Фототерапия

Ольга Север
                Посвящаю с благодарностью
                моему дорогому другу, Всеволоду.

                I

               Случилась у меня депрессия. Парень оказался редкостным негодяем, работы не было и я хорошенько загрустила. Я пила сладкое Мартини, слушала мрачного Энимема и читала грустную прозу Вишневского. Даже еда потеряла для меня свою былую привлекательность, а это было уже совсем из ряда вон. Вдобавок, я заметила, что вместо 26 в мои 38 выгляжу на 36, а это был уже совсем весомый аргумент.
        Вместо Мартини я налила шампанское, и решила с понедельника бросить курить.

                II
- Здравствуйте. Извините за вторжение, у меня к вам предложение. Я дизайнер. У меня заказ на рекламный буклет для сока алоэ. Мне нравится Ваш типаж, не хотели бы Вы со мной поработать?

Я прочитала и не ответила. Мне постоянно пишут фотографы и с предложениями «поучаствовать в фотосессии», «послушать джаз» и прочие «попить чаю».  Я давно обитаю в социальных сетях,где все  реже встречаются интересные люди, которые еще помнили, что знакомство-это всего лишь знакомство, а не повод для панибратства.
Приличное и грамотное сообщение. Посмотрю на него. Мужчина, явно за 40, приятное лицо, фото реальное, ничего пошлого на странице. Ну чтож, отвечу. И я ответила. Судьбе, пославшей мне друга.

 - Здравствуй.  Я очень рад, что ты позвонила. Слышу твое хорошее настроение. Приедешь, да? Я жду с нетерпением. Записывай адрес. Да, и не забудь все штуки для фото: заколки, платьица, каблучки, ленточки, знаешь, да? Вот здорово. Жду. Скажешь, что ко мне, тебя пропустят.

«Вот черт… Куда меня несет? Вдруг маньяк какой? Хотя такой приятный голос, просто обалденный… ладно, рискну».


                III

- Как я рад тебя видеть! Ух, какая ты! Ну, проходи, вот здесь я обитаю. Я в этом здании уже 20 лет. Смотри- вот моя студия, да и не студия вовсе, а так, помещения. Да, стена белая, но есть и другие, это не проблема, раскатаем цветной ватман, вот софиты, вон барахла навалом. Иди сюда, это мой кабинет, здесь вся моя жизнь. Картины? Мои конечно, чьи же еще? Это я рисовал на первом курсе, закончил художественную Академию, я художник, а не фотограф. Если ты - творческий человек, то фотография, музыка, поэзия - всегда с нами. Кто ты по образованию?

- Искусствовед.

- Опа… Я чувствовал, что ты не простая штучка. Тогда ты понимаешь меня и все, что здесь видишь.  Компы? Да, компы у меня классные, эй! Руками мониторы не трогать! Что это? Это- мой рай, музыкальная студия. Ты любишь петь? Как не пела? Ты с ума сошла! Я пою, пишу песни, записываю их.  Мы обязательно с тобой споем.

- Звучит бодро. Но у меня нет голоса и вообще… настроения тоже. Давай начистоту. Какой –такой буклет?  Что ты мне голову морочишь? Ты знаешь, сколько мне лет? 37. Не делай круглые глаза, у меня двое детей вдобавок. Сознаю, что я понравилась тебе, поэтому давай по-честному. Хочешь меня фотографировать- я не против. Только знай - никакой фамильярности, согласен?
- Согласен.  Не больно-то и хотелось, подумаешь, хм… У меня тоже двое детей и вообще я счастливо женат. Разобрались? Ну вот и хорошо.
- Ясно, но зачем тебе я?
- Садись, посмотри. Вот, Наташка, вот такая девчонка, я ее обожаю, вот буклет с ней делал. А это Лилька… вот такая женщина, красиво, да? Знаешь я же художник, я вижу людей. Во-первых, мне просто понравился твой типаж и я хочу поймать твое лицо, как на той фотографии, с фантой. Там ты очень романтично смотришь вверх,как будто мираж из картин Серебрянного Века. Я вижу в тебе потенциал и мы родим с тобой шедевр, главное расслабься и слушай меня, Муза. Иди в гримерку, нафуфыривайся, каблуки не забудь.

