже проклят, почему?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Потому, что вы жили в нашей комнате после нас, как все пассажиры в этом вагоне!
 
ПАВЕЛ
Я никогда не жил в вашей комнате, возможно я делал там ремонт!

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Этого достаточно! Вы были там и вот результат! Вы, как и я прокляты этой сучкой!

ПАВЕЛ
Подождите! Я думал, что вы прокляли её и остальных?

МАКСИМИМ ИВАНОВИЧ
Нет! Это она несёт проклятье!

ПАВЕЛ
Тут что – то не сходится!
У вас есть вода?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Да оставьте вы её! Через час все раны сами исчезнут…

ПАВЕЛ
Как исчезнут?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
А что вы думали, она бы вынесла тридцать лет такого ада, если бы была жива?

ПАВЕЛ
Так она тоже… мёртвая?

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Естественно!

Павел встаёт и начинает быстро ходить по вагону.

ПАВЕЛ
Так, что же вы сразу…  Я, то ведь думал, что она живая! Что проклятие идёт от вас и что жуткий вой, атрибут, вашей дьявольской игры!

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Нет! Это она прокляла меня, за то, что я устроил пожар… 

ПАВЕЛ
Пожар? Какой пожар…

ИНТ. КАБИНА МАШИНИСТА НОЧ

Машинист наклоняется к сумке, достаёт бутылку «Фанты», открывает её о приборную доску, смотрит через переднее стекло, замечает на стекле кровь. Он резко тормозит, поезд дёргается, бутылка падает на приборную панель. Машинист выпрыгивает из кабины, выходит на рельсы, смотрит вниз и в ужасе пятится назад. Фанта выливается из бутылки, заливает приборную панель, происходит замыкание, загорается проводка, кабина вспыхивает, машинист пытается курткой сбить огонь, но пламя перекидывается на вагон.

ИНТ. СТАРЫЙ ВАГОН МЕТРО НОЧЬ

Раны на теле и лице Юли исчезают, он садится на лавке и с недоумением смотрит на Максима Ивановича.



ЮЛЯ
Максим! Я не проклинала тебя! Всё было не так!

ИНТ. НОВЫЙ ВАГОН МЕТРО НОЧЬ

Юля заходит в вагон и садится на лавку. Она видит, как плачет на перроне Максим Иванович и отворачивается. Поезд трогается, Юля садится на лавку, пододвигает сумку, достаёт из кармашка зеркальце, помаду и подкрашивает губы. Вагон дёргается, помада падает и откатывается к двери в кабину машиниста. Юля ищет помаду, вагон снова дёргается, поезд проезжает станцию и не останавливается. Из под двери машиниста валит дым. Обеспокоенные пассажиры в соседнем вагоне, стучат по стеклу и пытаются открыть двери перехода между вагонами. Юля дёргает ручку, дверь машиниста открывается, из кабины вырывается пламя, выползает горящий машинист и тянет к Юле руки. Юля бежит в конец вагона, пламя перекидывается на стены, вагон наполняется дымом, Юля кашляет, добегает до огнетушителя, пытается включить, вместо пены капает ржавая жидкость. Вагон быстро наполняется дымом, Юля кашляет, кидает огнетушитель в окно, окно разбивается и пламя разгорается ещё сильнее. Юля бежит к сумкам, вытаскивает покрывало. Пламя охватывает весь вагон. На Юле вспыхивают волосы и одежда, она мечется в пламени и падает на пол.

ИНТ. СТАРЫЙ ВАГОН МЕТРО НОЧЬ

Павел подходит к Юле, садится с ней рядом.
 
ПАВЕЛ
Так, значит, это был несчастный случай, все сгорели! И никто из вас никого не проклинал?
 
Максим Иванович и Юля смотрят друг на друга, на Павла и
Пожимают плечами.

 ПАВЕЛ
Так кто же проклял вас?
Кто потом проклял нас?
Сгоревшие пассажиры?

ТРИДЦАТЫЙ
Это «Хозяин», дух поезда!

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Да! Это он тридцать лет отдаёт мне приказы, и я их исполняю! А что делать…

Пассажиры  опять пытаются выть и раскачиваться. Павел, поворачивает к ним голову, они моментально стихают.

ПАВЕЛ
Так это «Хозяин» велел вам тридцать лет мучить девушку и измываться над людьми! 
Всё! Больше никто не выполняет ничьих приказов!

