Человеческий фактор, хорошо это или плохо?

Рауф Гасанзаде
Озвученные мысли http://to-info.ru/page.aspx?id=74

Представим нашим читателям автора, к словам которого имеет смысл прислушаться. Известный журналист и переводчик Раyф Гасанлы родился в 1960г. в г.Бакy. После получения диплома Азербайджанского Экономического Университета он продолжил своё образование в учебных заведениях Москвы, США и Англии. Специалист в области управления бизнесом и внешнеэкономических отношений. Работал на государственных и общественных должностях. Активный участник движения развития институтов гражданского общества и международных отношений в Азербайджане. Раyф Гасанлы был одним из представителей Азербайджанской общественности на заседаниях парламентской ассамблеи Совета Европы. Ныне Раyф Гасанлы является главным редактором английского перевода таких книг как «Ильхам Алиев – я верю в мой Азербайджан» (автор Михаил Озеров), «Миллион подписей – одно требование», «100 цветов – 100 цветков» о детском изобразительном творчестве, ряда других актуальных публикаций. Ряд своих статей Рауф Гасанлы размещает в российском деловом журнале ТОЧКА ОПОРЫ.

Генеральный директор издательского дома ГЛОБУС СТИЛЬ,
Главный редактор московского делового журнала ТОЧКА ОПОРЫ,
Владимир Чернышов

Человеческий фактор как составная общественно-политического устройства

Оpвученные мысли:
 