Он назвал меня Музой. Я переодевалась и чувствовала какой-то, пока еще маленький, но кураж внутри себя. Сева так просто и уверенно общался, что мне сразу захотелось его слушаться, забыть про жалобы и окунуться во что-то новое. Тем более, что Фотография с фантой, которая так понравилась Севе, была сделана бывшим, который тоже был фотографом и художником. Я посчитала это знаком судьбы и захотела, чтобы Сева переплюнул бывшего, конечно по творческой части.

 - Готова? Я иду!

                IV

- Так давай попробуем. Слушай меня, ты просто начинаешь двигаться. Как хочешь и как можно более непринужденно и раскованно. Ну, поехали. Так, хорошо, дальше. И запомни, меня нет, я - как зеркало. Не забывай, я работаю с натурой с 15 лет, ты же сама работала с художниками, знаешь, что это такое. Мы умеем отключаться и думать о деле.  Пойми - ты должна максимально забыть обо мне, обо всем и просто двигаться.  Я знаю, что ты сможешь. Давай! Так! Пошла одна голова! Дальше поехали… Олик! Если ты будешь прикрываться внизу – у тебя это на лбу будет написано, пойми ты! Если ты зажата где-то – это автоматически отражается на всем теле. Не волнуйся, чулки, лифчики если вылезут, я уберу, если надо будет, черт с ними. Давай, двигайся говорю, слушайся меня! Стоп! Хорошо, для первого раза неплохо. Хватит смеяться. Все нормально, пойдем, перекур.

- Сева, я не могу. Я стесняюсь, у меня морщины, у меня подбородок, у меня маленькая грудь, и вообще я – старая! – я забыла, что вижу этого человека первый раз в жизни и уже ощущала его чуть ли не братиком.

- Так, старая, иди сюда, посмотрим твои первые фото. Ничего, я тебя расшевелю,- бормотал Сева, - не было еще женщины, которую я бы не растормошил. Вот смотри, чай налей, вон бери сахар, мармелад. Хорошая тетка, лицо неплохое, фигура при ней. И все три часа как ни бился, максимум, что она смогла сделать, это подвигать головой влево-вправо. Я умер вообще с ней работать. Ты знаешь, это даже не комплексы, а я не знаю что такое мощное и неподъемное сидит у нее внутри и  ничем не вышибается.

- А с чего ты взял, что у меня не сидит?

- Вижу, что сидит, я все вижу, Олик. В тебе  сидит неугомонная жизнерадостность. Не знаю, что такое с тобой произошло, и почему у тебя глаза на мокром месте, но  на лбу у тебя  написан кураж. Ты просто обязана быть счастливой и делиться своим оптимизмом с окружающими…

- Давай, показывай, Пигмалион.

-  Смотри. Чего ты ржешь?  Видишь? Ну что с лицом Оля? Да я не о морщинах! Давай договоримся, закрой эту тему раз и навсегда. Когда ты сказала, что тебе сколько? 57? Ну ты даешь. Тебе 26 максимум, а ты говоришь 48… Да ну тебя, чтобы я больше этого не слышал. Олик, ты просто ахрененная, у меня других слов нет, а твои ноги- вообще отдельная песня. Ну, то есть они не отдельные конечно, но все равно песня! Дурочка, ты не видела, что значит нет груди. А я видел. И грудь у тебя ахрененная, не трепи мне нервы Олик… А она: 46 ей, 46…заладила, что ты ржешь, да не нужен мне твой паспорт, тоже мне тетка нашлась.  Смотри, не отвлекайся. Видишь сама, что улыбаться не надо было? Это хорошо… Ты будешь мне делать лицо не хуже Бриджит Бордо. Чувства, понимаешь? Не изображай лишнего, не таращь глаза, не лыбься по любому поводу, поверь, не везде нужна улыбка. Дай мне грусть, злость, презрение, скуку, мечту, отвращение. Мне нужно все. Уметь корчить рожи - величайшее мастерство и преодоление. Это как раздвинуть ноги, согласна, да? Это искусство, понимаешь?

- Я  была на спектакле Хазанова… Его  Наполеон сказал: «Иногда умение корчить рожи - важнее  умения командовать армией». Вы что, сговорились? – улыбнулась я. Мне было уютно и весело рядом с моим фотографом. Он вдруг напомнил мне, что я – красивая женщина. 