Пассажиры поворачивают голову к Максиму Ивановичу, тот смотрит на Юлю, тяжко вздыхает и отворачивается к окну. Павел смотрит на Тридцатого.

ПАВЕЛ
(продолжая)
Надеюсь, у бывшего «надзирателя» тоже не будет возражений?

Толик  смотрит, на Максима Ивановича, снимает кепку, чешет голову, достаёт свою трубу и отдаёт Павлу. Павел берёт трубу и прячет в сумку.

ПАВЕЛ
Так! Вопрос с дискриминацией
решили! Следующий вопрос!
Кто же он, этот таинственный «Хозяин» и что ему от нас надо! Вы наверняка помните, что было с вами после пожара? Начнём с Юли!

ЮЛЯ
Я помню, что очнулась в сгоревшем поезде и увидела себя, лежащей на полу…

ИНТ. СГОРЕВШИЙ ВАГОН МЕТРО УТРО

В сгоревшем вагоне ещё дымятся обугленные лавки. Вся передняя часть вагона разворочена сильным ударом, сквозь пролом видна бетонная стена, в которую врезался поезд.
Через разбитые окна видны очертания, тускло освещённой, заброшенной станции. Пожарники скатывают мокрые шланги. Посреди вагона лежит обугленный женский труп, от трупа отделяется силуэт девушки и материализуется в Юлю. Юля стоит и смотрит на свой сгоревший труп, подходит к разбитому окну, встаёт на лавку и выпрыгивает на рельсы.

ИНТ. ЗАБРОШЕННАЯ СТАНЦИЯ МЕТРО УТРО

Спрыгивая, Юля ранит руку о стекло, из порезанной руки идёт кровь, но рана затягивается на глазах.
Юля идёт вдоль сгоревшего состава. Никто из присутствующих на станции не замечают её. Санитары в серых халатах выносят на носилках обугленные трупы и складывают рядами на бетонный пол. На Юлю движутся два санитара с носилками, на которых лежит обугленный трупик ребёнка. Они проходят сквозь неё, Юля пугается и вскрикивает, но её никто не слышит. Навстречу Юле, вдоль сгоревшего поезда идёт удручённый Максим Иванович, он заглядывает в окна вагонов, ищет кого – то, замечает Юлю, счастливо улыбается, бежит ей на встречу, останавливается, прислушивается, вертит головой, машет руками, меняется в лице и бросается на Юлю. Юля бросается на Максима Ивановича, они катаются по мокрому бетону и пытаются порвать друг другу горло. Те, кто присутствует на станции, занимаются своей работой, никто их не видит и не слышит Максима Ивановича и Юлю.

ИНТ. СТАРЫЙ ВАГОН МЕТРО ДЕНЬ

Максим Иванович сидит напротив Юли в глазах у него стоят слёзы.

ПАВЕЛ
Всё понятно! Но почему вы начали драться!

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Я хорошо помню… как увидел Юлю, обрадовался, а он нашёптывал – «Проклятие! Это она убила меня, тебя и твою любовь! Порви, уничтожь её!»
Я ведь только потом понял, что она тоже мёртвая! 

ЮЛЯ
И мне непонятный голос шептал, что Максим убил меня и всех пассажиров! 

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Этот голос! – Это она убила меня! - Убила меня! Юля! Умоляю, вспомни! Кого ты ещё убила в тот страшный день?

Юля обхватывает голову руками и закрывает глаза.

ИНТ. СГОРЕВШИЙ ВАГОН МЕТРО УТРО

Юля идёт вдоль поезда. Навстречу ей идёт Максим Иванович.
Он улыбается, останавливается, прислушивается, вертит, как безумный головой, меняется в лице и бежит к Юле. 


ГОЛОС
Вот он, виновник твоей смерти! Отомсти, или будешь страдать вечно!   

Юля, как безумная, слушается голоса, бросается на Максима Ивановича, они сцепляются, дерутся, катаются по станции, кусают и рвут друг друга. Юля видит, как из разбитой кабины машиниста выпрыгивает чёрная обугленная фигура и исчезает в тоннеле.

ИНТ. СТАРЫЙ ВАГОН МЕТРО ДЕНЬ

Юля опускает руки, открывает широко глаза и смотрит на Павла.

ЮЛЯ
Машинист… Там был машинист! Это он горел… я испугалась… хотела помочь ему, но не смогла… не успела!

Юля смотрит с ужасом на Максима Ивановича.