 «Кто знает и знает, что знает – тот вождь, следуй за ним!» Эти слова принадлежат Омару Хайяму, величайшему мыслителю XI века. Многие из нас живут и, порой, не знают, как сделать свою жизнь лучше, как защититься от назойливых, вездесущих и зачастую ненужных инструкций, положений и нерадивых правил, писанных такими же нерадивыми функционерами, и которые проникли во все сферы нашей жизни. Мы, зачастую, оказываемся заложниками административных ошибок, разгула бюрократии и коррупции.
 Ведь сегодня, встав на путь капитализма и рыночной экономики, мы пустились в другую крайность, приватизировав, а точнее, прихватизировав и те сферы жизни государства и общества, которые должны находиться полностью в области государственного контроля. Те сферы, где нет и не должно быть места личностным амбициям, предпочтениям, симпатиям и антипатиям, откровенным прихотям и ошибкам чиновников различного ранга, состоящих на службе «государевой». Однако сегодня такие тенденции высвечиваются если не во всех, то в большинстве стран бывшего СССР. Мы отчётливо видим, что некоторые из власть предержащих воспринимают вверенные им «границы» своих функциональных обязанностей как «границы» своих личных вотчин. Представители власти, за небольшим исключением, рассматривают доверенные ими города и области как свои личные владения, творя произвол и устанавливая неписанные правила и законы по своему личному усмотрению и в целях своей личной наживы. Госаппараты на местах срастаются с криминальными группировками (хотя само понятие «криминальная группировка» сегодня сильно размыто), а так же с правоохранительными органами, которые, в свою очередь, выполняют роль карательных подразделений и, как результат, мы воочию лицезреем уродливый симбиоз феодализма, капитализма и псевдо-демократии. Так что же выходит? Выходит, что мы, сами того не ведая, вновь пустились в исторический эксперимент и изобрели такую доселе неизвестную форму общественно-политического устройства как феодальная демократия или демократический феодализм? Сюда можно было бы добавить ещё и «капитализм», но, все равно, слово демократия в любом из этих словосочетаний будет носить чисто формальный характер.
Если дать волю воображению и допустить, что некоему художнику поступил заказ написать графический портрет, изображающий, образно говоря, нынешнюю систему здравоохранения или капитального строительства, включая набившее оскомину дорожное строительство, транспорта или энергоснабжения, коммунального хозяйства или системы выплат пенсий и пособий, социального страхования и так до безконечности, то художник наш оказался бы сильно озадачен. При всем обилии красок и техник живописи картины получались бы аналогичными, как ни крути, ни верти. Что же получается? Получается, что, переступив XXI век, мы вновь задаём себе всё те же извечные вопросы – что делать и кто виноват? Здесь впору было бы улыбнуться, если не было бы так грустно.
Позволю себе несколько отступить от темы и пожалеть, что прогресс в книгоиздании идёт не столь стремительно, как во всех остальных сферах социальной жизни. Ведь использование графических символов в некоторых печатных и Интернет-изданиях, дабы придать им большую живость и эмоциональную окраску, могло бы привлечь огромную аудиторию читателей. Шагнули же мы в свое время от наскальных изображений и глинописи к папирусу, а оттуда ещё дальше к бумаге, а затем ещё и дружно переселились в виртуальное пространство! Иначе говоря, не пора ли сделать очередной шаг, а издателям и редакторам задуматься над перспективой использования графики эмоций в своей продукции.
А если вдуматься, ни для кого не секрет, что львиная доля «прогрессивного» человечества уже давно и основательно подсела и сидит в безчисленных ресурсах и социальных сетях виртуального пространства и постепенно отчуждается от традиционных форм получения информации, то бишь учебников, книг и другой печатной продукции. И такой шаг мог бы вызвать неподдельный интерес огромной читательской аудитории, которая тут же воспримет тексты, сопровождаемые различными графическими символами, как нечто родное и близкое. Не берусь утверждать точно когда и где, но когда-то прочел, что графические символы – это ни что иное, как изобретение одного русского морского капитана, который стал добавлять в сигнальные отмашки азбуки Морзе специальные знаки, выражающие различные эмоции – страх, волнение, радость и т.д. Ни сколько не умаляя умение современных писателей доносить до своих читателей эмоциональный подтекст своих сочинений в присутствующих там диалогах и при передаче хода мыслей персонажей, новшество данное, тем не менее, могло бы значительно оживить тексты специфического характера, транслируя желание автора передать свое настроение в тех или иных местах текстов. Здесь, конечно, можно поспорить и возразить, что прогресс в книгопечатании касался лишь материала производства, а не формы написания произведений, а так же, что изобретение графических символов позволило сглаживать издержки лишь опосредованного общения – например, неправильное понимание интонаций, определяющих смысл написанного, но иногда и в ходе составления текстов возникает желание как-то обозначить эмоциональную подоплёку высказываемой мысли. Порой приходится писать такие вещи, которые могут вызвать неприязнь,  злость или агрессию иных читателей, которые, чего доброго, увидят как в зеркале своё отражение промеж строк. Но если они могли бы видеть, что в этот момент ты лишь мягко улыбаешься, то и злость улетучилась бы, и отражение пропало бы, и журналистская этика и, если хотите, корректность были бы соблюдены.
Это полушутливое лирическое отступление конечно же тема совсем другого разговора, но право патента на «изобретение» все-таки оставлю за собой.
 Возвращаясь к нашим извечным вопросам, прежде чем ответить на первый из них, можно сразу же ответить на второй. Во всем виноваты, не кто иной, а мы сами и винить нам надо самих себя, т.е. общество, которое из нас самих же и состоит. Воистину правильно сказано – «мы заслуживаем тех политиков, которых сами и выбираем».
Не переходя на личности и нисколько не умаляя достоинства нынешних руководителей, взваливших на себя, мягко говоря, нелёгкое бремя ответственности, приходится в то же время отчётливо понимать, что, например, тот же самый Д.А.Медведев или Б.Обама, в одиночку, не смогут сделать ничего, что бы хоть немного уменьшить то социальное напряжение, то непрекращающееся «чрезвычайное положение», в котором живут государства. Говоря «в одиночку», здесь имеется ввиду и аппарат госчиновников, но без эффективного и активного участия самого общества во всех сферах жизни государства.