-  Запомни, я научу тебя сниматься. У тебя не будет больше фото, где ты улыбаешься там, улыбаешься здесь, одно и тоже, меняется только время года. Ты не турист, ты модель. И давай, настройся… Какое лицо у тебя когда ты орешь? А когда в туалете сидишь? А когда у тебя оргазм? Представь, и дай мне. Ну ладно, туалет не будем трогать, уговорила, аа, не щипайся, ладно, с оргазмом погорячился, тебе же хуже… Все, перестань смеяться. Ты сможешь Олик. Ты- глубокий океан, и в тебе столько жизни сидит, ты даже не представляешь. Я хочу все это вытащить. Дать свободу. Знаешь, психологи советуют - выйти в поле и поорать изо всех сил, потом как заново родился. Не орала? Зря, поори.

- Поору, - послушно кивнула я.

- Я по фотосессии  могу много рассказать о человеке.

- А меня видишь?

- Конечно,  вижу. Иначе бы мы так не общались. Ты – женщина без возраста.  Я до сих пор не верю, что ты мне там  насчет своих 53 натрепала. Ты - озорная девченка с детским лицом и мудростью в глазах. Ты сильно чувствуешь, и что одному-плюнуть и переступить,  для тебя может быть катастрофой. Несмотря на то, что у тебя двое детей,  проблемы, ответственность…  с тобой удивительно легко и хорошо, ты не давишь. Главное, чему мы должны научиться  в жизни- это любить. А еще находить хороших друзей и веселиться. Когда умрем, кто нас не забудет? Они, родимые. Они будут помнить, как ты веселилась, а не как сидела и говорила: «я не умею, я не могу»…

Пошли работать. Смотри, какая у меня есть лестница. Клевая, да? О-о-о, тут столько можно сотворить идей! Свет не нужно, вон луч солнца пробивается в темноту, видишь как красиво?    Слышишь как капает вода в тишине по железу? Здорово, да? Мне сейчас важно расшевелить тебя, я называю это пристрелкой. Ну-ка сострой мне романтичное лицо… Стоп. Поехали… резче, задери майку, стоп, голова пошла, не смейся, посмотри жестко, стоп. Отлично. Ты - молодец. Пойдем, глянем, выкинем брак. Вообще я никому не показываю фото без предварительного отбора. Я убираю плохие фото по своему усмотрению, и никому, никогда не позволяю смотреть на весь материал. Ты у меня исключение. Ты - моя Муза… Я тебя обожаю… Приезжай быстрее опять, мы должны с тобой спеть…


                V


- Привет, моя Муза. Проходи, как я рад тебя видеть. Чай, кофе, потанцуем? Как ты? Что у тебя сегодня? Что, все платья кончились? Да, наоборот, отлично, давай без платья. Ноги! Народу нужны ноги!  Иди одевайся, малыш… Вау…. Так, Олик, не трепи мне нервы, пойдем работать, ох, ну нравятся мне твои туфли - не могу. Ну что, на красную? Смотри, какой у меня чемодан есть, ему 150 лет, осторожно не раздави! Что колготки порвала? Ерунда! Замажем. Встань, дай сниму: ноги, рваные колготы, старый чемодан. Супер. Давай, поехали, да делай же с ним что-нибудь! Да с чемоданом, с кем же еще? Это твой реквизит, работай с ним! Стоп! Снято! Пойдем на белую, с лицом поработаем. Смотри сюда: подбородок держи, не уводи взгляд, замри, не зажимай ноги, зажимается рот! Да плевать мне на твои чулки, двигайся говорю тебе! Все, отлично, пойдем чай пить…

- Послушай, я тебе сыграю… нравится? Это я написал… В следующий раз петь у меня будешь… Я обожаю петь. Я люблю общаться, я люблю людей. Меня окружают интересные, удивительные люди. Олик, давай споем, на, держи микрофон.