ЮЛЯ
(продолжая)
Это он проклял меня, проклял поезд и проклял всех нас!

Поезд содрогается, пассажиры падают с лавок. Павел хватается за поручень и чудом удерживается на ногах, Максим Иванович падает в проход, Юля падает на Максима.
По всему поезду слышится странный шелест. Стены поезда чернеют, обшивка обугливается и осыпается на пол, линолиум на полу вагона пузырится, оплавляется, и обнажаются обгорелые куски фанеры, стёкла в окнах лопаются и их осколки разлетаются во все стороны. Поезд наполняется жутким лязгом и грохотом. Вокруг поезда, особенно в конце его, появляется странное свечение. Павел видит свечение и ползёт по раскачивающемуся вагону к Максиму Ивановичу.

ПАВЕЛ
Что там, в конце поезда.

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Там вторая кабина, я перенёс туда все кости из вагона!

ПАВЕЛ
Кости машиниста?


МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Не знаю, может быть!

Все пассажиры сбиваются в кучу и воют от страха. Павел вытаскивает из сумки трубу и встаёт в середине вагона. Тридцатый держится поближе к Максиму Ивановичу, который  успокаивает пассажиров. Свет приближается и в вагон через стены, просачиваются белые, светящиеся призраки, они собираются вместе, плывут по воздуху вдоль вагона,  останавливаются, от их группы отделяется призрак ДЕВОЧКИ. Девочка подходит к Павлу, тянет вперёд ручку, указывает на кабину машиниста. Павел подходит к кабине, пробует открыть дверь, у него ничего не получается, он бьёт по двери трубою и ногами, дверь не поддаётся. Девочка берёт Павла за руку и кладёт его руку на ручку двери. Павел и девочка нажимают на ручку вместе и дверь легко открывается. Павел заходит в сгоревшую кабину. Девочка заходит за ним и показывает пальцем в окно и на рычаг. Павел смотрит в переднее окно и видит, что поезд мчится по тёмному тоннелю, впереди мерцает тусклый свет и высвечивает тупик - высокую бетонную стену. Павел нажимает рычаг, поезд тормозит, въезжает на заброшенную станцию, освещённую тусклыми лампочками, и останавливается в нескольких метрах от глухой бетонной стены. Девочка показывает Павлу на кнопку, Павел нажимает её, и все двери поезда с лязгом открываются.

ИНТ. ЗАБРОШЕННАЯ СТАНЦИЯ МЕТРО НОЧЬ

Павел, Максим Иванович, Юля, Тридцатый и все пассажиры сходят с поезда. Призраки сгоревших пассажиров  выпархивают из вагона и плавно спускаются на бетонный пол. Девочка берёт Павла за руку и подводит к длинной прямоугольной глубокой ремонтной яме, наполненной тёмной жидкостью. Живые пассажиры осторожно подходят к яме с одной стороны, призраки пассажиров выстраиваются у ямы с другой стороны и показывают пальцами на яму. Девочка призрак складывает на груди худенькие ручки, поворачивает голову набок и прыгает в яму. Пассажиры вздрагивают! Девочка показывается над поверхностью, выходит по лестнице наверх, подходит к Павлу. Павел принюхивается.

ПАВЕЛ
Солярка!

Девочка кивает головой, улыбается, задирает голову и тянет кверху ручки. Все призраки тянут кверху руки и улыбаются.

ПАВЕЛ
Я понял, вы хотите, чтобы мы сожгли здесь все останки?
(Максиму Ивановичу)
Максим Иванович, где кости?

Максим Иванович бежит в конец поезда, залезает в кабину машиниста, выпрыгивает с целлофановым пакетом и быстро идёт обратно. Он ставит Пакет перед Павлом, все пассажиры встают полукругом вокруг пакета и опускают головы. Призраки ждут на другом конце ямы. Павел выходит вперёд, оглядывает всех присутствующих, склоняется над пакетом и читает над останками «Отче наш». Пока Павел молится, все призраки поднимаются в воздух, заворачиваются в полукруг и по очереди пролетают через Павла, последней, пролетает девочка. Призраки поднимаются к потолку и исчезают, последней исчезает девочка, она оборачивается, улыбается Павлу, машет рукой и растворяется во тьме. Павел смотрит на Максима Ивановича, тот кивает головой, берёт пакет с костями и кидает его в яму, пакет тонет. Павел открывает сумку, ищет, находит зажигалку и газету. Он поджигает газету и бросает её в солярку. Солярка вспыхивает и сразу становится светло. Все смотрят, как заворожённые на огонь. Неожиданно из горящей массы вырывается столб огня, солярка брызгает во все стороны, все закрываются от брызг руками, столб пламени опадает. На противоположной стороне ямы стоит, чёрный обгорелый труп и воет от боли. Он осматривает своё обугленное тело и поднимает чёрную голову на пассажиров.         