 Существует так называемая вертикаль власти, существует чётко обозначенная система руководства всеми нижестоящими ветвями власти, система издания приказов, распоряжений и решений, а так же чёткие правила их исполнения. Но на каждом из этапов в эту систему ветвей власти вмешивается пресловутый «человеческий фактор» и до нас – рядовых граждан, доходят лишь отголоски благих целей издаваемых распоряжений, а то и их изуродованные гибриды, пропущенные сквозь «мясорубку» этого вездесущего «человеческого фактора». Однако как ни сложна бы была проблема или положение вещей, ключ к её разрешению лежит прямо перед нами. Мудрые все уже сказали задолго до нас. И если «клин вышибается клином», так и «человеческий фактор» в своем негативном восприятии может быть вышиблен только тем же «человеческим фактором» только противоположного заряда. Здесь невольно задумываешься над тем, почему словосочетание, в котором присутствует слово «человеческий», должно нести в себе негативный оттенок? Ведь есть ещё и такие словосочетания как «общечеловеческие ценности», «человеческий подход», «человеческие взаимоотношения» и т.д! И все они несут в себе заряд позитива и надежды. Так чем же фактор плох? Все остальное хорошо, а фактор плох. Стоит задуматься.
Необходимо помнить, что сегодня мы сами выбираем тех, кто будет руководить нами завтра. Тем самым, мы доверяем им свои жизни, свою безопасность и свое благополучие. А что же мы делаем, когда наши избранники не в состоянии защитить нас от насилия, когда назначенные ими исполнители смотрят на нас как на своих вассалов, которые будут исполнять и подчиняться всему, что только взбредет им в голову? Захотят – построят дорогу, захотят – разберут её и построят заново на этом же месте. И стоить эта полуразрушенная дорога краткосрочного пользования будет столько, будто вымощена она была из чистого золота. Захотят – возведут торговый центр, а захотят – подземную стоянку на этом же месте. Это уже будет зависеть от того, чьи интересы будут здесь преобладать. А в итоге страдать будут простые граждане, т.е. мы с вами, которые сами и выбрали себе этих «строителей», а те, в свою очередь, расставили своих исполнителей по нижестоящим ступенькам власти.
Так что же мы делаем в таком случае? А ровным счётом ничего. Мы молчим и терпим. Да, есть правозащитные организации, есть множество НПО и других общественных и неправительственных организаций, которые время от времени высвечивают острые проблемы, выступают с экранов телевизоров, говорят правильные и логичные вещи. И, при этом, слова их эхом отзываются в наших душах, находят отклик и понимание, вселяют надежду. Но меняется ли что-нибудь в итоге? Приводят ли к чему-нибудь безконечные споры и дискуссии или «а воз и ныне там»? Думаю, вопрос излишен.
Всё это, мягко говоря, напоминает неосознанные, судорожные пинки внутриутробного плода, пытающегося вырваться на свободу раньше времени. Однако сколько бы он не пинался, он всё равно сделает свой первый глоток воздуха лишь в строго отведённый срок, да ещё и не без помощи акушеров. Да, конечно, аномалии и исключения случаются всегда и везде и самопроизвольный выброс «плода» так же имеет место быть, что, тем не менее, неминуемо приводит к его гибели. Сейчас же мы говорим не об исключениях из правил, а об общих тенденциях и окрасах нашей действительности. А ведь права, о которых мы знаем и, о которых даже и не подозреваем, имеются у каждого из нас. Они прописаны и в основном законе – Конституции и в других законодательных и гражданских актах и положениях. Вопрос в том, как мы к ним относимся? Мы или просто-напросто пренебрегаем ими, порой, в силу своей неосведомлённости, инертности, а порой в силу иллюзий, что за нас и так всё решат, да ещё и в нашу пользу. Но это далеко не так.
Ещё в бытность СССР, я удивлялся, усевшись в автомобиль производства отечественного автопрома – почему в автомобилях, произведённых, скажем, в Германии, Швеции, Франции, чувствуешь, что каждая деталь, каждая ручка двери, каждый шов внутренней обшивки, одним словом всё сделано для того, что бы потребителю было как можно комфортнее и удобнее. Всё сделано так, что бы ни пассажир, ни водитель не совершали бы лишних манипуляций в поисках на что бы опереться и за что бы ухватиться. Знай себе рули и получай удовольствие. А, забравшись в очередную модель производства ВАЗа, ГАЗа или ЗАЗа, надо было ещё пошевелить мозгами, повертеть головой и поискать куда надо просунуть пальцы, что бы открыть дверцу или за что или кого ухватиться в случае экстренного торможения или резкого поворота. И тогда, невольно, напрашивался вопрос – почему же здесь всё было сделано не для людей, а против людей, что бы им было как можно более дискомфортней, неуютно, и вообще, пусть закаляются, нечего, мол, прохлаждаться? Но это всё было тогда, а сейчас? Сейчас, допустим, автопром и все остальные «промы», кроме сырьевого, приказали долго жить, но тенденция сия, как видно, всё ещё живет и процветает во всех остальных сферах нашей жизни. А может именно поэтому наш «пром» так тихонько скончался? Из-за того, что никто и не боролся и по-прежнему не борется за потребителя? А попробовал бы западный производитель отнестись аналогично к своим потребителям. Он моментально бы разорился и вылетел бы в трубу.
Все мы видим, что творится в странах, с которых мы берем сегодня пример, в случае если там хоть на «цент» будет урезанна зарплата или стипендия или же ущемлены ещё какие-либо права граждан. Люди открыто и все как один выражают протест, используя различные формы и методы, до тех пор, пока не вынудят государство принять удовлетворяющее их требованиям или же адекватное альтернативное решение. А почему? Всё потому, что они знают свои права, отстаивают и борются за них. Да, там есть профсоюзы, которые тоже отстаивают их права, а где же наши профсоюзы? Там есть гражданская солидарность, а где же наша? Кто-то может парировать, что легко сказать, но не легко сделать. Тем не менее, надо вспомнить, что, например, сама идея создания профсоюзов исходит не сверху, а снизу. И здесь все козыри нам в руки!