- Сева, я не могу…

- Олик, ты можешь все. В тебе сидит колоссальный потенциал, который почему-то ты прячешь. Я это вижу. Ты как огромный маховик, который медленно, но верно раскручивается и начинает выдавать КПД больше, чем атомная станция. Чтобы я больше не слышал этих нюней. Что там у тебя торчит? Отрежем! Что, синяки под глазами? Замажем! Оля, при чем тут синяки и морщины, в твои-то 25, если чувство на лице, жизнь в теле и мысль в глазах? Кому интересны куклы, у которых по большому счету все искусственное, и они не в состоянии выразить ничего, потому что у них внутри пусто? Синяки, прыщи, морщинки- ерунда, если есть огонь внутри. А он у тебя есть.  У тебя фактурные, а главное настоящие лицо и тело. Ну, про ноги я вообще молчу. Я приватизирую твои ноги. Они - мои, поняла? Можешь замуж выходить сколько тебе влезет, но так и передай там: ноги Севины! Мы их кстати поснимаем отдельной темой… Ноги скромницы, искусительницы, дворнечихи, профессорши…Такие ноги надо отдельным томом издавать. Так что «не умею», «стесняюсь», «не пробовала» - отставить. Ты – объект искусства. Знаешь, не люблю людей, которым говорят: произнеси тост, а они мнутся-жмутся. Человек всегда должен уметь выразить мысль. Словом, делом, движением. Встань, скажи от сердца: «Я никогда не говорил тост, но мне с вами сегодня так хорошо, я люблю вас и дай вам Бог здоровья!» и ты уже человек, а не бессловесная скотина.

- Хорошо,- улыбнулась я,- буду выражать мысль ногами.


                VI

- Привет, моя Муза. Работать будем?  Что у тебя? Иди, одевайся. Вау… Олик!  Точнее Ольга, как там тебя по батюшке? Пошли в зал, там доска есть. Значит сегодня ты у меня училка. Так, ну давай входи в образ. Держи указку, самую настоящую между прочим, деревянную! И очки не забудь! Осторожно, им тыща лет, ух, как тебе идет.  Не трепи мне нервы, не смотри так. На, тащи удлинитель, давай помогай свет ставить. Иди к доске, итак, чем ты меня удивишь сегодня? Поехали!...  Да что ты говоришь… да ну?… как интересно… стоп… чего-чего?... а, крестоносцы… продолжай… стоп...

- Сева! Слушай, что я говорю! Я не могу изображать училку не поучая кого-то!

-  Я слушаю-слушаю… как ты говоришь одевались в Средневековье?... да?... а женщины?... отсюда поподробней…не верю! Стоп! Хорошо возмутилась… Темно, лезь на стол, свет здесь поставим, будем играть с тенями…давай училочка, зажигай! … это ты всегда так зачеты принимаешь?...ууу…студентам повезло…Олик, не трепи мне нервы, я не деревянный. Где ноги? Народу нужны ноги! Тааак, пошла движуха! Ты училка или слесарь? Эротичнее! Не ржать! Ну-ка посмотри на иванова так, чтобы он историю партии забыл…уфф… перекур… я историю партии забыл.

- Сев, смотрим?

- Конечно. Лучше, уже лучше. Ну и рожи ты корчишь, умора. Я тебя обожаю. Лицо начинаешь отпускать, молодец. Оставлять? Убирать? Мне нравится, что ты смотришь на себя не как женщина, а как публика. Красивая – некрасивая - не вопрос, образ видишь. Как тебе эта?

- Ни о чем.

- Отличная формулировка. А вот:  вещь? То-то… Оу, уфф, какая… и зачем только из школы уволилась, ребятам бы очень помогала в становлении их правильного отношения к жизни.

- Не ерничай. Я между прочим с ними очень дружила.
 
- Кто бы сомневался… Надень наушники, послушай Майкла Бартона, а я тебя сниму. А, вещь? Обожаю его… Сейчас записываю себе всего Битлз…  Давай вставай, петь будешь.

- Не могу.

- Почему не можешь?  Олик, не трепи мне нервы, мы договорились, что слова «не могу» нет в твоем лексиконе. Ничего не знаю, а тебя никто и не просит голосить. Пой, как можешь. Вот тебе минусовка Успенской, Карусель знаешь? На слова, поехали! Ну что, неплохо, давай еще раз, я записываю.

- Да, Севка, репетировать надо! Какая запись?