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
(шопотом)
Это он! «Хозяин»!

МАШИНИСТ
(страшным басом) 
Глупцы! Вы думали, что это конец! Нет! Всё только начинается!

Машинист подходит к куче железного хлама и что - то ищет. Он выбирает обрезок рельса. Поднимает, размахивается и кидает его в пассажиров. Пассажиры приседают, обрезок рельса пролетает у них над головой и попадает в поезд. Машинист воет от боли. Из его тела выскальзывает чёрная тень старика с длинной бородой и принимается летать вокруг пассажиров.

МАШИНИСТ
(слабым голосом)
Бегите, спасайтесь!

Призрак старика, покружив по воздуху, снова влетает в машиниста, машинист опять идёт к куче, поднимает из неё огромную ось с колесом от вагона и идёт вокруг ямы. Пассажиры пятятся и бегут назад, к бетонной стене и оказываются зажатыми в тупике между поездом и горящей ямой. Машинист приближается. Юля выходит вперёд. Машинист останавливается перед нею в нескольких метрах и помахивает многотонной осью.

МАШИНИСТ
(страшным басом)
Отойди, мне нужны живые!

Павел подходит к Юле и встаёт с ней рядом.

ПАВЕЛ
Кто ты и что тебе надо!

МАШИНИСТ
(страшным басом)
Для них я «Хозяин»! Для тебя никто!

ПАВЕЛ
В чём их вина и вина машиниста?

МАШИНИСТ
(страшным басом)
Они грешники и вернуться в вагон!

Машинист выходит вперёд, замахивается осью. Юля выбегает вперёд и становится перед Павлом.

ЮЛЯ
Подожди! Только я грешница! Это из – за меня погибли Максим, машинист и все остальные! Это я виновата! Но я очень хотела помочь ему! Я испугалась и не успела! Я - грешница!

Машинист начинает трястись, выть, потом стонать и дёргать руками и ногами, из него вылетает старик, пытается снова вернуться в тело машиниста и не может. Машинист замахивается осью и кидает её в поезд, старик застывает в воздухе. Многотонная ось ударяется о поезд, поезд - содрогается, рассыпается на ржавые детали, детали рассыпаются в пыль, пыль разносится сквозняком по всей станции. Старик опускается и встаёт рядом с машинистом.

СТАРИК
Кто покаялся, тот прощён!

НТ. КАБИНА МАШИНИСТА ПОЕЗДА НОЧЬ

Машинист смотрит на приборы, наклоняется к сумке, достаёт бутылку «Фанты», пытается открыть её о край приборной доски. Бутылка не открывается. Машинист отпускает рычаг и бьёт рукою сверху по крышке. Пробка отскакивает.
Машинист смотрит вперёд и видит на рельсах фигуру бородатого старика в длинной рубахе до пят.
Он резко тормозит, тёплая фанта фонтаном выливается из бутылки и заливает панель управления. Из под панели сыплются искры, идёт дым. Искрит всё сильнее, появляется огонь, начинается пожар. Машинист пытается отключить сеть, снимает кожух, берётся за рубильник и его дёргает током. Он падает на пол, на нём загорается одежда. Он из последних сил пытается выбраться из кабины, дверь открывается и он вываливается в вагон вместе с огнём. Перед дверью он видит девушку и тянет к ней руки, Юля пятится назад, хватает огнетушитель, трясёт его, бежит к сумке, пламя разгорается и охватывает весь вагон. В пламени стоит волосатый и бородатый старик, в рубахе до пят и манит его. Машинист идёт к старику, они сближаются и старик занимает тело машиниста, растворяясь в нём.

МАШИНИСТ
Мамочка… как же мне больно!   

ИНТ. ЗАБРОШЕННАЯ СТАНЦИЯ МЕТРО УТРО

Старик поворачивается к Максиму Ивановичу. 

СТАРИК
Отдай то, что украл у меня, и я всех отпущу!