Власть и работодатели не сделают ничего за нас. Выстраивая систему рыночных отношений и, желая получить дивиденды от её укрепления, мы лишились к тому же и этой мощной силы противодействия произволу работодателей и решаем всё ещё многие вопросы «междусобойчиком». Но такой подход все чаще дает сбои и это отражается больше на нас, чем на наших работодателях. И если система профсоюзов носила раньше скорее номинальный и даже курортно-совещательный характер, то сейчас её нет вообще. Во всяком случае о ней ничего не слышно, как о силе, способной влиять на отношения работник – работодатель. Научившись торговать, мы не научились выстраивать системы разумного регулирования рыночной экономикой, системы сдержек и противовесов, которые являются основными гарантами плавного поступательного движения развития общества в целом.
Любое государственное решение в тех же самых США может быть опротестовано судебной властью, а решения судебной власти, в свою очередь, могут быть опротестованы сенатом, свято соблюдающим букву Конституции. Никто не отрицает, что и там тоже присутствует всё тот же самый «человеческий фактор», коррупция и многие другие хронические болезни современного общества. Но одно дело, когда этот фактор или факторы являются исключением, другое – когда эти же факторы, глубоко запустившие свои корни во все сферы жизни, являются правилом без всяких исключений. В тех же странах, где система государственного регулирования отличается от вышеназванной, там вступают в дело сами граждане, решительно и твёрдо отстаивающие свои права.
И если уж мы взялись за создание рыночных отношений, за создание и укрепление  демократии и хотим следовать демократическим принципам, то давайте сперва хорошо изучим наши с вами права, предусмотренные данным общественным устройством, а потом уже будем сетовать, мол, кто же виноват? Может, тогда мы и сможем ответить на вопрос первый – что делать?
Рауф Гасанлы
Баку, 15 апреля 2011 года
http://to-info.ru/page.aspx?id=74