- Ну конечно, когда все успеть то? Приезжаешь рано- в 10 вечера!  Ладно, давай Ленинград споем вдвоем…. Надеюсь Людмила Марковна нас простит. Кураж включай…

Мы спели. И записали. У кого нет голоса, но есть слух, тот поймет, как это трудно-отвратительно петь и слышать это. Зато как освобождает...


                VII

Мы подружились с первой встречи. Мы понимали друг друга с полуслова. Наш интерес был взаимный, уважительный,  радостный. Я разбавляла его творческое одиночество и ценила все, что он делает, а он отвлекал меня от "мильона терзаний", которым "мочи нет".
Постепенно, я стала реже грустить и больше смеяться. Я научилась входить в образ. А это очень полезно для женщин, и для несчастных женщин в особенности. Представляю, что я - Клеопатра, и выпрямляется спина.  Представляю, что я наглая девица-хиппи и меня боятся даже гаишники.  Вобщем, вместе с весной в моей жизни появился мой Фантастичный Фотограф-Философ и все начало понемногу налаживаться. Смешные мысли о женской мести куда-то пропали, стало некогда и не интересно.  Прошло еще 3 месяца. Мы с Севой сделали много проектов, задумали еще больше. А главное, я каждую нашу встречу опускала в свою копилку монету…

- Симпатия между людьми - таинственная вещь.  Вот почему мы так сразу сдружились? С первой минуты? Мы на одной волне. А бывает, ты делаешь шаг навстречу, а к тебе нет ответного движения, ты сказал что-то, а тебя не поняли, ты звонишь - а тебе «занят»…- я делаю шаг назад. Если правда занят- перезвонит. Не нужно биться головой об стену. Ты со всей душой, а тебе в ответ юлят и параллелят  -  скажи «до свиданья»… Научись Олик, делать шаг назад от людей, которые тебя не ценят. Это не твои люди, бесполезно. Не мечи бисер перед свиньями. Вот мы общаемся с тобой взаимно. Я вижу, что мое время не проходит бездарно. Твои глаза горят. А сколько ты мне даешь - я и передать не могу. Моя бабушка говорила: Сева, каждый час твоей искренней деятельности кладет тебе в копилочку монету. Когда я с тобой Олик, я кладу в свою копилочку монеты, потому что ты - глубокий сосуд, откуда черпать и черпать, если ты позволишь.

Я благодарен тебе очень. За то, что ты ворвалась в мою размеренную жизнь как ураган. Ты- цунами, вихрь чувств и эмоций, ты подняла всю муть со дна тихого озера и сразу стало видно сколько там лишнего… Ты настолько настоящая и неподдельная, что вдохновляешь меня. Ты - правда моя Муза. Я чувствую кавардак в голове, но это здорово, и я хочу работать. Все лежало под утрамбованным слоем, а ты сдула его. Когда ты приходишь - для меня праздник. Я слышу твои шаги - и вспоминаю что-то, что давно забыл, вижу твою улыбку -  и опять что-то отдает мне в сердце, я слышу твой смешок- и очередной образ из юности всплывает у меня перед глазами. Причем парадокс, хорошо, что тебе не 20, мы с тобой люди практически одного поколения, ты понимаешь мои воспоминания, и это здорово. С тобой я вспоминаю детство. Юность... А когда ты пропадаешь, я словно потерян. Я как подводная лодка, всплываю и кручу перископом в поисках берега. И когда я вижу что заморгал твой огонек в сети и ты вернулась – я снова спокоен и погружаюсь в работу…


                VIII

Вот так, благодаря доброму и открытому сердцу Художника, я из отчаявшегося нытика превратилась в Музу, а это - большая ответственность. Мы, Музы - индивидуальные креативные директора избранных гениев. Знаете как отличить гения? Всё просто. Если рядом с вами - Муза, значит вы - Гений. 

Я наконец почувствовала вкус еды и поправилась на полкило. Не пью вино, не курю. Мне нельзя. Моя модельная внешность и статус Музы требует жертв.  Мне по-прежнему 26. Иногда грущу, но уже жизнерадостно.

А Он… просто дурак, Мужчина Минувшей Мечты... А мог бы быть гением.


июнь, 2011