Максим Иванович недоумённо смотрит на старика, старик тычет пальцем ему в грудь. Максим Иванович расстегивает рубашку. На его груди висит древний золотой амулет. Он поспешно его снимает и отдаёт старику. Старик показывает ему рукой на Павла. Максим Иванович отдаёт его Павлу. Павел берёт амулет, тот вспыхивает ярким светом!

СТАРИК
Надень его и получишь власть над мёртвыми и живыми!

Павел смотрит на старика и грустно улыбается.   

ПАВЕЛ
Спасибо! Но я скажу - Нет!

Старик смотрит на Тридцатого и протягивает Павлу руку за амулетом. Павел всё понимает, поворачивается к яме и бросает амулет в огонь.

ПАВЕЛ
Так, я думаю, будет лучше!

СТАРИК
Ты сделал свой выбор!
Спасибо за обретённый покой!
Старик берёт за руку Машиниста, ведёт к пылающей яме, там они встают на самом краю, старик поворачивает голову к машинисту и тихо шепчет.

СТАРИК
Не бойся! Больше не будет больно!

Машинист поворачивает голову на старика, и они вместе прыгают в огонь. Пассажиры подходят к краю ямы и долго смотрят на пламя. Солярка догорает, над ямой поднимается белое облако, приобретает очертания мужской фигуры, поднимается вверх и исчезает. После неё из ямы вылетает чёрная тень и рассыпается искрами под сводами  станции.   

ПАВЕЛ
Максим, Юля! И вам пора!

Максим Иванович подходит к Юле, плачет, смотрит ей в глаза, берёт её ладонь, прижимает к лицу, целует!

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
Юля, я ничего не знал про проклятье амулета! Я просто очень любил тебя! Прости!
 
ЮЛЯ
Прощаю! И ты прости меня за не любовь, мне очень жаль!

МАКСИМ ИВАНОВИЧ
(Павлу)
Спасибо вам за всё и от всех! Простите нас и живите долго!

Максим Иванович протягивает Павлу руку и исчезает.

ЮЛЯ
Спасибо тебе, Тридцать первый! Прощай и живи счастливо!

Павел подходит к Юле, обнимает её, Тридцатый  и все пассажиры подходят и встают перед Юлей на колени.

ЮЛЯ
Бог вам судья, а я вас прощаю!

Павел обнимает Юлю, она смотрит только на него, только ему в глаза, её тело становится прозрачным, дрожит и исчезает.


ИНТ. ТОННЕЛЬ МЕТРО УТРО

По краю тоннеля, цепочкою идут друг за другом все бывшие пассажиры поезда призрака. Последними идут Павел и Тридцатый. Тридцатый всё время оглядывается.

ТРИДЦАТЫЙ
Слушай! А как тебя зовут?

ПАВЕЛ
Меня! Павел.

ТРИДЦАТЫЙ
А меня Толик! Слушай! А что там сказал колдун Машинисту?

ПАВЕЛ
Я думаю, ты не поймёшь!

ТРИДЦАТЫЙ
А ты значит понял!

Слышится грохот приближающегося поезда. Павел, Тридцатый и все пассажиры, встают вдоль стены тоннеля и прижимаются к ней. Мелькают огни вагонов и освещают лицо Павла. Поезд проходит, Павел поворачивает голову, Тридцатого рядом нет!

ИНТ. ЗАБРОШЕНАЯ СТАНЦИЯ МЕТРО УТРО

Огонь в яме уже не горит, она остыла и только местами  вьётся дымок. К яме подходит Тридцатый, спускается в неё, встаёт на четвереньки, шарит по дну ямы рукой, находит цепочку и вытягивает из грязи и мазута амулет.

ТРИДЦАТЫЙ
Есть! Вот он, родной!

Он отирает амулет кепкой, надевает на шею, идёт к выходу из ямы, поднимает голову. Над ямой стоит чёрная фигура бородатого старика. Старик улыбается и подаёт ему руку.    

ИНТ. ТОННЕЛЬ МЕТРО УТРО

Пассажиры идут вперёд, Павел быстро бежит с трубою в руке назад по тоннелю, он задыхается, но не сбавляет скорость. Тишину тоннеля разрывает душераздирающий крик Тридцатого. Павел останавливается, тяжело дышит и смотрит во мрак.

ПАВЕЛ
Не успел! Что же теперь? Да поможет нам Бог!

КОНЕЦ